Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Возобновляемые источники энергии >> >>

Анонсы

28.06.17 Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий» пройдет в 15 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге подробнее >>>

27.06.17 Новинки международной промышленной выставки на ИННОПРОМ-2017 подробнее >>>

22.06.17 10-13 июля ИННОПРОМ: Индия становится постоянным участником мероприятия подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

27.06.17 «Роснефть-2022»: стратегия будущего // Игорь Сечин — об основных принципах развития компании в ближайшие годы (статья) подробнее >>>

22.06.17 «Концепция развития электроэнергетического рынка на основе новых технологий» представлена для обсуждения подробнее >>>

22.06.17 Исследование "Перспективы ветроэнергетического рынка в России" подробнее >>>

16.06.17 IRENA предложила России вложить $300 млрд в отказ от нефти и газа (статья) подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Возобновляемые источники энергии

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

Аэростатно-плавательный ветродвигатель
системы АПВЭН в версии 1 RBT

AEROSTATIC BALLOON NATATORIAL WIND TURBINE

А.В. Губанов, инженер-конструктор, независимый аналитик, награжден Орденом Почета, в качестве изобретателя - медалями международных Салонов инноваций в Москве и Женеве; г. Москва, vagezit@mail.ru

 

Сверхвысотная ветроэнергетика — естественный удел
материковых регионов, там, где низовые ветра слабы для
генерации промышленных мощностей, имеют место
пылевые бури, геоподоснова не пригодна для сооружения
тяжелых опор ВЭУ, единственно безопасная технология
в сейсмических зонах, при атмосферных катаклизмах.

 

Применяется для генерации энергии ветра в электроэнергию средних и больших мощностей, достигаемых на уровне скоростных слоев атмосферы и высоте от 250-300 метров.

В настоящее время более 80% мирового ветроэнергетического потенциала сосредоточено в благоприятных атмосферно-климатических условиях при скоростных ветрах устойчивой направленности, что позволяет вырабатывать энергию промышленных мощностей. Однако и такое размещение ВЭУ не всегда дает желаемый результат для самых распространенных средневысотных ветрогенераторов высотой 60-100 метров, выше которой следуют неприемлемые эксплуатационные издержки по текущему обслуживанию традиционных ветряных систем на стационарных башенных опорах. В результате строители ветростанции на шельфе Восточно-китайского моря, где ветра переменчивы по силе, вынуждены сооружать в два раза более высотную опору над поверхностью воды под турбину диаметром 151 метр.

Для установки высотного ветрогенератора серии Enercon E-126 мощностью 7,58 МВт, генерируемой на уровне в 198 метров, понадобилось создать несущую башню весом 2,8 тыс. тонн на фундаменте почти той же массы.

image002.jpg

Фото. Ветрогенератор серии Enercon E-126

Силовые блоки с вершины средневысотных и высотных колонн невозможно убрать на безопасный уровень при штормовых и ураганных ветрах, из-за чего имели место катастрофы отдельных ветроэнергетических объектов.

Слабые ветра переменчивой направленности на малых и средних высотах до сих пор остаются непреодолимым препятствием для развития промышленной ветроэнергетики за пределами благоприятных атмосферно-климатических зон, а именно, на большинстве внутриконтинентальных территорий, где она особенно актуальна и затребована, а осуществляется лишь в виде ветряков малой мощности на сельских объектах жилого и хозяйственного назначения. Кроме слабости и изменчивости вектора низовых и средневысотных ветров сдерживающими факторами здесь являются плохие несущие свойства грунтов и соответствующее удорожание опорных фундаментов под башни и колонны ВЭУ, пылевые бури, вечная мерзлота в районах крайнего Севера, ледовая обстановка на шельфах, частые торнадо.

Агентство информации Минэнерго США прогнозирует стагнацию с 2020 года в ветроэнергетики своей страны. Вывод основан на исчерпании благоприятных атмосферно-климатических пространств для средневысотных установок ВЭУ.

 

Выходом из неразвитости материковой ветроэнергетики является актуальная разработка технических решений, основанных на применении иных средств размещения ветросиловых блоков на максимально доступную высоту сильных атмосферных потоков, в том числе при помощи аэростатных модулей из оболочек, наполненных газом легче воздуха — водородом или более безопасным гелием. Решительному повороту в данную сторону способствуют последние достижения в технологиях и материалах воздухоплавания, что сделали возможным осуществление дозаправки газонаполняемых оболочек не чаще одного раза в несколько лет, чем повышается практические перспективы использования аэростатов для ветроэнергетических целей и задач.

Для прогресса в деле практического применения и модернизации сверхвысотной ветроэнергетики важно отбросить предубеждения против воздухоплавания, как опасного и рискованного вида деятельности, в области которой имели место катастрофы, потери и жертвы. Для этого достаточно обратить внимание, что все аварии аппаратов случались с дирижаблями и никогда не происходили с привязными аэростатами.

Исследования с применением радиально-лопастной турбины горизонтально-осевого вращения внутри аэростата в виде газонаполненного полого кольца (www.altaerosenergies.com) выявили, что начиная с высоты в 250-300 метров, ветер достигает скоростных значений 20-25 м/с, далее начинается резкий и линейно стабильный прирост скорости ветра по мере дальнейшего подъема силового блока. Максимально достигнутая высота аэростатического подъема канадской турбины Altaeros составила 600 метров. Данное направление активно разрабатывается в пилотных проектах энергетических компаний США, Южной Кореи, Италии.

Предлагаемая концепция российской сверхвысотной установки АПВЭН, исполненная на уровне патента на изобретение RU 2602650, разработана на основе изучения особенностей и качеств всех известных мировых прототипов. В их числе южно-корейская ветрогенераторная система (патент KR 20150092332), советский проект высотного ветросилового аэростата (патент SU 8970) и многих других аналогов. Настоящей версии 1 RBT предшествовали модели, получившие патенты RU 2576103 (WO 2016122348) и 2594827.

Целью модернизации и создания сверхвысотной системы АПВЭН является устойчивое получение большей ветроэнергетической мощности в скоростных слоях атмосферы, на высоту которых силовой блок устройства доставлен при помощи аэростатного модуля.

Сущность технического решения состоит в применении механизма с увеличенным КПД преобразования кинетической энергии ветра в механическую, каковым является радиально-лопастная турбина (RBT) на оси вращения, совпадающей с направлением воздушного потока. При этом реализуется необходимость совместимости по меньшей мере одного силового блока в виде гондолы, внутри которой размещены планетарный мультипликатор и генератор, а на её оси с внешней стороны наветренного торца вращается упомянутая турбина, с аэростатным модулем и возможность оптимизации конструкции последнего компонента установки в направлении улучшения его аэродинамического качества, для чего газонаполненные баллоны модуля уложены и закреплены поперек на дуге арочной мостовой фермы, так что горизонтальная проекция модуля в сборе имеет дельтовидный контур, сориентированный на ветер.

Наглядно устройство в версии 1 RBT системы АПВЭН представлено эскизно, в том числе на фиг. 1 показан общий вид аэростатно-плавательного ветродвигателя; на фиг. 2 — вид на ветродвигатель сверху; на фиг. 3 — воздухоплавательная часть, вид со стороны ветра.

Ветродвигатель в версии 1 RBT состоит из воздухоплавательной части и причального узла, соединенных тросами 1 и трос-кабелем 2. В свою очередь воздухоплавательная часть включает в себя аэростатный модуль из газонаполненных цилиндрических баллонов 3 и концевых баллонов 4, каждый может быть оснащен килем 5. Баллоны уложены поперек и закреплены на дуге арочной мостовой фермы 6, в площади которой размещена гондола 7 с встроенными в неё планетарным мультипликатором и генератором, на её ось вращения, совпадающую с направлением ветра, с наветренной стороны фермы насажена тихоходная радиально-лопастная турбина 8. Над кормой аэростатного модуля с опорой на ферму возвышается вертикальный кронштейн 9, заканчивающийся горизонталь-плоскостным стабилизатором 10. Причальный узел устройства представляет из себя бетонную наземную тумбу 11 со свободно вращающимися осью 12 и платформой 13, на которой подветренно установлены две соосные лебедки 14, диаметрально расположенная к ним кабельная бухта 15.

image001.jpg

Аэростатно-плавательный ветродвигатель работает следующим образом. После монтажа и крепления на открытой местности причального узла, сборки воздухоплавательной части системы АПВЭН баллоны заполняются легким газом до достижения положительной плавучести и совместно балансируются в горизонтальной плоскости, упомянутые узел и часть устройства соединяются тросами и трос-кабелем, которые затем медленно стравливаются с лебедок и кабельной бухты до тех пор, пока под воздействием аэростатической подъемной силы модуль с силовым блоком не достигнет высоты, где среднегодовые скорости ветра составляют не менее 20-25 м/с. В это же время, воздухоплавательная часть ветродвигателя разворачивается воздушным потоком по круговой траектории вокруг причального узла и фиксируется так, что её продольная ось симметрии совпадает с направлением ветра. Начиная с высоты, где скорость ветра для этого достаточна, возникает малая и по мере подъема возрастающая аэродинамическая подъемная сила. Скоростной напор ветра вращает турбину, механическая энергия поступает в планетарный мультипликатор и затем в генератор, где преобразуется в электрическую энергию, направляемую по трос-кабелю через контроллер, аккумуляторную батарею и инвертор к потребителям.

При изменении направленности воздушного потока его напор воздействует на наветренные боковые поверхности аэростатного модуля, который стремится совместно с подвешенными на нем опорными и силовыми устройствами переместиться туда же, куда стал дуть ветер. Воздействие ветряного напора усиливается, и переориентация на ветер всей воздухоплавательной конструкции может ускоряться благодаря наличию у концевых газонаполненных элементов вертикальных килей. Корме аэростатного модуля предстоит для разворота установки на переменившийся ветер описать в пространстве дугу бОльшей длины, чем носовой части. Этому способствует увеличивающаяся высота каждого киля по направлению к корме концевых баллонов. Движение переориентации передается на причальный узел через трос к лебедкам, от них поступает на свободно поворачивающуюся платформу и кабельную бухту. Круговое перемещение воздухоплавательной части системы АПВЭН и соответствующее вращение платформы причального узла завершается в тот момент, когда продольная ось симметрии аэростатного модуля совпадет с направлением ветра и не возобновляется без новых динамических изменений в атмосфере. Синхронный характер движения рассмотренных элементов исключает скручивание и перехлест тросов и трос-кабеля.

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Аэростатно-плавательный ветродвигатель, Губанов А.В.
скачать архив архив.zip(351 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее