Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Экономия тепловой энергии >> >>

Анонсы

17.11.17 Заседание Рабочей группы по синхронизации отраслевого и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги подробнее >>>

13.11.17 Шорт-лист Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017»! подробнее >>>

13.11.17 Инновационные технологии обсудят на панельной дискуссии конгресса в Санкт-Петербурге подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

02.11.17 Энергоэффективный капремонт: миф или реальность? // интервью подробнее >>>

20.10.17 На заседании в Правительстве РФ обсудили энергосбережение и повышение энергетической эффективности подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Экономия тепловой энергии

Интервью А. С. Делюкина, председателя комитета по инженерному обеспечению Администрации г. Санкт-Петербург

 

Энергоресурсосбережение в бюджетной сфере

Энергоресурсосбережением в бюджетной сфере занимается Администрация Санкт-Петербурга. Что важно для чиновника в организации его работы - это создание стимулов, т.е. создание экономических механизмов, без них никакие программы работать не будут.

В Санкт-Петербурге около пяти тысяч бюджетных организаций. Мы сделали как бы четыре шага в области энергосбережения, причем большей частью это безденежная система, основанная на изменении экономического механизма.

I.         Комитет по энергетике ежегодно для каждой организации устанавливает лимиты потребления воды, газа, тепла и электроэнергии. На основе лимитов составляется так называемый энергетический баланс, или энергетический бюджет, который представляется в правительство города и после утверждения на 100% обеспечивается финансированием.

Так, например, общий объем тепла, потребляемый бюджетной сферой, составляет 25,5 млн. Гкал. Это тепло разбивается в энергетическом балансе по 20 районным администрациям и 38 комитетам и управлениям. Разбивка осуществляется вплоть до каждого потребителя, но не по каждому зданию, а по юридическим лицам. В баланс включаются не только организации, на 100% финансируемые из бюджета, но и предприятия, которым частично покрываются убытки из бюджета города, допустим, Горэлектротранс. Эти предприятия тоже лимитируются.

По исполнению баланса каждый квартал составляется отчет, и Комитет энергетики представляет его руководству города, далее уже районные администрации и комитеты разбираются с конкретными организациями, допустившими перерасход.

Задача лимитирования - минимизировать средства на энергопотребление, защитить их и, при 100% финансировании, уложиться в выделенные средства. Параллельно с введением лимитов проводится большая работа по установке теплосчетчиков. Они установлены уже более чем в 50% бюджетных организаций. В 1999 г. установлено 1100 штук, в 2000 г. около 1000 штук.

II.        Следующий шаг, который мы сделали, - разработка региональных нормативов потребления для бюджетной сферы. Первая разработка получилась не очень удачной, но сейчас она дорабатывается, лимиты будут устанавливаться уже по нормативам.

Разработанные нормативы значительно ниже проектных, используемых еще с «советского» времени, иногда в несколько раз. Введение лимитов, устанавливаемых по нормативам, позволит выявить самые энергорасточительные организации и, соответственно, реализовать возможности дальнейшей экономии бюджетных средств.

III.  Большинство организаций бюджетной сферы ведут какую-то хозяйственную деятельность - сдают в аренду помещения, проводят платные операции, открывают платные кружки и т.д. Часть медицинских учреждений финансируется из фонда медицинского страхования (а они потребляют 565тыс. Гкал/год). Только учет хозяйственной деятельности позволил снизить нагрузку на бюджет на 150- 200 млн. руб.

IV. Кроме всего вышеперечисленного, для нас было очень важно создать экономический механизм энергоресурсосбережения. Комитет финансов не всегда поддерживал наши предложения, но губернатор города потребовал разработать такой механизм. Итак, мы установили для организаций бюджетной сферы лимит 100 единиц тепла, а денег на энергосбережение нет. Но согласно распоряжению губернатора, которое вступило в силу с начала2001 года, если организация сама внедряет мероприятия по энергосбережению и потребляет фактически 80 единиц тепла, т.е. экономит 20 единиц, то эти 20 единиц в течение двух лет сохраняются в лимитах и гарантированно финансируются, т.е.входят в защищенную статью бюджета. Сэкономленные средства используются для оплаты затрат на энергосберегающие мероприятия, на поощрение персонала и, как револьверный фонд, на проведение других энергосберегающих мероприятий.

Тем самым создан механизм заинтересованности в энергоресурсосбережении, который должен компенсировать отсутствие средств в бюджете на энергосбережение.

 

Закон об энергосбережении

Действующий закон об энергосбережении Российской Федерации носит декларативный характер. В нем нет 2-х самых главных статей: статьи прямого действия по обязательному формированию федеральных, региональных и местных фондов энергосбережения (хотя абсолютно не важно, как они будут называться), а также статьи по источнику формирования фондов, т.е. статьи, которая говорит о том, что из 100% сэкономленных средств определенная доля, определяемая либо субъектами федерации, либо органами местного самоуправления, обязательно должна направляться на формирование фондов. Этого в существующем законе нет и поэтому нет реально действующих фондов. При отсутствии экономического механизма, создающего стимулы заинтересованности в энергосбережении, ни один закон работать не будет. Мы вынуждены создать такой механизм на региональном уровне.

 

Резервы экономии в системе горячего водоснабжения

Среднестатистический европеец потребляет в сутки 75 литров горячей воды и 75 холодной, итого 150 литров. В Петербурге среднее потребление -150 литров горячей воды на человека в сутки и 220 литров холодной, итого 370 литров - это просто «пир во время чумы».

В Восточной Германии потребление сегодня 100 литров, в Прибалтике 120 - 160 литров, потому что они стали активно заниматься установкой квартирных водосчетчиков.

Как можно внедрить приборы учета? Только при условии создания экономической заинтересованности потребителей в экономии топливно-энергетических ресурсов и воды. Никакие постановления, законы без этого механизма не будут работать, потому что индивидуальный потребитель хочет считать только свою, а не общественную выгоду.

Мы подготовили положение по учету горячей и холодной воды в квартирах. Совместно с Региональной энергетической комиссией добились введения фактического норматива водопотребления. Это позволяет даже при сегодняшних низких тарифах на воду окупить установку водосчетчиков в квартире при снижении водопотребления до разумного, за 1 - 1,5 года. После этого потребитель получает ежемесячно экономию до 30 - 40% и более. При повышении тарифов срок окупаемости будет пропорционально сокращаться.

Очень трудно объяснить, что чем выше мы поднимаем тариф, тем меньше будет платить население. Потому что сегодня, при низких тарифах, население платит за 370 литров, а при повышенном тарифе появится стимул к установке счетчиков и при разумном водопотреблении 100-150 литров общая сумма платежей уменьшится в несколько раз. В Прибалтике после установки водосчетчиков стали платить за воду в 2,5 раза меньше. Это практика всех стран - экономическое стимулирование потребителя.

Ежесуточное потребление холодной воды в Петербурге было 3 миллиона м3, с дефицитом в 0,5 млн. м3. Сегодня потребление 2,5 млн. м3, снижение в основном, за счет повсеместного учета холодной воды во всех зданиях и введения лимитирования. Горячая вода до сегодняшнего дня в квартирах никак не учитывается.

Если мы внедрим предложенный механизм, если убедим профсоюзы, Комитет финансов и т.д., то водопотребление можно будет сократить до 2 млн. м3 и ниже. При этом снизятся доходы энергоснабжающих организаций, но одновременное уменьшение расходной части и повышенный тариф скомпенсируют потери.

 

О социальных льготах

На сегодня действующая нормативная база перевернута, она направлена конусом к богатым. Чем богаче человек, тем он больше из бюджета получает денег. Необходимо стрелку развернуть, направить ее социально. Чем меньше человек защищен с экономической точки зрения, тем больше он может и должен получать из бюджета. Итак, человек имеет одну квартиру, вторую, третью, и в каждой квартире он получает льготу на электроэнергию, льготу на газ - на все виды энергоресурсов. При этом и тепло он получает льготно. Почему? На каком основании? Каждый человек должен получать льготы только там, где прописан. Но сразу встает в противоречие гражданский кодекс. Нет слова «прописка». Этот шаг нужно сделать. А он чреват тем, что нужно пересматривать федеральные правоустанавливающие документы. Надо решать эти вопросы быстрее. Без этого невозможно ничего сделать.

 

О приватизации энергетики

Денег нет, и говорят, что коммунальную энергетику поднимут частные лица. Спрашивается: РАО «ЕЭС» приватизировали? Приватизировали. И «Газпром» приватизировали. Покажите, где инвестиции? Приватизировали «Ленэнерго», «Мосэнерго» и т.д. Покажите, сколько денег получили при приватизации? Ноль. Почему мы будем говорить, что приватизация даст деньги в другом случае? Никогда не давала и не даст денег. Есть социально направленные отрасли, и их нельзя приватизировать. Прежде всего, это энергетика. Энергетика - это безопасность страны, безопасность регионов, ее приватизировать можно, но только в части, может быть, генерирующей, и только после того, когда уровень этой отрасли будет поднят, хотя бы до нормального. У нас амортизация основных фондов составляет более 50% всюду, на региональном и федеральном уровне, как можно ее приватизировать? Придут западные фирмы, скупят за бесценок, и страна может развалиться на анклавы. Надо же, наверное, как-то выправлять эту ситуацию. Пришел новый президент, с новым государственным мышлением, и мы видим, какие важные и нужные шаги он делает, он олигархов начинает действительно поправлять, и я надеюсь, что уже в ближайшее время будут серьезные изменения в энергетике страны.

 

печатьраспечатать | скачать бесплатно Интервью А.С. Делюкина, председателя комитета по инженерному обеспечению Администрации г. Санкт-Петербург, Источник: журнал "Новости теплоснабжения", № 01 (05), январь 2001,
www.ntsn.ru

скачать архив архив.zip(14 кБт)

Эта статья была опубликована в журнале "Новости теплоснабжения"

Журнал «Новости теплоснабжения» Журнал «Новости теплоснабжения»

Один номер - 643,50 р
(бесплатная доставка почтой)
заказать

Новости Теплоснабжения - это практические рекомендации для оказания конкретной помощи теплоснабжающим организациям, промышленным предприятиям с самостоятельным тепловым хозяйством и соответствующим подразделениям административных органов, отвечающим за качество теплоснабжения. подробнее...



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее