Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года >> >> III. Тарифное регулирование

Анонсы

24.05.17 Круглый стол «Энергетическая и промышленная политика: объединяя усилия, развивая территории» подробнее >>>

24.05.17 V юбилейный Международный инженерный чемпионат «Case-in»:ФИНАЛ в Москве! подробнее >>>

24.05.17 Россия представит достижения отечественной энергетики в рамках ЭКСПО-2017 подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

22.05.17 Энергоэффективность – естественный отбор для рынка окон (статья) подробнее >>>

19.05.17 Роспотребнадзор: Разъяснение о возможности использования светодиодного освещения в школах и детских садах подробнее >>>

15.05.17 Причина краха флагмана немецкой солнечной энергетики (статья) подробнее >>>

15.05.17 Идёт публичное обсуждение Справочника НДТ «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» подробнее >>>

Все новости портала

Стратегия развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года

---

III. Тарифное регулирование

I. Общие положения

II. Надежность и качество теплоснабжения

III. Тарифное регулирование

IV. Обеспечение полноты платежей за тепловую энергию

V. Государственная отчетность теплоснабжающих организаций

VI. Развитие систем теплоснабжения

VII. Горячее водоснабжение

VIII. Когенерация

IX. Координация управления теплоснабжением

X. Отраслевая наука

3.1 Соблюдение баланса интересов поставщиков и потребителей

Установившаяся сегодня система сдерживания темпов роста тарифов на коммунальные ресурсы без практики системного анализа самих значений тарифов привела к негативным последствиям как для потребителей, так и для теплоснабжающих организаций:

Сегодня основным подходом в тарифном регулировании является индексация отдельных видов расходов в процентах от достигнутого уровня. Такая система материально поощряет худшие организации, уже имеющие высокий тариф. Действует антирыночное правило, по которому для обоснования дальнейшего роста высокого тарифа необходимо постоянно поддерживать низкий уровень надежности и высокий уровень расходов. Высокие тарифы провоцируют не улучшения, а необходимость сохранять большие издержки. Нарушается основной принцип справедливости уровня тарифов, по которому более высокий тариф должен соответствовать более высокому уровню качества и надежности.

Все это диктует необходимость перехода на принципиально иные методы тарифообразования, основанные на принципах понятных потребителю и воспринимаемых им как справедливые. В общем виде, больший уровень тарифа должен обеспечивать более высокий уровень надежности теплоснабжения. «Справедливость» тарифов означает соответствие их качеству и надежности. Именно этот принцип должен лежать в основе определения экономически обоснованного уровня тарифа.

3.2 Основные принципы ценообразования

Основой ценообразования в отрасли должно стать не регулирование на основе исторически сложившейся базы тарифа, когда главным является регулятор, а формирование тарифных формул, позволяющих потребителю выбирать тарифное меню и гарантирующих соответствие тарифов уровню качества и надежности теплоснабжения. При этом радикально упрощается процедура утверждения цен (тарифов) с исключением существенной части бюрократических процессов.

Возможно формирование тарифной формулы на основе:

Эффективное ценообразование должно строиться исходя из того, что уровень тарифа, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения конкурентного качества теплоснабжения, с другой, он не должен провоцировать потребителя на поиск альтернатив. Для каждой системы централизованного теплоснабжения имеется несколько опасных уровней тарифов, когда усиливается конкуренция различных типов альтернативных теплоисточников (начиная с нагревателей горячей воды), то есть имеется тарифный диапазон, в котором проявляются и усиливаются тенденции на отключение от ЦТ.

Стоимость альтернативных способов может рассматриваться и как тарифный индикатор - предельный уровень, выше которого не могут устанавливаться цены в системе теплоснабжения.

Применение методов тарификации по тарифным формулам и индикаторам должно способствовать появлению реальных стимулов для снижения издержек.

Для организаций, владеющих магистральными тепловыми сетями, необходимо разработать типовые регуляторные контракты с временными повышающими коэффициентами в тарифной формуле, учитывающие окупаемость дополнительных инвестиционных затрат в течении согласованного срока. Например, для:

3.3 Принципы бенчмаркинга при установлении цен (тарифов)

Бенчмаркинг (сравнение аналогов) позволяет сравнивать подобное с подобным и не поощрять теплоснабжающие организации с излишне высоким тарифом только на основании того, что в конкретном месте «альтернативная котельная» может оказаться чрезмерно дорогой.

Метод аналогов можно использовать в виде трех составляющих:

Задача схемы теплоснабжения и инвестпрограмм регулируемых организаций – найти способ с наименьшими затратами достигнуть уровня аналогов.

Необходимо существенно упростить методики применения этого типа тарифа. Их сложность привела к тому, что метод, разрешенный законодательством, практически не применяется.

3.4 Адресная поддержка граждан

Законодательство об ограничении предельными индексами платы граждан в его сегодняшней реализации подразумевает искусственное ограничение тарифов для всех граждан с компенсацией за счет бюджета разницы между обоснованным размером тарифа и размером, который условно признан доступным. В таком виде компенсация предоставляется всем потребителям ресурса, вне зависимости от того, нуждаются они в поддержке или нет.

Для исключения вышеназванных диспропорций необходимо обеспечить переход к исключительно адресной системе социальной поддержки нуждающихся граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, плата за которые формируется, в основном, платежами за теплоснабжение и ГВС.

Адресная система поддержки граждан не допускает наличия искусственных ограничений. Только адресная система поддержки обеспечивает ряд ключевых преимуществ по сравнению с принятой сегодня системой сдерживания тарифов для всех граждан:

Это означает отмену действующей сегодня системы ограничения предельными индексами платы граждан.

Такой переход подразумевает, что стоимость энергетических ресурсов определяется исходя из экономических, а не политических подходов, то есть при реформировании тарифной модели – исходя из формулы цены на тепловую энергию. После этого необходимо определить, какие граждане действительно нуждаются в субсидиях. Одним из условий для получения субсидий должно быть добросовестное исполнение обязательств по оплате оказанных жилищно-коммунальных услуг, то есть вопрос о предоставлении субсидий должен решаться заблаговременно, а не после начисления платежа.

Процедура получения субсидий для тех, кто в них нуждается, должна быть максимально упрощена. Но сами критерии для получения субсидий не должны быть излишне мягкими, поскольку это спровоцирует неоптимальное распределение бюджетных средств и приведет к злоупотреблениям.

3.5 Распределение топлива при производстве тепловой и электрической энергии на ТЭЦ для целей тарифного регулирования

Распределение топлива, в части комбинированного производства тепловой и электрической энергии, должно осуществляться на следующих принципах.

Только в этом случае ТЭЦ будет конкурентоспособна на обоих рынках.

Практически эта задача решается фиксацией удельного расхода топлива по электроэнергии, с расчетом удельного расхода на тепловую энергию по характеристикам оборудования станции.

При работе части оборудования ТЭЦ в режиме котельной (без выработки электроэнергии) удельные расходы должны приниматься как для котельной и «не замешиваться» с общими.

Для конденсационной выработки электроэнергии на ТЭЦ удельные расходы должны приниматься как для конденсационной ГРЭС.

3.6 Двухставочный тариф

В настоящее время в подавляющей части поселений на тепловую энергию установлен одноставочный тариф.

Введение двухставочных тарифов (ставки за тепловую энергию и за мощность) позволит достичь решения нескольких актуальных для систем теплоснабжения задач:

При переводе небольшой части затрат на топливо из переменной в фиксированную часть тарифа, можно получить непривычный для теплоснабжающих организаций результат – чем меньше тепла будут потреблять подключенные здания, тем будет лучше для поставщика, то есть он реально становится заинтересован в энергосбережении.

Для массового внедрения двухставочных тарифов практически отсутствуют методологические проработки. Необходимо их осуществить и создать возможности для выбора из трех, принципиально различающихся типов тарифов. Общими у них является только переменная ставка, пропорциональная, в основном, удельному расходу топлива на 1 Гкал.

Варианты реализации двухставочного тарифа:

Необходимо проанализировать плюсы и минусы вариантов и разработать методологию установления двухставочных тарифов, учитывающую выбор варианта в соответствии со спецификой.

В ставке за мощность необходимо учитывать наличие работоспособной системы резервного топлива.

Также необходимо разово признать фактические потери в сетях с оценкой их по объективной методике с одновременным введением показателей снижения по годам.

3.7 Плата за подключение

Практиковавшийся длительное время метод выдачи индивидуальных технических условий учитывал все затраты на подключение конкретного потребителя. Для многих застройщиков расходы оказывались чрезмерными, а для других, наоборот, невысокими.

Введение усредненной платы за подключение можно, несомненно, отнести к положительным решениям. Ее можно установить на «справедливом» уровне, то есть не сильно завышая тарифы (не в полной мере перекладывая проблемы бизнеса на социальных потребителей), и не завышая плату выше затрат на строительство конкурентного локального теплоисточника.

Необходимо ввести типовое разграничение работ, выполняемых за счет платы за подключение и за счет тарифных поступлений. В плате за подключение учитывать затраты на:

При разделении типов объектов, финансируемых из платы за подключение и из тарифа, не возникнет проблем с необходимостью корректировки долгосрочных тарифов.

В качестве альтернативного способа определения платы за подключение необходимо ввести метод основанный на использовании 2-х индикаторов, определяемых по результатам ежегодного исследования:

Плату за подключение в конкретном поселении устанавливать как базовую (по первому индикатору), умноженную на коэффициенты инфляции; плотности нагрузки в зоне подключения; климата; сейсмичности; удаленности, с верхним ограничением величины платы по второму индикатору (формула цены).

Критерием отказа в подключении будет служить двухкратное превышение себестоимости работ по подключению над установленной величиной платы.

При подключении потребитель должен иметь право выбора между одномоментным внесением платы за подключение или механизмом рассрочки: сниженная (или нулевая) плата за подключение, но обязательство о долгосрочном потреблении тепловой энергии по зафиксированной свободной цене (изменяемой по формуле цены).

Необходимо отменить норму установления платы за подключение в 550 руб. при подключении зданий с нагрузкой менее 0,1 Гкал/ч. В отличие от электроэнергетики она не имеет никакого социального смысла, а, наоборот, приводит к увеличению платежей социальнонезащищенных потребителей, через тариф оплачивающих затраты на подключение:

При комплексном освоении территорий предпочтительна конкурсная процедура определения поставщика тепловой энергии. Проблемой является то, что критерий минимальной платы за подключение не является объективным показателем качества предложения претендента на осуществление теплоснабжения застраиваемого района. Необходимо ориентироваться на приведенные затраты, учитывающие и стоимость поставки тепловой энергии. Критерием выбора может служить лучшая предлагаемая долговременная формула цены на тепловую энергию при фиксированной плате за подключение.

Должны быть разработаны типовые условия подобных конкурсов с определением требований к участникам и условий заявок.

3.8 Отмена регулирования для некоторых систем теплоснабжения

При присоединении к промышленным источникам, источникам организаций, для которых энергоснабжение не является основным видом деятельности, и системам теплоснабжения, построенным без учета инвестиций на строительство при тарифном регулировании, можно уже сейчас отменить тарифное регулирование. У нового потребителя остается право построить свой теплоисточник, присоединиться к системе теплоснабжения общего пользования или к недозагруженному источнику промпредприятия по свободной цене и нерегулируемой плате за подключение. Такое решение повысит уровень конкуренции систем теплоснабжения.


Оставьте комментарий

Заполните поля и нажмите кнопку "Добавить". Поля отмеченные "*" обязательны для заполнения.

Представьтесь (Ваше ФИО или псевдоним до 50 символов)*:
Ваш е-mail (на форуме не отображается и не передается кому-либо)*
Ваше сообщение: *:
Организация / должность ( до 100 символов)
Город
Введите цифрами Семьсот семьдесят семь
(защита от спама)*:

Сообщения не относящиеся к теме раздела, содержащие прямую рекламу или носящие оскорбительный характер будут удалены. Администрация портала не несет ответственности за добавляемые сообщения. Мнения авторов могут не совпадать с позицией редакции сайта. Время Московское.

Проект. 4-я версия от 05.09.2016 г. Разработчик – НП «Энергоэффективный город» (Президент - Семенов В.Г.)



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее