Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Библиотека технических статей >> Энергосбережение в быту >> >>

Анонсы

15.05.18 Более 25 докладов будут представлены на Десятой Всероссийской конференции «РЕКОНСТРУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИКИ-2018», проводимой в Москве 5-6 июня 2018 г. подробнее >>>

15.05.18 Круглый стол: «Вопросы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, его влияние на развитие отрасли и экономику страны, меры по его минимизации». подробнее >>>

17.04.18 25 апреля // Первая международная конференция «Энергообеспечение и энергоэффективность» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

21.05.18 ИД Коммерсантъ. Smart City & ЖКХ: Правовая основа энергосбережения и энергоэффективности // ВИДЕО подробнее >>>

10.05.18 ИД Коммерсантъ. Smart City & ЖКХ. Евгений Грабчак, Минэнерго РФ: Цифровая трансформация электроэнергетики России // ВИДЕО подробнее >>>

18.04.18 Проблемы развития рынка тепловых насосов в России и необходимость государственной поддержки их внедрения // СТАТЬЯ подробнее >>>

02.04.18 Большое интервью с академиком Олегом Фаворским об энергетике подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Энергосбережение в быту

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

Еще раз об учете тепла и энергосбережении

Журнал «Новости теплоснабжения» № 4, 2005 г., www.ntsn.ru

В.А. Наумкин, инженер, ОАО «Ярэнерго», г. Ярославль

Об учете тепла

Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об энергосбережении» и другие законодательные и нормативные документы требуют от каждого производителя любых видов энергии и от каждого потребителя любых видов энергии наличия у них приборов учета произведенных и потребленных количеств энергии.

С производителями электрической и тепловой энергии проблем нет - приборы учета у них устанавливались всегда и поэтому для них такие требования не новость, а давным-давно сложившаяся действительность. С потребителями несколько сложнее: основную массу потребителей составляет жилой фонд разных форм собственности. Если с оснащением этой категории потребителей приборами учета электроэнергии дела обстоят хорошо - счетчики электроэнергии на протяжении многих лет устанавливались не просто в жилых домах, а в каждой квартире и даже в каждой комнате «коммуналки» и все к ним привыкли и помнят эти электросчетчики с детства. А вот устройство узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителей в жилых домах сопряжено с определенными трудностями.

Во-первых, потребителей пугает и отталкивает довольно-таки солидная стоимость узла учета - суммарные затраты на разработку проекта узла учета, на покупку оборудования и на производство монтажных работ по его устройству составляют порядка 170-210 тыс. руб. Поэтому с целью удешевления стоимости квартир в строящемся жилом доме заказчики-застройщики и инвесторы зачастую идут на любые ухищрения, лишь бы не оборудовать узел учета тепла и соответственно уменьшить затраты на строительство. А если узел учета тепла устраивать в уже существующем жилом доме (потому что этого требуют указанные в начале статьи государственные документы), то владельцу дома еще надо найти средства на устройство этого узла, причем эти средства потом надо возвращать!

Во-вторых, местными органами власти во многих городах страны приняты так называемые «нормативы потребления горячей воды», величина которых значительно ниже величины реального потребления. Поэтому граждане в жилых домах, оборудованных приборами учета, оплачивают потребленные количества тепловой энергии и теплоносителя для нужд горячего водоснабжения по показаниям приборов учета, т.е. по факту их потребления (здесь и далее речь идет об открытых системах теплоснабжения). Величина этой оплаты оказывается существенно выше, чем для граждан тех жилых домов, в которых нет узлов учета тепла, потому что граждане этих домов оплачивают количество потребленных тепловой энергии и теплоносителя для нужд горячего водоснабжения не по факту, а по «нормативу». В результате потребители с приборами учета стремятся всеми правдами и неправдами попасть в категорию «потребителей без приборов учета», потому что, находясь в этой категории потребителей, можно жить по принципу: беру горячей воды сколько хочу, а оплачиваю ее потребление по «нормативу», т.е. ощутимо меньше, чем платят потребители с приборами учета. И это стремление граждан (особенно в домах, принадлежащих ТИЗ, ТСЖ, ЖСК) попасть в такую «льготную» категорию даже толкает их на умышленную поломку собственного теплосчетчика!!! Конечно, в этом действии никто не признается, все утверждают, что теплосчетчик «сам сломался», но сразу же начинают требовать перевода в категорию «потребителей без приборов учета».

Для начала рассмотрим положительные моменты, которые ожидают потребителя, желающего выполнить требования Федерального закона и оборудовать в своем здании узел учета потребляемых тепловой энергии и теплоносителя.

Общеизвестно, что установка у потребителя приборов учета тепловой энергии и теплоносителя позволяет снизить величину оплаты за потребление тепловой энергии на нужды отопления на 10-15% в зависимости от характеристик дома (кирпичный или панельный дом, количество этажей, количество квартир, количество и

площадь отапливаемых помещений в квартирах, количество проживающих, уровень комфортности квартир и т.п.) и некоторых других условий отпуска тепловой энергии и теплоносителя. Зная тариф на оплату потребленной тепловой энергии для своего города (населенного пункта), можно рассчитать сэкономленное за отопительный сезон (или за год) количество денежных средств, а затем сравнить эту величину с величиной затрат на установку приборов учета и таким образом с достаточной для таких расчетов точностью определить срок возврата вложенных средств.

В качестве примера предлагается рассмотреть устройство узла учета тепловой энергии и теплоносителя в кирпичном 9-этажном 144-квартирном жилом доме. Для расчетных климатических условий строительства такого дома в г. Ярославле, указанных в [3] (tн.в. = -31 ОC, tcp от= = -4 ОC, tвн=+20 ОC, nот=221 сут.), расчетная потребность в тепловой энергии на отопление составляет 0,568 Гкал/ч, а годовое потребление тепловой энергии составит 1418 Гкал. Принимая величину снижения оплаты за тепловую энергию равной в среднем 12,5%, а величину тарифа на тепловую энергию для населения равной 411 руб./Гкал, определим годовую экономию денежных средств на оплату тепловой энергии за отопление:

Сэкономии=(12,5%)х1418 Гкалх411 руб/Гкалх х0,001 =72,850 тыс. руб.

При затратах на устройство узла учета, равных 210 тыс. руб., ориентировочный срок окупаемости составит:

Т=210/72,850=2,9 года.

Таким образом, для принятого нами в качестве примера жилого дома возврат вложенных в устройство узла учета средств возможен в течение ≈ 3 лет, т.е. срок окупаемости составит менее одного межповерочного интервала для тепловычислителя (4-5 лет в зависимости от марки теплосчетчика).

Для жилых домов, у которых потребность в тепловой энергии для отопления отличается от принятой в этом примере, годовая экономия средств и срок окупаемости будут соответственно другими: при увеличении годовой потребности в тепловой энергии срок окупаемости уменьшается, а при уменьшении годовой потребности - наоборот, увеличивается. Например, для 5-этажки на 80 квартир потребление тепла на нужды отопления составляет 0,270 Гкал/ч, 674 Гкал/год, экономия средств на оплату - 34,627 тыс. руб., а срок окупаемости -6,1 года (полтора межповерочных интервала).

Между тем, для радикального изменения ситуации в сторону возникновения у абсолютного большинства потребителей желания в установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя

необходимо создать условия, при которых потребители без приборов учета будут затрачивать на оплату тепловой энергии и теплоносителя больше средств, чем те потребители, у которых есть узлы учета и эти узлы находятся в работоспособном состоянии. Для этого в первую очередь необходимо определиться с величиной «норматива потребления горячей воды на нужды ГВС», принимая во внимание величину реального потребления. Так, для г. Ярославля реальное потребление горячей воды, зафиксированное приборами учета в жилых домах обычного уровня комфортности, составляет от 190 до 300 л/сут. на человека, а «норматив потребления горячей воды» установлен гораздо меньшим по величине - 120 л/сут. на человека! Для выхода из создавшейся ситуации необходимо заглянуть в проект жилого дома (по которому этот дом построили) и взять из проекта данные о потребности в горячей воде. Если же проект жилого дома по какой-либо причине отсутствует, то можно определить проектную величину потребления горячей воды так, как это делают проектные организации при разработке проекта любого жилого дома - по методике расчета потребности в горячей воде, приведенной в [4] в разделе 3. В результате оказывается, что проектная величина потребности в горячей воде на нужды ГВС для рассматриваемого выше 9-этажного дома составляет 144 л/сут. на человека, а для упоминаемой там же 5-этажного - 123 л/сут. на человека! А ведь эти дома не имеют повышенной степени сантехнической комфортности. Для тех же жилых домов, квартиры в которых оборудованы вторым (гостевым) санузлом, гигиеническим душем (бидэ) в каждом санузле, ванной типа «джакузи» проектная потребность в горячей воде достигает 480-540 л/сут. на человека!

Таким образом, принятие единого «норматива» для всех типов жилых домов да еще в несколько раз ниже, чем указано в проектах на эти жилые дома, и порождает нежелание у потребителя устраивать узел учета и, соответственно, неисполнение Федерального закона. Исходя из сказанного, напрашивается вывод о том, что для каждого жилого дома, не оборудованного узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, «норматив потребления горячей воды» необходимо устанавливать согласно расчетной потребности по проекту, но с применением повышающего коэффициента. Величину этого коэффициента можно принять равной К=2,4, потому что такое значение соответствует укрупненному соотношению между величинами среднесуточного и максимального потребления горячей воды, указанному в [5]. Применение повышающего коэффициента как раз и будет стимулировать потребителей к исполнению Федерального закона по оборудованию своих систем теплопотребления приборами учета.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что «норматив потребления горячей воды» необходимо устанавливать на основании результатов расчета, а не использовать для этого данные из графы 4 приложения 3 к [4], как это делают, к сожалению, повсеместно. Это предупреждение основывается на том, что в примечании 2 к указанному приложению четко написано: «Нормы расхода воды в средние сутки приведены для выполнения технико-экономических сравнений вариантов», т.е. данные из графы 4 можно использовать только при разработке ТЭО вариантов застройки жилых микрорайонов.

Об энергосбережении

Существует множество мероприятий, предлагаемых к осуществлению, но большинство из них позволяет экономить тепловую энергию виртуально, т.е. эта экономия потребителем никак не ощущается - оплата меньше не становится. Особенно поражает мероприятие, именуемое «утеплением подъездов», для чего предлагается зимой закрывать за собой входные двери и ежегодно заменять разбитые стекла окон в подъезде, что в конечном итоге позволяет «оправдывать»

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Еще раз об учете тепла и энергосбережении, Наумкин В.А., Источник: Журнал «Новости теплоснабжения»,
www.ntsn.ru

скачать архив скачать архив.zip(12 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей