Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Энергетические обследования и энергоаудит >> >>

Анонсы

24.05.17 Круглый стол «Энергетическая и промышленная политика: объединяя усилия, развивая территории» подробнее >>>

24.05.17 V юбилейный Международный инженерный чемпионат «Case-in»:ФИНАЛ в Москве! подробнее >>>

24.05.17 Россия представит достижения отечественной энергетики в рамках ЭКСПО-2017 подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

22.05.17 Энергоэффективность – естественный отбор для рынка окон (статья) подробнее >>>

19.05.17 Роспотребнадзор: Разъяснение о возможности использования светодиодного освещения в школах и детских садах подробнее >>>

15.05.17 Причина краха флагмана немецкой солнечной энергетики (статья) подробнее >>>

15.05.17 Идёт публичное обсуждение Справочника НДТ «Повышение энергетической эффективности при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности» подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Энергетические обследования и энергоаудит

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

Проблемы организации и проведения энергетических обследований

Н.В. Иванов, заместитель заведующего Отделением,
С.А. Байбаков, инженер, заведующий лабораторией теплофикации,
Отделение турбинных установок и теплофикации,
ОАО «Всероссийский теплотехнический институт» (ВТИ), г. Москва

Введение

В условиях реформирования экономики России на основе рыночных принципов при широком развитии частного сектора, на наш взгляд, деятельность по энергетическим обследованиям должна иметь четко выраженный государственный статус и регулироваться госорганами. Это касается регистрации энергоаудиторов, регламентации проведения обследований, экспертизы результатов обследования, установления ответственности за качество выполнения работ, а также контроля за реализацией разработанных мероприятий по энергосбережению. В принципе, все это в разной степени прописано в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» [1], но по опыту выполненных работ роль государства практически не ощущается. Это приводит к тому, что энергетические обследования носят сегодня формальный характер и не в полной мере соответствуют их назначению.

На наш взгляд, должны в первую очередь соблюдаться следующие основополагающие условия, обеспечивающие надлежащее качество обследований в соответствии с их целями:

■ энергоаудиторы должны быть независимыми от обследуемых организаций;

■ организации должны подвергаться энергетическим обследованиям только по основной деятельности;

■ должна быть разработана единая информационная база и методическая основа проведения обследований;

■ должен быть организован контроль за квалификацией энергоаудиторов, качеством выполненных работ и реализацией разработанных мероприятий по энергосбережению;

■ должны быть разграничены подходы к проведению энергетических обследований генерирующих предприятий и энергопотребляющих объектов.

Энергетические обследования в 1990-х гг.

Как известно, начало обязательных энергетических обследований связано с выходом в свет Федерального закона от 03.04.1996 г. № 28-ФЗ «Об энергосбережении» [2]. В соответствии с ним, обязательным энергетическим обследованиям подлежали организации с годовым потреблением ими энергетических ресурсов более 6000 т у.т. или более 1000 т моторного топлива (гл. 3, ст. 10). Подлежали обследованию также системы транспорта тепла (тепловые сети) и электроэнергии (электрические сети). На объекты в сфере энергопотребления (промышленные предприятия, транспорт, здания и сооружения и др.) обследования не распространялись, хотя значительная и основная часть перерасходов энергетических ресурсов в России происходит именно в сфере их потребления. В это время компетентными организациями были разработаны единые основные методические материалы, регламентирующие порядок проведения и объем энергетических обследований [3-7]. Определены выходные документы: программа проведения обследования; технический отчет; энергетический паспорт; топливно-энергетический баланс; комплекс энергосберегающих мероприятий. При некоторых недостатках (на наш взгляд) этих документов, они, тем не менее, достаточно профессионально и качественно отражают цели и задачи энергетических обследований. Информация, включаемая в энергетический паспорт, достаточно объективно и полно характеризовала обследуемый объект, его техническое и технико-экономическое состояние. В последующем методические материалы были пересмотрены и улучшены фирмой «ОРГРЭС», согласованы с ведущими организациями в сфере энергообследований, но практического применения не нашли в связи с изменением условий проведения энергообследоаний (о чем ниже).

Организация энергетических обследований была возложена на Госэнергонадзор и его региональные структуры. Эта деятельность подлежала лицензированию. Энергообследующие организации проходили аккредитацию. Надо отметить, что работа была организована на достаточно высоком уровне. Структуры Госэнергонадзора составляли график проведения обследований подведомственных им предприятий, в которых указывались сроки энергообследований. Эти графики неукоснительно выполнялись и контролировались. Результаты энергетических обследований проходили тщательную экспертизу перед их утверждением в надзорных органах. По результатам обследований составлялось предписание обследуемым организациям и стоящим над ними органам с перечнем обязательных мероприятий по повышению энергоэффективности. Контроль за исполнением был строгий.

После реорганизации Госэнергонадзора функции проведения энергетических обследований были возложены на Минпромэнерго России. Игнорируя имеющийся опыт, была заново организована работа по проведению энергетических обследований (во исполнение того же Федерального закона [2]). Работу организовывала Межрегиональная Ассоциация Энергоэффективность и Нормирование (МАЭН). Была создана система добровольной сертификации в области рационального использования и сбережения ресурсов, в рамках которой и осуществлялась деятельность. Лицензирование было отменено. Был создан единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований. К 2010 г. более 130 организаций имели свидетельства о включении в этот реестр и сертификат соответствия требованиям системы. Непременным условием включения в реестр было прохождение обучения сотрудников организаций на базе МАЭН, которое периодически повторялось. Свидетельство также обновлялось 1 раз в год. Эти процедуры платные, т.е. в организации энергообследований начала четко прослеживаться коммерческая составляющая. Затраты предприятий на проведение обследований включались в себестоимость продукции, т.е. ложились на конечного потребителя. Очевидно, что требования к допуску организаций к проведению энергетических обследований существенно упростились. Это, естественно, не могло не отразиться на квалификации энергоаудиторов и, соответственно, на качестве выполняемых работ. Экспертиза результатов обследований стала носить формальный характер и, по сути дела, лишь регистрировались отчеты и энергетические паспорта с целью последующей подготовки справки в Правительство РФ о масштабах проделанной работы. В данной бесконтрольной ситуации и на фоне значительного усиления роли частного сектора в стране, завуалированным оказалось требование к обязательности энергетических обследований. Не возродилось оно и после образования (а точнее возрождения) Минэнерго России, за которым сохранились обязательства по организации обследований. Надо отметить, что за все это время не обновлялась и не совершенствовалась методическая база, хотя, как было отмечено выше, попытки в этом направлении были.

Энергетические обследования сегодня

В связи с выходом нового Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.» [1] ситуация изменилась практически во всех смыслах. Так, энергетические обследования стали опять обязательными, но при этом в корне изменились подходы к организации их проведения. Законом предписаны энергетические обследования всех объектов независимо от форм собственности, включая здания, сооружения и другие энергопотребляющие объекты, которых сотни тысяч. Вместо совершенствования действовавшей ранее организации энергетических обследований сегодня ее фактически вывели из под контроля государства и передали в ведение саморегулируемых организаций (СРО). Такие организации образованы специально для проведения энергетических обследований и действуют в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [8]. В настоящее время зарегистрированных и подавших заявки на регистрацию более 65 таких организаций. В каждом СРО до 30-ти компаний, которые должны иметь в своих рядах немалое количество специалистов. Это требует большого количества специалистов-энергетиков, которых подготовить в рамках проведения учебы на базе СРО нереально. Организация-член СРО оплачивает вступительный и страховой взнос, ежегодные взносы, обучение энергоаудиторов, экспертизу энергетических паспортов. То есть упомянутая выше коммерческая составляющая в организации энергетических обследований значительно усилилась.

Естественно, обеспечить единообразие при выполнении работ по энергетическим обследованиям при таком количестве организаций практически невозможно. Поэтому создаются региональные координационные научно-технические советы саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (КНТС СРО), объединяющие несколько СРО. Идут работы по созданию национального органа, объединяющего СРО в области энергетических обследований, и по подготовке Учредительного съезда по созданию такого органа. Кроме того, формируются энергосервисные компании и их объединения, призванные реализовывать программы энергосбережения. И все это под флагом необходимости реализации государственного комплексного подхода к энергосбережению и энергоэффективности.

Очевидно, что все это приведет просто к формированию дополнительных структур со значительными затратами на свое содержание, которые, естественно, будут включены в стоимость обследований и, в конечном итоге, в стоимость продукции. При этом, как показывает опыт других подобных организационных начинаний, увеличение стоимости обследований, скорее всего, не приведет к повышению их качества, поскольку собственно создание СРО не решает имевшихся ранее проблем.

Для того, чтобы создаваемая система более или менее эффективно заработала, нужно время на ее организацию и разработку дополнительных документов, которые устраняли бы неучтенные в первоначальном варианте (в соответствии с законом «Об энергосбережении») неясные и неоднозначные моменты.

С учетом сказанного можно задать вопрос: а следовало ли коренным образом менять существовавшую ранее систему организации и проведения энергетических обследований, получая не решенные ранее проблемы и создавая новые?

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Проблемы организации и проведения энергетических обследований, Н.В. Иванов, С.А. Байбаков, Источник: Журнал «Новости теплоснабжения» №07 (131) 2011 г. ,
www.ntsn.ru/7_2011.html

скачать архив архив.zip(38 кБт)

Эта статья была опубликована в журнале "Новости теплоснабжения"

Журнал «Новости теплоснабжения» Журнал «Новости теплоснабжения»

Один номер - 643,50 р
(бесплатная доставка почтой)
заказать

Новости Теплоснабжения - это практические рекомендации для оказания конкретной помощи теплоснабжающим организациям, промышленным предприятиям с самостоятельным тепловым хозяйством и соответствующим подразделениям административных органов, отвечающим за качество теплоснабжения. подробнее...



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее