Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Энергосбережение в освещении >> >>

Анонсы

24.04.17 IV Международная Конференция «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ» подробнее >>>

21.04.17 Круглый стол, посвящённый развитию микрогенерации на возобновляемых источниках энергии в России подробнее >>>

21.04.17 с 4 по 7 октября в Москве пройдет Международный форум по энергосбережению и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

25.04.17 Вышел очередной номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>

11.04.17 Тепловые насосы в современной промышленности и коммунальной инфраструктурe (книга для скачивания) подробнее >>>

22.03.17 Основные нормативные правовые акты, регулирующие работу рынка электроэнергии и мощности, принятые в 2016 году подробнее >>>

20.03.17 Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275 о новых требованиях энергетической эффективности для зданий подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Энергосбережение в освещении

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | следующая >>

 

Современное освещение школ

Федюкина Г.В. канд. тех. наук (под общей редакцией проф. Ю.Б. Айзенберга)

 

Брошюра подготовлена Московским Домом Света по заказу Проекта ПРООН/ГЭФ/Минэнерго РФ «Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения в России».
В брошюре приведены практические рекомендации по устройству современного освещения школьных помещений. Сформулированы основные требования к освещению, даны нормируемые параметры, обеспечивающие условия освещения, необходимые с точки зрения гигиены зрения детей и подростков. Показаны реальные возможности повышения энергоэффективности освещения школ за счет применения новых источников света и средств управления, что позволяет снизить выбросы в атмосферу вредных веществ, уменьшая тем самым загрязнение окружающей среды. Брошюра является популярным изданием и не предназначена в качестве пособия для проектирования.
Брошюра подготовлена при участии независимых экспертов и консультантов. Мнение авторов необязательно отражает точку зрения ПРООН, других учреждений системы ООН, Министерства энергетики РФ и организаций, сотрудниками которых они являются.
© Программа развития Организации Объединенных Наций
(ПРООН),  http://www.undp.ru/, 2011

 

 

Введение

Практика показывает, что существует взаимозависимость между успешной учебой и состоянием здоровья школьников и состоянием окружающей среды в школе, поэтому хорошие условия для обучения — это инвестиции в будущее.

 

Искусственное освещение школьных зданий имеет большое значение для правильной постановки и проведения учебного процесса, создания комфортных условий для выполнения сложных зрительных задач и в деле эффективного использования электроэнергии, расходуемой на освещение.

Одним из главных при этом является вопрос гигиены зрения, поскольку в России сложилось крайне неблагоприятное положение с состоянием зрения детей и юношества.

Известны статистические данные, в соответствии с которыми 22—25 % молодых людей заканчивают школу с дефектами зрения, при этом патология возрастает за период обучения в 2,4—2,5 раза. Прежде всего — это появление и развитие близорукости (миопии). В числе причин близорукости серьезным считается недостаток дневного света и искусственного освещения. Подтверждением этого является зависимость частоты общей близорукости школьников от района проживания. По результатам исследований, проводимых в нашей стране с 1978 по 1982 гг., на севере близорукость была выявлена у 11—39 % школьников, на юге — у 5—8 %. Ученые объясняют распространенность миопии в северных районах рядом причин, главная из которых — особенности светового режима, в том числе неудовлетворительное освещение школ. Известно, что недостаточное или некачественное освещение способствует развитию близорукости из-за вынужденной позы, приближающей глаза к рассматриваемым объектам при чтении, письме, рисовании, для увеличения угловых размеров рассматриваемых объектов. Именно поэтому особенно высоки требования к оздоравливающему воздействию света в период роста организма, когда вырабатываются зрительные навыки и продолжается рост глаза, формируется оптическая рефракция глаз, заканчивающиеся у детей в разных климатических условиях и в разных этнических группах населения лишь к 18—24 годам.

Обследования состояния освещения школ, регулярно проводимые в России в городах и сельской местности в начале 80-х годов прошлого века, затем в начале этого века показали, что нормы освещения не выполняются и наполовину и, в целом, прослеживается даже тенденция ухудшения условий освещения школ. Так, даже в обследованных школах Москвы освещенность на досках составляет 130—140 лк при норме 500 лк, в классах на рабочих местах освещенность составляет от 50—100 лк до 250—260 лк при норме 400 лк. Большинство школ, освещенных устаревшими люминесцентными лампами, имеют уровень пульсации светового потока в 2,5—3 раза превышающий максимально допустимый. Несмотря на то, что утвержденные в 2003 г. нормативные документы запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений, они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках, из-за чего перерасход электроэнергии в школах зачастую составляет до 35—40 %, что свидетельствует о значительных резервах экономии.

Таким образом, возникает серьезная необходимость обеспечить правильное освещение школ, которое означает соблюдение основных требований к освещению при применении новых современных технологий.

 

Основные требования к освещению

Требования к освещению содержат гигиенический, экологический и энергетический аспекты. Кроме того, условия освещения должны быть комфортны.

Гигиенический аспект включает нормирование основных параметров освещения, обеспечивающих зрительную работоспособность при минимальном утомлении. Энергетический и экологический аспекты заключаются в использовании наиболее энергоэффективных источников света и применении способов и средств управления освещением, обеспечивающих меньшее энергопотребление. Это, в свою очередь, позволяет снизить выбросы в атмосферу вредных веществ и уменьшить тем самым загрязнение окружающей среды. Стоит отметить, что проблема сохранения окружающей среды уже входит в программу школьного обучения, поэтому его некоторые практические светотехнические стороны (например, необходимость отключения неиспользуемого освещения), привитые с детства, могут в какой-то мере повлиять на будущее человеческой цивилизации. Обобщающей и накладывающей фоновое влияние на все нормируемые характеристики освещения является комфортность освещения, делающая благоприятным восприятие световой среды.

Конкретные величины рекомендуемых параметров освещения зависят от многих факторов: характера и назначения помещения, вида, сложности и длительности выполняемой в них зрительной работы.

Согласно современной концепции системы общего образования, школа выполняет социальную функцию центра учебно-воспитательной работы в жилой среде и в оптимальном варианте трактуется как школа полного дня, в которой учащиеся будут получать образование, выполнять уроки, заниматься спортом в различных кружках и студиях, отдыхать, питаться. Для управления, организации, проведения и контроля учебно-воспитательного процесса предусматривается широкое применение технических средств обучения.

В этой связи архитектурно-планировочные решения и инженерные устройства зданий, а также технологическое оборудование должны соответствовать требованиям учебного процесса, а специалисты, занимающиеся проектированием современного освещения школ, должны обладать всей совокупностью знаний техники освещения.

Исходными отечественными документами при проектировании являются санитарные и строительные нормы, существенно приближенные к международным.

Стоит отметить, что введенные с 1 сентября 2011 года новые санитарные нормы для общеобразовательных учреждений включают требования к освещению, отвечающие современному уровню.

 

Показатели освещения

Основной характеристикой освещения является освещенность на рабочей поверхности, причем, согласно отечественным документам — минимальная освещенность. Нормируемые значения освещенности устанавливаются в зависимости от точности и сложности зрительной работы и по уровням утомления, оцениваемым приближенно по доле времени чисто зрительной работы при направлении линии зрения на рабочую поверхность. Для чтения и письма на рабочих местах (партах) нормируется 400 лк, для черчения и рисования — 500 лк, освещенность на доске — 500 лк. Освещенность может быть плоскостной (горизонтальной, вертикальной) и пространственной (цилиндрической).

Коэффициент запаса. Нормируемые значения являются величинами, ниже которых освещенность не должна быть за все время эксплуатации оборудования. Поэтому вводится коэффициент запаса, значение которого для школьных помещений с нормальными условиями среды принимается равным 1,4 и на который увеличиваются нормируемые значения.

Неравномерность освещенности. Освещенность определяется в пределах так называемой рабочей зоны, при этом, во избежание перепадов яркости в поле зрения, нормируется освещенность в зоне непосредственного окружения, которая, как правило, имеет меньшее значение.

Ограничение блескости. Мешающим зрению побочным действием являются прямая и отраженная блескость, возникающая за счет большого контраста между очень светлыми и очень темными поверхностями или при взгляде на светящиеся предметы. Ограничение прямой блескости, согласно последней редакции отечественных норм, выполняется обобщенным показателем дискомфорта «UGR» (Unified Glare Rating), принятым в международной практике и учитывающим совокупное действие всех светильников в помещении. Нормируемые значения «UGR» для школьных помещений разного назначения составляют 14—25.

Тенеобразование. Для восприятия объемных объектов, определения их структуры необходимо правильное сочетание света и тени, что достигается определенным соотношением горизонтальной и цилиндрической освещенностей. Оптимальное соотношение E/Eгц= 1,6—3,0.

Спектральный состав излучения источников света. Для обеспечения психофизиологического комфорта в помещениях выбор источников света осуществляется по их цветовым характеристикам: цветовой температуре Tц и индексу цветопередачи Rа. Для классов, помещений, где дети общаются между собой (столовые, игровые комнаты, спортзалы) и где очень важно правильное восприятие лица и рук, рекомендованы источники света с T = 3000-4500 К (тепло-белые и белые) при индексе цветопередачиRа> 80. В кабинетах рисования следует применять источники света с T не менее 5000 К.

Ограничение пульсации светового потока. Световой поток разрядных источников света при питании током промышленной частоты пульсирует с частотой 100 Гц. Не воспринимаемая зрительно, пульсация отрицательно влияет на биологическую активность мозга. Может появиться напряжение в глазах, усталость и головная боль. Количественной характеристикой пульсации принят коэффициент пульсации, значение которого для большинства школьных помещений не должно превышать 10%, а в помещениях, где учащиеся работают с компьютерами — 5%. Основной мерой предотвращения пульсации является преобразование тока питания ламп в высокочастотный, т.е. применение электронных аппаратов.

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Современное освещение школ, Источник: Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации,
www.undp.ru

скачать архив архив.zip(1419 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее