Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Документы >> Проекты и материалы федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» >> Материалы к закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»>>

Анонсы

17.11.17 Заседание Рабочей группы по синхронизации отраслевого и коммунального законодательства по вопросам начислений за ресурсы и коммунальные услуги подробнее >>>

13.11.17 Шорт-лист Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017»! подробнее >>>

13.11.17 Инновационные технологии обсудят на панельной дискуссии конгресса в Санкт-Петербурге подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

02.11.17 Энергоэффективный капремонт: миф или реальность? // интервью подробнее >>>

20.10.17 На заседании в Правительстве РФ обсудили энергосбережение и повышение энергетической эффективности подробнее >>>

Все новости портала

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

Общественная палата РФ

Комиссия по экономическому развитию и поддержке предпринимательства


Решение cлушаний Комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства «О проекте федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»


г. Москва 03 декабря 2008 г.


Принятые в первом чтении 21 ноября 2008 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов № 111730-5 и № 111741-5 призваны обеспечить правовые условия для снижения энергоемкости национальной экономики. Их разработка является одним из вариантов решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Участники Слушаний пришли к единодушному выводу о том, что этот вариант является крайне неудачным и должен быть подвергнут коренной переработке.

Принятые законопроекты содержат мощный потенциал неоправданного увеличения избыточного для рыночной экономики администрирования. Они породят новый и очень мощный виток коррупции, что прямо противоречит положениям посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Законопроекты существенно увеличат финансовую нагрузку на бюджетную систему и бизнес, их реализация лишь ухудшит положение предприятий в условиях финансового кризиса и кризиса сбыта, охватившего многие отрасли реального сектора экономики России.

Заложенные в законопроекты механизмы в основном не соответствуют современным принципам решения задач энергосбережения, используемым в мировой практике. Принятые законопроекты внутренне противоречивы, не соответствуют духу Конституции России, не подразумевают необходимых в связи с их принятием изменений и дополнений во многие федеральные законы

Конкретные возражения участников Слушаний приводятся в Приложении.

Все названные замечания и возражения являются принципиальными. Негативных последствий законопроектов необходимо избежать, особенно в нынешних сложных экономических условиях. Участники Слушаний считают, что законопроекты нуждаются в полной переработке, с привлечением широкого круга экспертов. Они отмечают, что такая работа не была проведена перед первым чтением, в результате чего имевшиеся у специалистов наработки не нашли отражения в законопроектах.

Представители бизнеса, общественных объединений, специалисты и эксперты, участвовавшие в Слушаниях, выразили готовность принять активное участие в доработке указанных законопроектов перед их вынесением на второе чтение.

Учитывая необходимость проведения достаточно большой работы над законопроектами, участники Слушаний обращаются к руководству Государственной Думы с предложением отложить на более поздний срок намеченное на 19 декабря с.г. слушание указанных законопроектов во втором чтении до переработки их концепций, устранения возникающих противоречий с действующим законодательством и согласования положений законопроектов с заявленными руководством страны задачами дебюрократизации, развития конкуренции, поддержки промышленности, строительства, энергетики, транспорта, сельского хозяйства, иных сфер экономической деятельности в условиях международного финансового кризиса.

Приложение

21 ноября 2008 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации приняты в первом чтении проекты федеральных законов № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее именуется – законопроект) и № 111741-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики» (при совместном упоминании именуются – законопроекты).

Решение комплекса задач повышения энергоэффективности национальной экономики, снижения энергоемкости промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения рационального использования природных ресурсов и снижения негативного воздействия на окружающую среду, безусловно, необходимо. Это прямо следует из Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Как известно, крупнейшим недостатком действующего федерального закона «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. является его общий, декларативный характер. Поэтому трудно переоценить актуальность разработки современного действенного российского законодательства в этой важнейшей сфере. При правильном подходе принятие нового Закона (а, скорее, ввиду сложности и многоплановости проблемы, - пакета законов) поможет решить одну из старейших проблем экономики России - низкую эффективность использования всех видов энергоресурсов. Без повышения энергоэффективности во всех секторах экономики, развития и внедрения энергоэффективных технологий невозможна модернизация отечественной промышленности, крайне сложным окажется выход российской экономики из финансово-экономического кризиса.

Вместе с тем, по мнению участников Слушаний, многие конкретные механизмы, предложенные в законопроектах, недостаточно проработаны, слабо используют накопленный мировой опыт стимулирования энергосбережения, направлены в первую очередь на усиление администрирования и создание новых бюрократических структур. В условиях неготовности нормативной и измерительной базы это неизбежно приведет к появлению административных барьеров, расширению коррупционных проявлений и усилению давления на предпринимателей, прежде всего, на малый и средний бизнес.

По мнению участников Слушаний:

1. Большинство нормативных положений глав 1 и 2 законопроекта нарушают один из базовых принципов законотворчества («презумпции нерегулирования»), предполагающего, что если «провалы рынка» могут быть со временем и без неблагоприятных социальных последствий закрыты действием рыночных сил, то государственного регулирования не требуется. Цена в рыночной экономике является главным мерилом соотношения спроса и предложения, доступности отдельных товаров и услуг. Рыночная цена ориентирует потребителей на экономное или расточительное использование соответствующего товара или услуги. Задача энергосбережения в рыночной экономике решается, прежде всего путем:

- стимулирования конкуренции, раскрытия рыночных стимулов для выявления внутренних резервов на предприятиях, включая естественную замену энергоемких установок на более экономичные;

- установления дополнительных акцизов и налогов на производителей энергии и энергоносителей (или повышения тарифов в случае естественных монополий) с целью сознательного стимулирования роста цен на стратегически важные товары и побуждения к экономии в процессе использования.

Принятый законопроект идет вразрез с этими современными практиками.

(Справочно: реже для решения задачи энергосбережения развитыми странами используются стимулирующие меры за счет средств бюджетной системы, часть из которых предусмотрена в отдельных положениях глав 3 и 4 законопроекта).

2. В настоящее время во многих сферах энергопотребления, прежде всего у населения, отсутствуют приборы учета расхода энергоресурсов. Как показала практика, установка таких приборов является первоочередным и важнейшим шагом на пути экономии энергии и других ресурсов (прежде всего в системе водоснабжения). Такая установка должна предшествовать введению других мер, что не предусматривается законопроектом. Правительство РФ должно определить срок решения этой задачи. Необходимо при реализации этой задачи обеспечить содействие государственных органов, включая установку таких счетчиков за счет бюджетных средств, в особенности для малоимущих слоев населения. Организация массового производства приборов учета на российских предприятиях была бы эффективной антикризисной мерой.

3. В полном противоречии с мировой практикой законопроекты не предусматривают каких-либо мер по стимулированию развития российских энергосберегающих технологий, производства и установки соответствующего оборудования. А такие меры могли бы также иметь важный антикризисный эффект. Отказываться от этого и делать всю ставку только на штрафы в условиях начавшейся стагнации производства - означает на практике стимулирование усиления импорта и снижения конкурентоспособности отечественного производства.

4. Поскольку новой редакцией ФЗ «О техническом регулировании» производственные и технологические процессы выведены из сферы обязательного государственного нормирования, то понятие «нормативной энергоемкости технологического процесса» (п.1 ст.2 законопроекта) относится к сфере добровольного использования. Поэтому дальнейшее введение законопроектом правил установления обязательных требований и нормативов применительно к «процессам» недопустимо (см. также п.7 ст.3).

5. Разработка перечня показателей энергоемкости технологических процессов (п. 1 ст.5 законопроекта) и многочисленных методик потребует анализа миллионов комбинаций различных устройств в помещениях различных типов. Качественное исполнение этой работы – сродни инвентаризации обязательных требований, проводимой в рамках реформы технического регулирования. Напомним, что на эту реформу было отведено 7 лет в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», были выделены сотни миллионов рублей из федерального бюджета. Не вдаваясь в причины, следует отметить, что за прошедшие 5 лет было принято менее 10 технических регламентов из предусмотренных 600.

Разработчики законопроекта, по-видимому, не представляют всего объема работ и затрат на них, вводя законодателей в заблуждение. Результаты обязательной сертификации энергопотребляющей продукции, а также энергетических ресурсов, осуществленные в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ, являются лишь самой верхушкой айсберга, поскольку не касались помещений и процессов в целом.

Cтраницы: 1 | 2 | следующая >>

печатьраспечатать | скачать бесплатно Решение cлушаний Комиссии Общественной палаты по экономическому развитию и поддержке предпринимательства «О проекте федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» , Неофициальная редакция

скачать архив архив.zip(19 кБт)

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее