Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Библиотека технических статей >> Экономия тепловой энергии >> >>

Анонсы

17.11.17 Заседание Рабочей группы по синхронизации отраслевого и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги подробнее >>>

13.11.17 Шорт-лист Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017»! подробнее >>>

13.11.17 Инновационные технологии обсудят на панельной дискуссии конгресса в Санкт-Петербурге подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

02.11.17 Энергоэффективный капремонт: миф или реальность? // интервью подробнее >>>

20.10.17 На заседании в Правительстве РФ обсудили энергосбережение и повышение энергетической эффективности подробнее >>>

Все новости портала

Еще по теме Экономия тепловой энергии

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | следующая >>

Основные проблемы в теплоснабжении, требующие рассмотрения на федеральном уровне

 

I. Термины и определения

1.   Термины, применяемые в теплоснабжении, принято понимать только в техническом плане. Отсутствует необходимая расшифровка основных терминов с экономической точки зрения.

2.   Не определены тип экономической деятельности (товарное производство или услуга) для каждого отдельного процесса в теплоснабжении и теплопотреблении, а также типы рынков, на которых осуществляется эта деятельность.

3.   Не определено понятие «экономически неоправданная конкуренция».

4.   Не существует узаконенных критериев качества тепловой энергии и теплоносителя. Для понятия«тепловая энергия» вообще нет определения, хотя оно является основным понятием в договорных отношениях.

5.   Не определены критерии качества теплопотребления.

6.   Не определено, относится ли теплоснабжение к жилищно-коммунальному хозяйству, и если относится, то в какой его части.

II. Федеральный уровень

7.         Ни в одном федеральном органе управления нет Департамента, Управления или отдела, специализирующегося на теплоснабжении, соответственно, нет и специалистов.

Решение общих проблем теплоснабжения требует координации вопросов тарифообразования, нетарифного регулирования, взаимоотношений с другими естественными монополиями, регулирования надзорных органов и т.д. В Российской Федерации нет государственного органа, координирующего всю деятельность по теплоснабжению, относящуюся к уровню федерального Правительства.

8.   Отсутствует требование обязательного ведения топливно-энергетических балансов теплоснабжения страны и регионов. Официальная статистика по теплоснабжению фактически отсутствует.

9.   Не определен государственный орган, ответственный за осуществление перехода столь сложной отрасли, как теплоснабжение, к рынку. Внедрение эффективных рыночных механизмов в отраслях естественных монополий возможно только при проявлении сильной политической воли к реформе, проводимой от имени Правительства, ответственность за которую оно должно принять на себя. На данный момент ослабление роли государства, неизбежное при рынке, не скомпенсировано развитием рыночных механизмов.

Необходимо сочетание рыночных методов хозяйственного управления и регулирования рынка теплоснабжения, т.к. сейчас в Российской Федерации жестко монополизированный рынок.

10.       Не создается нормативно-правовая база функционирования теплоснабжения не только на федеральном уровне, но и на уровнях субъектов федерации и муниципальном. Действующие документы различных нормативных, подзаконных актов не удовлетворяют сегодняшним условиям теплоснабжения. Свидетельством этого является разрастающийся кризис, особенно в коммунальной энергетике.

Нет ответственности федеральных органов, осуществляющих техническое регулирование отрасли, за своевременность обновления технических норм, правил, инструкций, разработку учебников и т.д.

В результате отрасль много лет работает без Правил пользования и учета тепловой энергии, отсутствуют утвержденные общеобязательные Правила технической эксплуатации. Техническая литература по теплоснабжению не обновлялась более 20 лет.

11.   Не осуществлен переход в нормативно-технических документах по строительству и реконструкции от требований частных технических характеристик к общим требованиям энергоэффективности. Продолжается тиражирование при новом строительстве неэнерго-эффективных решений.

12.   За эффективную деятельность естественных монополий во всех странах отвечает перед Правительством исполнительная власть. Если в каком-то из регионов страны граждане замерзают, значит региональная исполнительная власть не справляется, и должны приниматься меры на более высоком - федеральном уровне. Пока механизм воздействия федерального центра на деятельность муниципальных образований по теплоснабжению допустим только в критических ситуациях(для устранения последствий аварий силами МЧС). Отсутствует механизм предотвращения данных ситуаций на ранней стадии их развития.

13.   Отсутствует согласованность действий государственных контролирующих и регулирующих органов. Часто соблюдение надзорных требований по качеству, выдвигаемых контролирующими органами, превышает финансовые возможности предприятий, определяемые уровнем тарифа, устанавливаемого регулирующим органом.

14.   Роль государственных надзорных органов большей частью сведена к техническому контролю состояния конкретного оборудования. Перегруженные рутинной работой надзорные органы не занимаются контролем общесистемных параметров, анализом системной надежности, качеством управления, эффективностью развития. В то же время административные запреты на применение одних технических решений и прямое принуждение к выбору других существенно искажают рыночные стимулы. Бывают случаи лоббирования инспекторским составом надзорных органов конкретных подрядчиков и поставщиков оборудования.

15.   Отсутствует положение об обязательной согласованности действий различных надзорных органов во времени и по возможности одновременного выполнения соответствующих надзорных требований. Количество обязательных платных услуг для теплоснабжающих предприятий, не ограниченное законодательно, стремительно растет. Уменьшение количества лицензий многократно компенсировалось различными типами аккредитации; сертификацией одновременно в нескольких органах; получением разрешений, лимитов, согласований; подтверждением соответствия требованиям в аккредитованных организациях; формами обязательного страхования; множественностью типов платной учебы в аккредитованных учебных центрах; получением разрешения на продление ресурса оборудования только по заключению аккредитованной организации и т.д., и т.п.

16.   Государством не сформулированы задачи своим представителям в органах управления энергетическими и топливными монополиями. Не существует требования обязательности публичной отчетности государства по результатам работы представителей.

17.   Нет государственной системы стимулирования для повышения энергоэффективности теплоснабжения:

-       отсутствует механизм кредитования энергосберегающих мероприятий под государственные гарантии, а также с возвратом за счет уменьшения выплат населению жилищных субсидий либо других бюджетных расходов;

-       нет практики привлечения под государственные программы энергоэффективности средств Сберегательного банка РФ и Пенсионного фонда;

-       нет экономического механизма финансирования мероприятий по снижению внутреннего потребления газа, реализуемого по низким регулируемым ценам, за счет энергосбережения вместо финансирования работ по освоению новых месторождений;

-       государством не определены контролируемые критерии энергоэффективности и не устанавливаются(по примеру США) задания Правительству и региональным органам управления по качественному изменению их величины;

-       государством не отработаны типовые модели стимулирования энергоэффективности на всех уровнях от рабочего до чиновника государственного уровня;

-       меры, направленные на повышение энергоэффективности теплоснабжения, объективно приводят к улучшению экологических параметров, но законодательно это не взаимоувязано;

-       отсутствует система экономической мотивации к применению более дорогого энергоэффективного оборудования при строительстве зданий на продажу. Отсутствует понятие «платы за установку неэнергоэффективного оборудования».

18.   Не определена система контроля качества теплоснабжения и эффективности использования бюджетных средств, расходуемых на цели теплоснабжения по объектам федеральной собственности.

19.   Отсутствует концессионное законодательство. Именно концессионная форма может сохранить контроль муниципалитетов за работой концессионера, потому что имущественно тепловая сеть остается муниципальной, она дается в доверительное управление. Инвестор может взять тепловую сеть даже с долгами, если будет знать, что ему это предприятие передано в концессию на определенное количество лет, за которые он сумеет и долги погасить, и заработать на этом.

20.   Не существует системы государственного планирования крупных межрегиональных проектов в области теплоснабжения. Например: использование крупных геотермальных месторождений; строительство атомных источников теплоснабжения; транспорт тепла в отдаленные от существующих ГРЭС районы и т.д.

21.   Отсутствует политика государства по теплоснабжению северных территорий, где из-за климатических условий и стоимости топлива удельные затраты на теплоснабжение несоизмеримо велики. Нарушаются принципы социального равенства граждан страны, т.к.предоставленное всем право на жилище обходится некоторым категориям граждан в несопоставимо высокую цену.

22.   Государством не определены принципы сверки и реструктуризации задолженности теплоснабжающих предприятий; особенности банкротств этих предприятий; обязательность наследования долгов муниципальных предприятий администрациями соответствующих муниципальных образований; ограничения на возможности распродажи имущества обанкротившихся предприятий.

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Основные проблемы в теплоснабжении, требующие рассмотрения на федеральном уровне, Источник: журнал "Новости теплоснабжения", № 07 (35), июль 2003,
www.ntsn.ru

скачать архив архив.zip(36 кБт)

Эта статья была опубликована в журнале "Новости теплоснабжения"

Журнал «Новости теплоснабжения» Журнал «Новости теплоснабжения»

Один номер - 643,50 р
(бесплатная доставка почтой)
заказать

Новости Теплоснабжения - это практические рекомендации для оказания конкретной помощи теплоснабжающим организациям, промышленным предприятиям с самостоятельным тепловым хозяйством и соответствующим подразделениям административных органов, отвечающим за качество теплоснабжения. подробнее...



Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее