Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Конференция
Главная >> Библиотека технических статей >> Энергосбережение в быту >> >>

Анонсы

19.09.18 Специалистов-энергетиков пустят на форум «Российская энергетическая неделя» бесплатно подробнее >>>

19.09.18 Открыта регистрация и прием докладов на круглый стол «Цифровая экономика – умный город – цифровое предприятие» подробнее >>>

18.09.18 В Кирове пройдет межрегиональный форум «Эффективная энергетика и ресурсосбережение» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

21.09.18 Системы освещения: энергоэффективность и визуальный комфорт // Статья подробнее >>>

14.09.18 Для энергоэффективности в строительстве мало стимулов подробнее >>>

14.09.18 5 факторов, влияющих на эффективную реализацию проектов по энергосбережению подробнее >>>

30.08.18 Можно ли построить энергоэффективный дом в российских реалиях (и стоит ли)? // статья подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Энергосбережение в быту

Отрегулируй систему – форточки закроются сами

Яворский М.И. заслуженный энергетик России директор Регионального центра управления энергосбережением г. Томск

 

В 2003-2004 годах в Томске реализована программа «Народный счётчик». Основная цель программы – упорядочить расчёты населения за потребляемое тепло. Из бюджета выделено 146 млн. рублей для установки в жилых домах приборов учёта тепловой энергии. Деньги освоены, счётчики установлены, можно подводить первые итоги.

Рассчитываться за тепло по счётчикам жители начали с октября 2004 г., поэтому достаточных для серьезного экономического анализа цифр ещё не накопилось, однако выявился ряд организационных и технических проблем, которые можно и нужно обсуждать.

Ещё недавно жители города расплачивались с теплоснабжающей организацией по балансовому методу. Если коротко, то его суть в том, что на всех теплоснабжающих предприятиях стоят приборы, фиксирующие количество отправленного в трубы теплосистемы тепла, и эта сумма делится на всех. При таком подходе потери в магистральных и распределительных сетях оплачиваются горожанами. Теплоснабжающие организации не очень заинтересованы в борьбе с потерями, горожане не могут понять, откуда берутся цифры платежей. С февраля 2004 года город перешёл на нормативный метод оплаты. Томск является одним из немногих городов, перешедших на него и это в большей степени заслуга Антимонопольной службы Томской области и нашего центра энергосбережения. Скажем так, что работа была проделана очень большая. За основу при выборе нормативов взяты данные Региональной энергетической комиссии. При этом выяснилось, что РЭК даёт нормативы в одних единицах измерения, «Томскэнерго» считает в других. У всех всё разное. Например, «Томскэнерго» считает отпущенную энергию в Гигакалориях, а жители оплачивают тепло в рублях за квадратный метр жилой площади. Когда мы привели все эти показатели в один формат, то увидели истинную картину. В частности, иногда получалось, что теплоснабжающие организации отпускали больше тепла, чем производили.

После установки теплосчётчиков открылась другая картина: «оказалось», что дома разных конструкций и сроков постройки потребляют тепло в разных количествах. Конечно, хуже всех оказались дома старой застройки, с большими теплопотерями. Перед городскими властями встал вопрос: кто должен оплачивать эти потери, а также потери на теплотрассах? Получилось, что в старых и ветхих домах жители будут платить за тепло иногда в 2…2,5 раза больше, чем жители новостроек. Но губернатор заявлял, что жители не должны пострадать от реализации этой программы, население не должно платить за тепло свыше утверждённых нормативов теплопотребления. В случае возникновения превышения, его возьмет на себя бюджет области. В какие цифры это выльется, говорить ещё рано, но некоторые источники называют суммы порядка 20 млн. рублей за текущий отопительный сезон.

Нам представляется, что проблема не только в организации учёта и расчёта нормативов теплопотребления. Прежде всего, при вводе коммерческого учёта тепловой энергии в муниципальном жилье должны быть учтены интересы всех заинтересованных сторон. Отсюда принцип – не навреди: комфортному проживанию в квартирах; расходам населения; бюджету.

Для обеспечения этих условий программа должна состоять из нескольких направлений, каждое из которых обеспечивает результативность в целом:

-                установка теплосчётчиков;

-                обучение основам теплосбережения и пользования системой учёта, регулировки и настройки систем отопления. И, прежде всего, учить надо руководителей, затем среднее звено и каждого работника жилищно-коммунального хозяйства;

-                регулирование систем теплоснабжения на каждом объекте. Утепление зданий, закрытие дверей и т.п.;

-                разъяснительная работа с населением;

-                поэтапное введение приборов коммерческого учёта там, где выполнены остальные мероприятия;

-                наладка гидравлических режимов распределительных сетей в целом.

Понятно, что организация расчёта горожан по теплосчётчикам является заботой не только тех жилищных и энергоснабжающих организаций. Должен грамотно сработать административный ресурс, подталкивающий всех и каждого к достижению общей цели.

Жилищные организации подняли шум, что в некоторых домах очень большое теплопотребление, и отрегулировать расход тепла в них не удаётся. Наш Центр выполнил объезд и осмотр указанных домов. Как правило, это дома старой постройки, 50-х годов и ранее. Взору предстала характерная картина. Во всех домах форточки настежь, во многих окнах нет вторых рам, окна не уплотнены. Жильцам и так тепло, а иногда и жарко! Так что же, жилец виноват? Конечно, нет! Отрегулируйте систему отопления, устраните перегрев, и у него форточки автоматически закроются, и он платить будет меньше, и денег из бюджета просить не надо будет. А теплоснабжающей организации, чем больше отпускает тепла, тем лучше. Механизма экономического воздействия у государства нет. Вот здесь и нужен административный ресурс.

Мне представляется нецелесообразным ввод счётчиков на всех объектах одновременно. Надо взять одну магистраль, отрегулировать её полностью, оценить результаты, сделать выводы, учесть все недочеты, и только потом переходить на следующие объекты.

Ну, и последнее условие достижения успеха. После введения системы коммерческого учёта (да и до того тоже) надо выполнять требования «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а именно:

5.1.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:

- проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;

- своевременно производить наладку, ремонт, и реконструкцию инженерных систем и оборудования.

5.2.4. Слесари-сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии.

Очень важно, чтобы после установки счётчиков их обслуживали профессионалы. В этом смысле необходимо создать условия для возникновения и развития энергосервисных организаций.

Сейчас мы готовим программу, которую можно назвать «Народный счётчик –2» по учёту отпускаемой населению воды. При её разработке мы учитываем опыт, полученный в ходе реализации первой программы.

 

 

печатьраспечатать | скачать бесплатно Отрегулируй систему – форточки закроются сами, Яворский М.И. , Источник: Томский Региональный Центр управления энергосбережением,
www.es.tomsk.ru

скачать архив скачать архив.zip(8 кБт)


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей