Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | следующая >>

Разработано по заданию губернатора Архангельской области Михальчука И.Ф.,

генеральным директором «ВНИПИэнергопром» Семеновым В.Г., Ковальчуком В.В.

 

Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации

 

В условиях экономического кризиса энергосбережение должно стать приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.

Цель энергосбережения как деятельности по повышению энергоэффективности понятна из самого определения - повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех поселениях, а также в стране в целом. В то же время не оправдано введение мер, обеспечивающих повышение энергоэффективности при увеличении совокупных затрат общества на энергоснабжение. В отличие от высокоразвитых в экономическом отношении стран, в значительной степени реализовавших потенциал быстроокупаемых мероприятий и вынужденных идти по экологическим соображениям на значительные прямые методы бюджетной поддержки, в России имеется огромный резерв энергоэффективности, реализуемый за счет быстроокупаемых мероприятий по «наведению элементарного порядка».

Должны быть разработаны и введены в практику экономические модели, позволяющие использовать для компенсации затрат на осуществление энергосберегающих мероприятий не только средства высвобождаемые при уменьшении объемов энергопотребления, но и системные экономические эффекты включая:

  • фактическую стоимость высвобождаемой мощности в системах электро-, тепло-, водо-, топливоснабжения;

  • снижение платы за объем вредных выбросов и стоков;

  • эффекты от снижения темпов роста тарифов, включая затраты на содержание объектов бюджетной сферы, а также льготы и субсидии населению;

  • эффекты от комплексной оптимизации систем энерго- и топливоснабжения, включая уменьшение общесистемных энергетических потерь и снижение затрат на увеличение мощности энергосистем;

  • уменьшение дотаций регионам на «северный завоз» топлива, подготовку к отопительному сезону;

  • снижение стоимости подключения новых зданий и сооружений к инженерным коммуникациям.

Продвижение экономических, поведенческих и административных механизмов в области энергосбережения может осуществляться органами управления государственной власти через систему мер, в общем виде сводящихся к следующим:

  • правового регулирования через установление правовых, в первую очередь законодательных, норм и правил. Регулирование должно осуществляться как через создание отдельного законодательства непосредственно регулирующего вопросы энергосбережения, так и внесением изменений в другие нормативные акты, включая гражданское, жилищное, административное, тарифное, налоговое, бюджетное и иное законодательство;

  • административного регулирования совместно с субъектами Российской Федерации через введение административной ответственности за нарушение действующих нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения;

  • контрольно-надзорного регулирования через осуществление контроля и надзора за исполнением обязательных требований в сфере энергосбережения; утверждение нормативов потерь, а также через систему допусков и разрешений;

  • экономического регулирования через создание механизмов ведения экономически оправданной предпринимательской деятельности в сфере энергосбережения. Создание условий для доступности этой деятельности, в том числе для малого и среднего бизнеса;

  • налогового регулирования через систему льгот, акцизов на энергорасточительные товары, отсрочку выплат налогов, льготы на строительство особо важных объектов и т.д., а также могут вводиться неналоговые льготы и надбавки, включая таможенные, экологические платежи;

  • тарифного регулирования через установление взаимоувязанной системы тарифов и плат стимулирующей повышение энергоэффективности процессов как у энергоснабжающих организаций, так и у потребителей;

  • создания системы общественного регулирования через объединения потребителей и саморегулируемые организации поставщиков;

  • использования полномочий по управлению государственными предприятиями, акционерными обществами с участием государства для продвижения решений о разработке программ энергосбережения предприятий, экспертизе этих программ, организации выпуска энергоэффективной продукции, исследованиях в области энергосбережения. А также через создание системы управления процессами энергосбережения в государственных учреждениях, включая армию, МЧС, МВД, ФСБ, Министерство юстиции, а также объекты федеральной собственности, переданные в управление или аренду;

  • антимонопольного регулирования через устранение и предотвращение действий со стороны естественных монополий, препятствующих процессам повышения энергоэффективности, таких как взимание платы за недоиспользование энергии или топлива, препятствия по допуску к сетям общего пользования энергоэффективных энергоисточников, ограничения на использование не аккредитованных у организаций монополистов технологий и типов оборудования, отсутствие прозрачной системы распределения природного газа;

  • разработки топливно-энергетических балансов страны и регионов, включая оценку уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения, определения минимального уровня заданий регионам по повышению энергоэффективности. Определения принципов и внедрения государственной статистической отчетности по уровню энергоэффективности процессов, товаров, организаций и муниципалитетов;

  • организации технологических и экономических научных исследований путем создания федеральных исследовательских центров и внедрения методов экономического поощрения организаций, ведущих такие исследования. Финансирования проведения контрольных долговременных испытаний на подтверждение энергосберегающего эффекта и обеспечение доступности информации об испытаниях;

  • создания системы пропаганды энергосбережения;

  • создания системы информации и подготовки кадров.


Невозможно управлять процессом энергосбережения не разделив его на множество направлений и сгруппировав по технологиям и субъектам отношений. Для каждой группы должен быть определен конкретный набор мер, учитывающий ее особенности, в тоже время есть и достаточно универсальные меры. Учитывая это, в настоящей работе произведено вычленение задач, реализация которых может рассматриваться как отдельная подпрограмма с соответствующим набором мер, реализуемых на разных уровнях государственной власти.

 

  1. Топливно-энергетические балансы

Согласно определению: «Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) - соотношение для экономического объекта или некоторой территории объемов топливно-энергетических ресурсов, поступающих вследствие добычи или ввоза и убывающих вследствие потребления на месте или вывоза». Т.о. основная задача ТЭБа - показать реальную структуру наличия, использования энергоресурсов на данной территории. ТЭБ может составляться на уровне государства, отдельной территории, поселения. По состоянию на сегодняшний день практика составления и ведения текущих и перспективных топливно-энергетических балансов отсутствует.

В статистической практике Российской Федерации сводный отчетный ТЭБ разрабатывается раз в пять лет, начиная с 1960 г. Последний сводный отчетный ТЭБ России был разработан по развернутой схеме на отчетных данных 1990 г. В целях оценки изменений в структуре производства и потребления топлива и энергии, а также определения направлений развития ТЭК страны разрабатывается ежегодный расчетный ТЭБ на федеральном уровне по краткой схеме.

В состав ТЭБа должен быть введён раздел «Оценка потенциала энергосбережения».

Топливно-энергетические балансы должны периодически актуализироваться.


Таблица 1. Комплекс мер по повышению энергоэффективности раздела «Топливно-энергетические балансы»

Мероприятия

Ответственный

1.

ПП РФ «О топливно энергетических балансах», включая требования к организациям разработчикам ТЭБ

Минэнерго
Минрегион

Росстат

2.

Методика разработки ТЭБ страны, региона и муниципалитета с определением потенциала энергосбережения

Минэнерго Росстат

3.

Внесение дополнений в формы государственной статистической отчётности в части сведений, позволяющих оценить уровень энергоэффективности

Росстат Минэнерго

4.

Разработка ТЭБ РФ и субъектов Федерации муниципалитета

Минэнерго Росстат

Субъекты РФ

МО

5.

Проведение конкурсных процедур определения организаций, осуществляющих разработку и сопровождение ТЭБ, на период минимум 5 лет

Минэнерго

Субъекты РФ

МО

Cтраницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Комплекс мер по повышению энергоэффективности в Российской Федерации , Неофициальная редакция

скачать архив скачать архив.zip(30 кБт)

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей