Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Экономия тепловой энергии >> >>

Анонсы

17.11.17 Заседание Рабочей группы по синхронизации отраслевого и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги подробнее >>>

13.11.17 Шорт-лист Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017»! подробнее >>>

13.11.17 Инновационные технологии обсудят на панельной дискуссии конгресса в Санкт-Петербурге подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

02.11.17 Энергоэффективный капремонт: миф или реальность? // интервью подробнее >>>

20.10.17 На заседании в Правительстве РФ обсудили энергосбережение и повышение энергетической эффективности подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Экономия тепловой энергии

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

О нормативно-правовом обеспечении теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации


Журнал «Новости теплоснабжения» № 12 (100), 2008 г., www.ntsn.ru


3 декабря в г. Екатеринбурге прошло выездное заседание круглого стола депутатов – членов Комитета Государственной Думы по энергетике, членов профильных комитетов законодательных собраний органов государственной власти субъектов РФ на тему «О нормативно-правовом обеспечении теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации». В работе круглого стола и его оргкомитета принял участие В.Г. Семенов, главный редактор «НТ», Президент Некоммерческого Партнерства «Российское теплоснабжение», генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром». По итогам круглого стола, с учетом замечаний, высказанных его участниками, депутаты комитета по энергетике Государственной Думы начали подготовку проекта Федерального закона «О теплоснабжении» для внесения на рассмотрение в нижнюю палату российского Парламента.

Предлагаем вашему вниманию стенограммы докладов некоторых участников заседания (печатаются в сокращении).

Л.Я. Симановский, первый заместитель председателя Комитета ГД по энергетике

В реформе энергетики РФ одним из самых актуальных вопросов остается вопрос преобразования системы теплоснабжения. Реальные проблемы этого сектора обсуждаются уже несколько лет, но, к сожалению, серьезного продвижения в их решении пока нет. В настоящее время не существует единого федерального законодательного акта, определяющего государственные принципы, условия и порядок ведения деятельности в сфере теплоснабжения, что отрицательно сказывается на его нормальном функционировании. Достаточно сказать, что на сегодняшний день износ основных фондов теплоснабжающих организаций составляет от 50 до 70%. Технологические потери (затраты на транспорт тепла) составляют более 40% стоимости тепловой энергии. Между тем, качественное теплоснабжение является одним из важнейших составляющих достойной и комфортной жизни каждого россиянина. Сложившаяся система отопления многоэтажных жилых домов организована как система централизованного теплоснабжения, которая обслуживает 92% городских и 20% сельских жителей, что составляет 73% общего населения страны. Производство тепла в России характеризуется следующими данными: централизованные источники производят 71,5%, из них тепловые электростанции – 29,3%, котельные – 53,9%, прочие источники – 16,8%. Децентрализованные источники производят 28,5% тепла России, из них котельные – 38,2%, автономные теплогенераторы – 61,8%.

В соответствии с концепцией рассредоточенной застройки городов, принятой несколько десятилетий назад, действующей по настоящее время, развитие систем централизованного теплоснабжения привело к резкому увеличению протяженности теплотрасс, удорожанию строительства, эксплуатации, росту теплопотерь. При этом по прогнозным оценкам, рост протяженности нуждающихся в замене трубопроводов опережает рост общей длины тепловых и паровых сетей. В ряде регионов проблема износа теплотрасс стоит крайне остро. Теплоснабжающие организации сегодня не могут самостоятельно осуществить необходимое техническое перевооружение системы централизованного теплоснабжения, т.к. они ограничены регулируемыми тарифами на тепло, ориентированными на относительно низкую платежеспособность основных потребителей. Кроме того, темпы роста цен на энергоносители, оборудование и теплоизоляционные материалы не соответствуют темпу повышения тарифов.

Действующая система централизованного теплоснабжения характеризуется отсутствием базовых стимулов для повышения эффективности, экономии энергоресурсов, подключения новых потребителей, сбережения тепла при потреблении. В итоге, потребители оплачивают неэффективность всей системы. В проигрыше оказывается и государство, для которого альтернативное использование сэкономленного топлива может быть существенно выгоднее. Достаточно сказать, что газ можно продавать на внешнем рынке по ценам, в разы превосходящим его стоимость в пределах нашей страны.

В результате рыночных преобразований объекты систем централизованного теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности. В силу технологических особенностей организации системы централизованного теплоснабжения, предполагается и централизованная система управления. Наличие двух или трех теплоснабжающих организаций в одной системе централизованного теплоснабжения не приводит к развитию рыночной конкуренции, т.к. субъекты единой системы теплоснабжения развивают свою деятельность в различных частях одной системы.

В этой связи, очевидно, что необходимо законодательное закрепление общих принципов организации экономических отношений в теплоснабжении, а также формирование основ государственной политики в этой сфере. Еще в начале реформы энергетики, учитывая сложный комплекс проблем и особенностей, связанных с регулированием теплоснабжения, в рамках работы всесторонней рабочей группы с участием Совета Федерации и Государственной Думы над пакетом федеральных законов по реформированию электроэнергетики, была достигнута договоренность о подготовке отдельного проекта федерального закона «О теплоснабжении». В рабочую группу входили члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители прочих министерств и субъектов РФ и эксперты. В результате обсуждения рабочая группа пришла к выводу, что предметом данного закона должно стать регулирование взаимоотношений в производстве и транспорте тепловой энергии от теплоисточника до ввода в здание, а вопросы распределения тепловой энергии внутри здания должны быть предметом регулирования жилищного законодательства.

Усилия разработчиков сосредоточены на проработке основных принципиальных направлений, определяющих надежность систем теплоснабжения. Во-первых, это распределение полномочий и ответственности между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. Во-вторых, вопрос долгосрочного планирования теплоснабжения на региональном и муниципальном уровне. Особое внимание было уделено проблемам ценообразования и регулирования тарифов в теплоснабжении. Разработчики законопроекта посчитали принципиально важным закрепить законом применение двух ставок тарифа для теплоисточников: ставки за заявленную мощность (включает в себя в основном затраты на содержание источника) и ставки за отпущенную энергию, включающую затраты на топливо и электроэнергию на собственные нужды. Такой подход позволит обеспечить теплоисточник средствами на его содержание в исправном и надежном состоянии, независимо от сложившихся погодных условий. Одновременное внесение платы за отпущенную мощность сделает более гибкой и прозрачной систему определения цены источника.

Такой же подход необходим для определения цены транспорта тепловой энергии от теплоисточника до потребителя, включающей ставку за пропускную способность и ставку за доставленный теплоноситель. В процессе обсуждения была предпринята попытка определения разумной конкуренции в теплоснабжении, хотя за слово «разумная» разработчиков критиковали очень многие, кто присылал отзывы, в первую очередь, юридические сообщества. Конкуренция возможна, необходима и разумна на трех уровнях: в первую очередь, она возможна в производстве тепловой энергии; во-вторых, на стадии конкуренции проектов разработки муниципальных планов системы теплоснабжения. Третье – конкуренция цены теплоисточника на стадии регулирования тарифов для определения загрузки наиболее эффективных теплоисточников. В целом, по итогам обсуждения ряда вариантов законопроекта, в основу разработки были положены следующие позиции, которые должны быть урегулированы перед принятием законопроекта.

1. Должны быть определены общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики теплоснабжения, в том числе организация координации инвестиционной деятельности, инвестиционная политика государства, мониторинг теплового хозяйства, информационное обеспечение. Техническая база должна быть отражена в подзаконных и иных нормативных актах.

2. Необходимо определить меры государственной поддержки, в том числе налоговые преференции для организаций, функционирующих в теплоснабжении.

3. Необходимо определить направленную систему объединения организационных структур управления организаций теплоснабжения населенных пунктов в связи с изменением отношения собственности в отрасли, в том числе в условиях переходного периода реформы электроэнергетики.

Вопрос получения собственности и акционирования унитарных предприятий не является для частных предприятий первостепенным. И даже при условии владения 100% акций коммунального предприятия, деятельность в этом секторе является регулируемой со стороны государства и муниципалитетов посредством тарифообразования. Это означает, что собственность все равно зависима, а эффективное управление возможно с использованием традиционного механизма. Таким образом, акционирование государственных муниципальных унитарных предприятий не решит все проблемы. Гораздо важней создать необходимые условия для обеспечения возвратности вложенных средств, гарантий инвесторам, прозрачности взаимоотношений, выгодных условий получения имущества в аренду и концессию. В законе должна быть определена необходимость дифференцированного подхода к теплоснабжению в соответствии с масштабом России, ее огромной территорией, отличиями экономических потенциалов отдельных регионов, разности климатических зон, существующих условий, обеспеченностью инфраструктурой и т.д., т.е. необходим подход к каждой территориальной единице с учетом ее особенностей. Необходимо планирование энергетического развития территории. Дифференцировать подход можно только при разумной и ответственной системе. Принципы и методология планирования требует тщательного регулирования нормативно-правовыми актами.

Необходимо изменение системы регулирования в теплоснабжении. Более эффективным представляется регулирование тепловых узлов, а не регулирование в масштабах региона. В вопросах регулирования наиболее четко отражается необходимость дифференциации подходов. Необходимо нормативное обеспечение набора вариантов систем регулирования, которые могли бы выбрать субъекты регулирования.

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно О нормативно-правовом обеспечении теплоснабжения и повышения эффективности энергопотребления в Российской Федерации, Симановский Л.Я., Источник: Журнал «Новости теплоснабжения»,
www.ntsn.ru

скачать архив архив.zip(16 кБт)

Эта статья была опубликована в журнале "Новости теплоснабжения"

Журнал «Новости теплоснабжения» Журнал «Новости теплоснабжения»

Один номер - 643,50 р
(бесплатная доставка почтой)
заказать

Новости Теплоснабжения - это практические рекомендации для оказания конкретной помощи теплоснабжающим организациям, промышленным предприятиям с самостоятельным тепловым хозяйством и соответствующим подразделениям административных органов, отвечающим за качество теплоснабжения. подробнее...



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее