Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года >> >> VI. Развитие систем теплоснабжения

Анонсы

28.03.17 Вебинар «Автоматизированные системы учета и диспетчеризации энергоресурсов – инструмент для принятия эффективных управленческих решений, снижающих издержки ресурсоснабжающих организаций» подробнее >>>

24.03.17 12-13 апреля 2017г. в Екатеринбурге пройдет Всероссийский форум «Технологии энергоэффективности-2017» подробнее >>>

22.03.17 Круглый стол «Проблемы и перспективы развития в России микророзничных генерирующих объектов на основе возобновляемых источников энергии (микророзница ВИЭ)» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

22.03.17 Основные нормативные правовые акты, регулирующие работу рынка электроэнергии и мощности, принятые в 2016 году подробнее >>>

20.03.17 Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275 о новых требованиях энергетической эффективности для зданий подробнее >>>

06.03.17 Мой дом — моя крепость: Возобновляемые источники энергии для частного дома (статья) подробнее >>>

02.03.17 Приказ Минэнерго России от 04.02.2016 № 67 об утверждении методики определения объема потребления энергоресурсов для реализации мероприятий по энергосбережению подробнее >>>

Все новости портала

Вавиот

Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года

---

VI. Развитие систем теплоснабжения

I. Общие положения

II. Надежность и качество теплоснабжения

III. Тарифное регулирование

IV. Обеспечение полноты платежей за тепловую энергию

V. Государственная отчетность теплоснабжающих организаций

VI. Развитие систем теплоснабжения

VII. Горячее водоснабжение

VIII. Когенерация

IX. Координация управления теплоснабжением

X. Отраслевая наука

6.1 Качество схем теплоснабжения

Федеральным законом «О теплоснабжении» заложен принцип планирования развития через утверждаемые схемы теплоснабжения и инвестиционные программы теплоснабжающих организаций.

Первичный процесс разработки схем теплоснабжения, в основном, закончился. По результатам их массовой проверки в системе качества НП «Энергоэффективный город», соответствующими государственным требованиям можно считать менее 10% от общего количества. Но главным успехом необходимо признать само появление схем теплоснабжения. Важны открытость информации, формулирование проблем и даже само низкое качество схем, как индикатор неспособности конкретных муниципалитетов и теплоснабжающих организаций обеспечить эффективное развитие систем теплоснабжения.

Задача – обеспечить нормативные сроки актуализации схем и их качественную переработку.

Как инструмент государственного и муниципального регулирования в сфере теплоснабжения, схемы должны соответствовать общей цели этого регулирования – обеспечивать качественное, надежное теплоснабжение наиболее экономичным образом. Так как качество и надежность можно обеспечить во множестве вариантов, то именно соблюдение условия экономичности создает конкуренцию проектов развития и определяет возможность оценки качества схемы теплоснабжения.

Основная сложность для уполномоченных федеральных и муниципальных органов – обеспечить не только контроль сроков разработки схем, но и их высокое качество, соответствующее цели. Имеется в виду не просто формальное наличие документа и соответствие государственным требованиям всех разделов схем, а и творческая работа по нахождению лучших вариантов.

Необходимо при актуализации схем найти реальные варианты развития в реальных условиях, а не обосновать максимальные объемы инвестиций. Должен быть достигнут максимальный эффект в пределах конкурентного уровня тарифов. Понимая наличие проблем с финансированием реализации уже разработанных схем, муниципалитеты могут организовывать конкурсы на их актуализацию с оплатой исполнителей за снижение затрат при сохранении планируемых эффектов.

Необходимо обеспечить преемственность схем, введя обязательность анализа причин недостижения запланированных в предыдущей схеме ключевых показателей и общей эффективности функционирования теплоснабжения в динамике от базового года, принятого при первичной разработке.

Необходимо существенно переработать ПП РФ № 154 от 22.02.12 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Требования к актуализации схем определены этим документом в весьма общем виде. Необходимо также ввести требование обязательности соответствия инвестиционных программ схемам теплоснабжения.

Для систем теплоснабжения, признанных в соответствии с «Правилами организации теплоснабжения» ненадежными и малонадежными, в схеме должен быть определен комплекс мер, обеспечивающих оперативное достижение надежного уровня.

Также необходимо решить проблему защиты интересов инвесторов, приступивших к реализации инвестиционных программ, при изменении инвестиционных условий схем теплоснабжения.

На практике некоторые муниципалитеты осознанно либо затягивают разработку и утверждение схем, либо легко преодолевают процедуру публичных слушаний и принимают схемы с существенными нарушениями, предпочитая сохранение существующей практики:

Как минимум, необходимо ввести в КоАП административное наказание для должностных лиц за нарушение требований к схемам, сроков их разработки и непроведение конкурсов по распределению нагрузки. В то же время, необходимо защитить муниципалитеты от недобросовестных разработчиков схем, выигрывающих конкурсы за счет ценового демпинга. Разработку схем необходимо считать НИОКР с соответствующими требованиями по квалификации исполнителей.

Тарифные индикаторы также могут быть использованы для формирования технических заданий на разработку или актуализацию схем теплоснабжения, с поручением разработчику найти вариант развития с тарифом ниже тарифного индикатора.

Если схема не прошла своевременно ежегодную актуализацию и в ней на предстоящий год указаны завышенные нагрузки потребителей, соответствующие убытки теплоснабжающей организации от неправильной тарификации компенсируются из бюджета муниципального образования.

 

6.2 Антимонопольное регулирование планирования развития

Планы развития систем теплоснабжения поселений, обосновываемые в схемах теплоснабжения, весьма часто подразумевают ограничение деятельности одного или нескольких хозяйствующих субъектов, включая ограничение нагрузки и планируемых инвестиций. Любой план развития, утверждаемый органами власти, ограничивает возможности конкуренции, основанной на избытке мощностей принадлежащих разным владельцам.

В логике закона «О теплоснабжении» конкуренция построенных мощностей должна компенсироваться конкуренцией проектов, выбор которых происходит на основе одного критерия ─ меньшей приведенной стоимости теплоснабжения при равном эффекте по надежности и качеству.

К нарушениям равных условий конкуренции проектов относятся варианты искусственного занижения величины расчетных инвестиционных затрат на реализацию конкретных проектов:

Наблюдаются также другие методы ограничения конкуренции проектов:

Внедрению рассматриваемого антимонопольного регулирования мешает необходимость привлечения квалифицированных экспертов и сложившийся стереотип о наличии конкуренции только на товарных рынках.

Нарушения в схемах теплоснабжения часто настолько очевидны, что нет сложностей в доказательной базе, но практика псевдообоснований постоянно совершенствуется. В то же время, в некоторых случаях новые объекты строятся вообще без обоснования в схемах.

К методам борьбы с подобными нарушениями относится не только экспертиза и антимонопольное преследование, но и ограничение уровня тарифов и платы за подключение по индикаторам и тарифным формулам, совершенствование требований к порядку разработки и утверждения схем, конкурсы на право подключения нагрузки в кольцевых сетях и в районах массовой застройки, экспертный анализ эффективности использования бюджетных средств.

 6.3 Комплексное планирование развития

Необходимо обеспечить совместное планирование развития систем теплоснабжения и иных систем жизнеобеспечения (электроснабжения, газоснабжения). В частности, СиПР регионов должны оценивать объемы и максимумы электроотопления, возможности замещения его другими способами обогрева, либо использования тепловых насосов и теплонакопителей разных типов.

Взаимовлияние систем теплоснабжения и систем электроснабжения огромно и не имеет мировых аналогов. Схемы теплоснабжения определяют не только развитие тепловых сетей, но и строительство ТЭЦ. Критический анализ суммы схем теплоснабжения в целом по региону позволит прогнозировать объемы ввода распределенной генерации. Фактически организация планирования от потребностей города позволит перейти к принципиально другим методам планирования энергетики страны, не «сверху» - путем покрытия потребности в энергоресурсах за счет крупных федеральных станций и сетей, а «снизу» - путем прогнозирования потребности каждого поселения, определения перспектив местной генерации и отнесения на федеральный уровень только недостающей потребности.

Применяемая сегодня технология планирования сразу на уровне единой энергосистемы приводит к излишним инвестициям, созданию излишков мощности во всех элементах энергосистем и сохранению низкого уровня эффективности всей российской энергетики.

В газифицированных районах развитие систем теплоснабжения не может быть обеспечено без координации с развитием систем газоснабжения. В то же время сегодняшняя процедура подключения к газовым сетям новых или реконструируемых теплоисточников чрезвычайно длительна и непрозрачна.

Необходимо упростить бюрократические процедуры и для дефицитных регионов определить правила «очереди», включая приоритетность перераспределения высвобождаемого газа в результате реализации энергосберегающих мероприятий и оптимизации структуры энергоисточников.

Должен быть нормативно прописан порядок получения перед очередной актуализацией схемы теплоснабжения, подтверждения газоснабжающих организаций возможности обеспечения газом теплоисточников, учтенных в действующей схеме.

Должны быть решены также следующие вопросы:

Планирование развития систем теплоснабжения должно осуществляться с учетом энергосбережения у потребителей. Необходимо ввести требования по увязке программ энергосбережения и схем теплоснабжения.

Массовая разработка схем теплоснабжения поселений подтвердила наличие проблемы завышенных инвестиционных потребностей, необходимых для обеспечения качества теплоснабжения и подключения новых потребителей. Отталкиваясь от существующей ситуации завышенных расходов теплоносителя, чрезмерных теплопотерь в сетях и подключенных зданиях, в схемах повсеместно планируется увеличение мощности энергоисточников и диаметров тепловых сетей.

Одновременно в программах энергосбережения предусматривается снижение теплопотребления подключенных зданий и потерь в сетях, причем высвобождение мощности обычно обходится существенно дешевле чем создание новой. Логично было бы отдать приоритет реализации энергосберегающих мероприятий, но существующая система государственного регулирования затрудняет объединение замещающих процессов.

Должны быть определены принципы введения расценок на мощность, высвобождаемую в процессе осуществления энергосберегающих мероприятий. Расценки должны соответствовать востребованности мощности для повторного использования либо возможностям вывода из эксплуатации части энергетических объектов.

Необходимо создать реестр высвобождаемой мощности в результате сноса зданий, их капитального ремонта, замены окон на стеклопакеты и т.д. Еще более полезен реестр потенциальных проектов высвобождения мощности, реализовать которые можно реализовать при появлении потребности. Выявление этого потенциала и определение зон перераспределения должны стать одними из основных задач энергоаудита и программ энергосбережения.

 

6.4 Энергоснабжение изолированных районов

До 70% территории России не охвачено федеральными электрическими сетями, соответственно эти районы являются приоритетными для развития малой энергетики, так как для нее просто нет альтернативы. Себестоимость производства тепловой и электрической энергии в этих районах чрезвычайно высока и определяется в основном стоимостью привозного топлива.

В настоящее время снабжение таких районов практически полностью дотируется за счет средств федерального бюджета.

Именно в этих районах наиболее перспективно использование местных возобновляемых энергоресурсов, использование возможностей когенерации и энергосбережения в потреблении. Однако бюджетный кодекс в настоящее время не позволяет учитывать экономию от реализации подобных мероприятий, как минимум на срок окупаемости плюс 2 года.

Необходимо внести изменения в бюджетный кодекс, разрешающие при достижении экономического эффекта учитывать экономию бюджетов верхних уровней, распределяемых через межбюджетные трансферы.

 

6.5 Индивидуальные тепловые пункты

Развитие систем теплоснабжения должно осуществляться с учетом установки ИТП и постепенной ликвидации центральных тепловых пунктов.

Переход на ИТП с независимой схемой подключения со стороны потребителя обеспечивает:

Однако сегодня теплоснабжающие организации не могут закладывать в инвестиционные программы расходы на энергосбережение у потребителей, даже если это выгодно им самим.

Несмотря на очевидные выгоды, установка ИТП зачастую не поддерживается собственниками помещений. Проблема в том, что ИТП не окупаются за счет снижения уровня платежей от уменьшения объемов потребления. Так как, в соответствии с жилищным кодексом, ИТП является общедолевой собственностью собственников квартир, расходы на их эксплуатацию и ремонт должны оплачиваться жителями по защищенной статье расходов – обслуживание дома, с ее существенным увеличением, что воспринимается резко негативно и не ассоциируется с энергосбережением и даже с некоторым возможным снижением тарифов на тепловую энергию. В результате случаи реализации проекта со стороны потребителей без бюджетного финансирования чрезвычайно редки.

Проект не поддерживается и большинством управляющих компаний из-за отсутствия предсказуемых расценок на эксплуатацию ИТП, ответственности за сохранность сложной техники, большей точности определения объемов сливов теплоносителя внутри здания и боязни возникновения небалансов по теплосодержанию горячей воды.

Эффектов от реализации проекта со стороны теплоснабжающей организации существенно больше:

Создание совершенных систем теплоснабжения без систем регулирования в подключенных зданиях невозможно. Все успешные проекты модернизации реализовывались одновременно и в теплоснабжении, и в теплопотреблении.

Одним из вариантов модели реализации проектов по установке ИТП с ликвидацией ЦТП является заключение энергосервисных договоров между ТСО и управляющей организацией. Для этого необходимо разработать экономическую модель и тип контракта, обеспечивающие учет всех положительных и отрицательных эффектов, возникающих при реализации проекта у потребителей, управляющих компаний и теплоснабжающих организаций.

Так как в стране существуют тысячи ИТП, принадлежащих теплоснабжающим организациям, должен быть срочно решен вопрос разрешения теплоснабжающим организациям безвозмездного размещения в жилых зданиях и у других потребителей устройств регулирования теплопотребления и приготовления горячей воды. Потребитель, при наличии возможности, не должен иметь права препятствовать размещению в своих зданиях подобных устройств за счет теплоснабжающей организации.

 

6.6 Критерии назначения единых теплоснабжающих организаций

Для эффективного функционирования систем теплоснабжения законом «О теплоснабжении» было законодательно введено понятие единой теплоснабжающей организации (ЕТСО) как единого окна для потребителей, с ответственностью перед ними за качество, надежность и развитие системы, взаимодействующее с потребителями и заключающее договоры с поставщиками внутри системы.

Крайне важно, чтобы критерии выбора обеспечивали необходимую защиту интересов как потребителей тепловой энергии, так и поставщиков тепловой энергии и услуг по передаче.

Статус ЕТСО должен присваиваться организации, владеющей наиболее крупными тепловыми активами в системе теплоснабжения и финансово устойчивой, что гарантирует выполнение обязательств перед потребителями и поставщиками.

Основные технологические критерии, которым должна соответствовать полноценная ЕТО:

Полномочия ЕТО должны быть более четко нормативно прописаны. Индикатором неблагополучия является массовый отказ промышленных предприятий от теплоснабжения жилых районов с необходимостью строительства замещающих теплоисточников.

Сегодня основным стимулом к получению функций ЕТО является контроль над финансовыми потоками. При решении проблемы неплатежей, эти функции могут превратиться в обузу. Уже сегодня во многих, даже крупных поселениях, отсутствуют претенденты на получение статуса ЕТО.

За выполнение функций по координации работы системы ЕТО необходимо платить, выделив соответствующие расходы в тарифах и введя нормативные требования к договорам обеспечения координации, с появлением у ЕТО соответствующих прав и обязанностей. При отказе от функций ЕТО всех основных теплоснабжающих организаций (или лишении их этого статуса) муниципалитет сможет нанять на выполнение функций ЕТО стороннюю квалифицированную организацию. Такое право также необходимо предусмотреть в нормативных документах.

Необходимо устранить противоречие между законом «О теплоснабжении», предусматривающим назначение ЕТО на систему теплоснабжения и «Правилами организации теплоснабжения», предусматривающими право назначения ЕТО на несколько систем. Не смотря на приоритет нормы закона, муниципалитеты назначают ЕТО на несколько систем и даже на все поселение для организации усреднения платежей потребителей. Если в нормативные документы ввести нормы, разрешающие организовывать «котел» иными способами (банковские методы, использование ЕРЦ), то ЕТО лишится несвойственных ей функций «котлодержателя», вернувшись к первоначальному предназначению координатора в связанной системе теплоснабжения. В изолированных системах с одной теплоснабжающей организацией назначение ЕТО лишается смысла.

Отдельного решения требует вопрос назначения ЕТО в системах теплоснабжения, расположенных в нескольких муниципалитетах, или даже двух субъектах федерации. Фактическое наличие двух ЕТО в таких системах приводит к наличию двух тарифов на передачу тепловой энергии и суммированию их при поставке тепла из соседнего муниципалитета или региона.

 

6.7 Концессия и аренда

В переходный период от социализма ослабление роли государства не было скомпенсировано развитием рыночных механизмов, что явилось причиной кризиса теплоснабжения, в первую очередь в результате резкого уменьшения финансирования. Снижение доходов из-за одновременного уменьшения объемов производства и доли государственного финансирования не могло в том же темпе сопровождаться адекватным снижением расходов. Государство лишилось возможности концентрации средств для поддержания работоспособности неэффективной системы теплоснабжения и тем более не имеет средств на ее техническую модернизацию. В то же время, необходимость обеспечения надежности теплоснабжения предопределяет во многих случаях необходимость значительных инвестиций, что возможно только при обеспечении рыночных условий хозяйствования.

Необходимо не только продекларировать важность прихода серьезных инвесторов, но и обеспечить предсказуемое взаимодействие через регуляторные договоры, недопустимость чрезмерных требований к инвестору, иначе их место занимают финансовые спекулянты. Спекулятивному поведению потенциальных инвесторов способствуют также противоречия в законодательстве и нерыночное регулирование тарифов.

При этом теплоснабжение вполне успешно может функционировать при разных типах организации, но общие принципы едины: общественный сектор должен быть адаптирован к рыночным условиям, а в частном секторе государство должно обеспечивать рамочное регулирование в интересах всех членов общества.

В целях исключения коррупции подготовку и проведение конкурсов целесообразно передать от муниципалитетов третьим лицам – организациям, имеющим специалистов, внесенных в действующий «Государственный Реестр специалистов по организации и проведению торгов».

Во многих городах наличие «котлового» тарифа обеспечивает его приемлемый уровень за счет высокой тарифной составляющей у муниципального предприятия и низкой у частной теплоснабжающей организации. Передача муниципального имущества в концессию с условием долгосрочности тарифа, лишает муниципалитет возможности системной оптимизации с проектным снижением затрат в «дорогой» части системы теплоснабжения и перераспределением высвобождаемых средств в недофинансированную часть системы, для повышения ее надежности.  Условия конкурсов на право концессии должны обеспечивать приоритет подобным оптимизационным проектам.


Оставьте комментарий

Заполните поля и нажмите кнопку "Добавить". Поля отмеченные "*" обязательны для заполнения.

Представьтесь (Ваше ФИО или псевдоним до 50 символов)*:
Ваш е-mail (на форуме не отображается и не передается кому-либо)*
Ваше сообщение: *:
Организация / должность ( до 100 символов)
Город
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь
(защита от спама)*:

Сообщения не относящиеся к теме раздела, содержащие прямую рекламу или носящие оскорбительный характер будут удалены. Администрация портала не несет ответственности за добавляемые сообщения. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции сайта. Время Московское.

Проект. 4-я версия от 05.09.2016 г. Разработчик – НП «Энергоэффективный город» (Президент - Семенов В.Г.)



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее