Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Еще по теме Экономия тепловой энергии

Тренажер для подготовки персонала тепловых сетей

Д.т.н. В.Ф. Очков, профессор, к.т.н. К. А. Орлов, доцент, Г.Ю. Кондакова, инженер, А.В. Очков, инженер, МЭИ (ТУ); к. т.н. С.В.Мищеряков, заместитель директора,
орпоративный энергетический университет;
к.т.н. А.Н. Иванов, главный специалист, Мосэнергопроект, г. Москва

Введение

В соответствии с требованиями корпоративного стандарта Холдинга РАО «ЕЭС России» «Стандарт организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала» (СО-ЕЭС-ПП-1-25) с периодичностью один раз в три года проводятся Всероссийские и региональные соревнования по профессиональному мастерству среди персонала основных специальностей, которые являются одной из форм профессиональной подготовки персонала энергетических предприятий. В последнее время для оценки уровня подготовленности персонала при проведении соревнований достаточно активно используются различного рода тренажеры и программно-технические средства, позволяющие смоделировать основные технологические процессы, применяемые в энергетике.

В сентябре 2006 г. в соответствии с приказом ОАО РАО «ЕЭС России» на базе тепловых

сетей (ТС) ОАО «ТГК-10» были организованы и проведены первые Всероссийские соревнования персонала ТС. Для проведения двух основных этапов соревнований (работа диспетчера по управлению оборудованием ТС при аварийных режимах и нормальной эксплуатации) был разработан специальный тренажер.

Описание работы тренажера

При создании тренажера ставилась задача разработки программного продукта, позволяющего осуществлять обучение и проверку знаний диспетчера ТС, его умение правильно эксплуатировать оборудование и локализовывать аварийные ситуации. Основным вспомогательным инструментом для принятия решений по управлению ТС для диспетчера является оперативная технологическая схема сети, на которой отображается состояние арматуры и показания приборов (рис. 1).

На схеме расположены активные элементы, такие как, например, тепловые камеры, при обращении к которым раскрывается содержимое этих элементов.

В верхней части экрана имеются следующие кнопки-меню:

• «Действия [A]» - осуществление общих действий с программой тренажера;

• «Связь [C]» - ведение «виртуальных» переговоров (при обращении к ней появляется диалог выбора абонента (например: начальник смены ТЭЦ, руководство, мастер аварийно-выездной бригады), а после выбора абонента - диалог с перечнем текущих тем переговоров с данным абонентом);

• «Элементы [E]» - обращение к элементам схемы: тепловые камеры, насосные, показатели приборов;

• «История [H]» - обращение к автоматически генерируемой истории работы с тренажером, в которую заносятся все сообщения, действия, переговоры и т.д., произошедшие до текущего момента;

• «Подсказка [F1]» - позволяет узнать какое действие по сценарию, заложенному в тренажер, необходимо выполнить в текущий момент (это дает пользователю возможность перейти к следующему этапу, даже если он не знает, что нужно делать на данном этапе);

• «Бинокль [B]» - переход к участкам схемы в том случае, если она не умещается на экране тренажера (при обращении к кнопке появляется окно, в котором представлена уменьшенная копия всей схемы, щелчком мыши можно перейти на любой участок).

Помимо всего прочего, использование кнопки «Подсказка» позволяет использовать тренажер в режиме обучения, при котором программа будет «вести за собой» обучающегося. Необходимо отметить, что возможно настроить тренажер таким образом, что количество обращений к подсказке будет ограничено, или даже запрещено. За обращение к подсказке также могут быть сняты баллы при проведении соревнований.

В нижней части экрана тренажера (рис. 1) выводится строка статуса, на которой отображается текущее время модели тренажера и промежуток времени до окончания работы тренажера.

Для работы с арматурой (открытие, закрытие) служит диалог, показанный на рис. 2. Открытие или закрытие арматуры может быть осуществлено следующими способами:

• при помощи задания конечной степени открытия в текстовом поле и нажатием кнопки «Принять [Enter]», при этом, возможен как ввод числа, так и использование стрелок «Вверх» или «Вниз»;

• воздействия на активные области «З» (закрыть) и «О» (открыть);

• при помощи установки требуемой степени открытия бегунком в форме треугольника, слева от которого выводится задаваемая степень открытия, а справа - текущая;

• путем воздействия непосредственно на изображение арматуры (влево, вправо).

Выбранный способ воздействия на арматуру несколько отличается от того, который используется в реальной жизни. Ведь специфика работы диспетчера заключается в использовании в основном только средств связи для опосредованного воздействия на работу ТС. Это связано с тем, что оборудование ТС географически рассредоточено, а на узловых участках (таких как ТЭЦ, тепловые пункты, насосные) есть свои операторы, подчиняющиеся диспетчеру. Для обслуживания же другого оборудования в подчинении у диспетчера есть оперативные бригады. И в реальной жизни воздействие на арматуру осуществляется мастером с бригадой, которая получает задание от диспетчера, выезжает на место к какой-либо тепловой камере и там осуществляет требуемые операции по работе с арматурой.

Перенесение такого принципа автоматически в программу тренажера означало бы создание большого списка как всех элементов ТС (тепловых камер, насосных и т.д.), так и возможных операций по работе со всей арматурой в этих элементах. С такими списками было бы также тяжело работать.

Вследствие этого, было принято решение для повышения наглядности и упрощения работы использовать «непосредственное» воздействие диспетчером на арматуру, как если бы на его рабочем месте была возможность открывать/закрывать арматуру. Однако подразумевается, что вся работа в тренажере с арматурой (рис. 2) означает выдачу команды мастеру с бригадой, который и выполняет непосредственное воздействие. Для подтверждения этого факта в окне работы с арматурой отображается текст «Внимание! Управление осуществляется мастером по команде».

Модули тренажера, описывающие работу ТС

Практика обучения и проведения соревнований показала, что выбранный способ гораздо более нагляден и проще для восприятия пользователям, хотя и несколько отличается от реальной жизни.

Специфика поставленной задачи при разработке тренажера ТС состояла в том, что создавался не просто тренажер ТС, а тренажер, рассматривающий действия диспетчера по управлению ТС. Последнее означает, что помимо моделирования процессов, происходящих в ТС, необходимо моделировать поведение диспетчера и возможные его действия, такие как: переговоры, команды, воздействия на арматуру. Это привело к тому, что тренажер состоит из двух частей: математическая и логическая модель ТС.

Математическая модель ТС рассчитывается с помощью двух взаимодополняющих программных модулей:

• первый, рассчитывает примерное поведение процессов в ТС, его преимущество - простота описания схемы, быстрое время счета и возможность осуществления «скачков во времени»;

• второй, учитывает реальные переходные процессы в ТС, т.е. точность расчета, а недостатком является: относительно длительное время расчета (по сравнению с первым модулем), сложность программирования (для чего необходима специальная программа) и невозможность осуществления мгновенного «скачка во времени».

Одним из преимуществ первого модуля является осуществление «скачка во времени», т.е. пропускать заданный промежуток времени. Для чего это необходимо? Дело в том, что процессы, проходящие в ТС, достаточно продолжительные. В качестве примера можно привести одно из заданий тренажера, где требуется заполнить участок ТС, который в реальной жизни заполняется около 5 ч. Естественно, ожидать за монитором компьютера окончания операции в реальном времени достаточно проблематично. В этом случае наиболее оптимален для использования первый (расчетный) модуль, который позволяет рассчитывать модель с любым временным шагом, т.е. при выполнении длительных операций мгновенно переходить к их окончанию.

Вышеописанная специфика работы тренажера, связанная с необходимостью осуществления «прыжков во времени», привела к тому, что в тренажере есть два вида времени:

• внутреннее время модели, которое пользователь может произвольно изменять с помощью «прыжков во времени» (естественно, только в положительном направлении - назад вернуться нельзя);

• реальное время работы с тренажером.

Эти два времени в самом начале работы с тренажером совпадают, однако при осуществлении «прыжков во времени» они могут расходиться в десятки, сотни и тысячи раз. Программа тренажера позволяет ограничивать время работы с тренажером как для внутреннего, так и для реального времен. Так можно ограничить работу с тренажером на 1 ч реального времени и 15 ч внутреннего.

Логическая модель тренажера описывается путем создания файла в специальном формате, в котором описывается необходимая последовательность действий для текущего задания. В этом файле описываются как возможные шаги пользователя, так и реакция программы тренажера на эти шаги.

На основе файла описания логической модели действий программа тренажера автоматически генерирует сообщения для подсказки в любой из моментов времени работы с тренажером. Также автоматически производится выставление оценки за выполненные действия при работе с тренажером.

Тренажер также ведет отчет-протокол по всем действиям пользователя, который можно сохранить и затем вызвать, выставляет оценку в баллах, общее число которых можно настроить.

Вместо заключения

В 2006 г. тренажер использовался на ряде региональных соревнований профессионального мастерства персонала ТС, одними из первых были филиалы ОАО «ТГК-9» (Пермские ТС, Сыктывкарские ТС, Ухтинские ТС, Свердловские ТС № 1 и 2, Чайковская ТЭЦ, БерезниковскаяТЭЦ-2). Работе с тренажером ТС были посвящены два этапа: на одном этапе рассматривалась нормальная работа ТС, а на другом - аварийная ситуация.

На базе разработанного пилотного тренажера для персонала ТС ведется создание тренажеров для реальных ТС, что позволит повысить надежность, экономичность и экологическую безопасность этой важной энергетической отрасли.

Литература

1. Магид С.И., Загретдинов И.Ш., Мищеряков С.В. и др. Индивидуальные, групповые и общественные потребности в повышении квалификации персонала электроэнергетики (к вопросу о проведении соревнований оперативного персонала) // Энергосбережение и водопод-готовка. № 2. 2006.

2. Очков В.Ф. Новые информационные технологии в энергетике: направления, решения, проблемы // Новое в российской электроэнергетике. №11. 2005.

3. Очков В.Ф. Математические пакеты и сетевой интерактивный теплотехнический справочник: проблемы и решения // Теплоэнергетика. № 6. 2006.

От редакции: Более подробно ознакомиться с программой можно на сайте РосТепло.ру (www.rosteplo.ru) в разделе «Полезные программы по теплоэнергетике».

печатьраспечатать | скачать бесплатно Тренажер для подготовки персонала тепловых сетей , Очков В.Ф., Орлов К. А., Кондакова Г.Ю., Очков А.В., Мищеряков С.В., Иванов А.Н. , Источник: Журнал «Новости Теплоснабжения» № 4 (92) 2008 г.,
www.ntsn.ru

скачать архив скачать архив.zip(163 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей