Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Документы >> Проекты и материалы федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» >> Материалы к закону «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»>>

Анонсы

24.04.17 IV Международная Конференция «Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в России и странах СНГ» подробнее >>>

21.04.17 Круглый стол, посвящённый развитию микрогенерации на возобновляемых источниках энергии в России подробнее >>>

21.04.17 с 4 по 7 октября в Москве пройдет Международный форум по энергосбережению и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

11.04.17 Тепловые насосы в современной промышленности и коммунальной инфраструктурe (книга для скачивания) подробнее >>>

22.03.17 Основные нормативные правовые акты, регулирующие работу рынка электроэнергии и мощности, принятые в 2016 году подробнее >>>

20.03.17 Постановление Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275 о новых требованиях энергетической эффективности для зданий подробнее >>>

06.03.17 Мой дом — моя крепость: Возобновляемые источники энергии для частного дома (статья) подробнее >>>

Все новости портала

Заключение по проекту Федерального закона № 111730-5 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», внесенному депутатами Государственной Думы Н.В. Комаровой, Ю.А. Липатовым (первое чтение)

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

По поручению Совета Государственной Думы от 16.10.2008 г. (протокол № 57, пункт 56)

Рассмотрев представленный законопроект, сообщаем следующее.

Требует доработки базовая терминология законопроекта. Так, из определений понятий «устройство» и «помещение» следует, что в целях предлагаемого законопроектом федерального закона к устройствам фактически относятся любые предметы, функциональное назначение которых предусматривает использование энергии и (или) вторичного энергетического ресурса, а к помещениям – любые здания, строения и сооружения, а также их части, являющиеся самостоятельными объектами недвижимого имущества. В то же время к «пользователям устройств» и «пользователям помещений» относятся только юридические лица и индивидуальные предприниматели, использующие их в экономической деятельности. В связи с этим, а также учитывая некоторые иные положения законопроекта, упоминающие, например, контроль в отношении бытовых электрических установок и сетей (часть 1 статьи 16), полагаем, что сфера применения законопроекта требует более точного определения, в частности относительно того, распространяются ли его положения на устройства и помещения, используемые в быту. Представляется необходимым в законопроекте более четко определить круг лиц и категории устройств и помещений, на которые распространяются его требования.

На наш взгляд, следует раскрыть в законопроекте базовое понятие «энергетические ресурсы», учитывая то, что определение данного понятия содержится в Федеральном законе «Об энергосбережении», который признается утратившим силу проектом федерального закона № 111741-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики», внесенным «в одном пакете» с рассматриваемым законопроектом.

Согласно части 2 статьи 2 законопроекта понятия «возобновляемые энергетические ресурсы» и «альтернативные источники топлива» используются в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике», однако в указанном Федеральном законе говорится о «возобновляемых источниках энергии» (статья 3), а понятие «альтернативные источники топлива» вообще не используется.

Определение «уполномоченного органа» как органа государственной власти Российской Федерации, на который в установленном порядке возложены функции, реализация которых предусмотрена настоящим Федеральным законом, не совсем корректна, поскольку предлагаемым Федеральным законом предусмотрено множество различных по характеру функций «уполномоченного органа», в связи с чем неясно, подлежат ли они осуществлению одним и тем же «уполномоченным органом» или могут осуществляться разными органами. Если речь идет об одном органе, то следует иметь в виду, что функции по нормативно - правовому регулированию, контрольные и надзорные функции или функции по оказанию государственных услуг в определенной сфере (области) деятельности, как правило, не совмещаются в лице одного органа (министерства, агентства или федеральной службы).

Полагаем необходимым раскрыть или уточнить в законопроекте широко используемое в нем понятие «допускаемые к обороту в Российской Федерации устройства», не позволяющее точно определить, относится ли оно только к устройствам, импортируемым в Российскую Федерацию, или также к производимым в Российской Федерации, тем более, что значение данного понятия определяет сферу применения предлагаемого Федерального закона и круг лиц (производителей), к которым применяются его положения.

В части 7 статьи 3 проекта указано, что производство устройств и их оборот регулируется законодательством о техническом регулировании и законодательством о защите прав потребителей, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. Необходимо учесть, что согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О техническом регулировании» положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Поскольку вопросы энергосбережения являются непосредственным предметом регулирования предлагаемого законопроекта, полагаем, что многие вопросы, регулирование которых отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, должны быть изложены в самом законопроекте, например, порядок применения энергетической декларации устройства, определение которого следует отнести к числу основных целей законопроекта и который связан с возложением на производителей и импортеров устройств соответствующих дополнительных обязанностей, порядок проверки предоставленных пользователями устройств и помещений сведений, порядок контроля за своевременностью и полнотой внесения предусмотренного законопроектом платежа (см. абзацы 9 и 11 части 1 статьи 4, статья 16 проекта). Определение в законопроекте четких границ реализации указанными выше органами государственной власти таких полномочий будет соответствовать требованию определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм, в том числе которыми законодатель делегирует Правительству Российской Федерации те или иные полномочия (см., например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2004 г. № 7-П).

В законопроекте к компетенции Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти отнесено установление оснований и порядка применения мер ответственности за уклонение пользователей устройств и помещений от представления сведений о коэффициентах их энергоэффективности, а также за несвоевременное внесения платежа за использование устройств и помещений, коэффициент энергоэффективности которых не соответствует нормативному уровню. Обращаем внимание, что основания и порядок применения мер как административной и уголовной, так и гражданской ответственности, могут быть установлены только законом (для гражданской ответственности также договором).

Статьей 10 законопроекта устанавливается плата за использование помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует достаточному уровню. Указанное положение необходимо соотнести с положениями части 2 статьи 7, части 3 статьи 8 и части 3 статьи 9, согласно которым обязательному определению подлежит коэффициент энергоэффективности помещений, вводимых в эксплуатацию, при этом введение в эксплуатацию помещений, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует необходимому уровню, запрещается. Аналогичное замечание относится к установлению платы за использование устройств, определение коэффициента энергоэффективности которых является обязательным и коэффициент энергоэффективности которых не соответствует достаточному уровню (см. абзац шестой части 1 статьи 4, часть 2 статьи 8).

Требует дополнительного обсуждения положение части 5 статьи 14 законопроекта, согласно которому энергосервисные контракты заключаются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с особенностями, предусматривающими использование экономии расходов бюджетных организаций на оплату коммунальных услуг для оплаты работ подрядчиков по энергосервисным контрактам, поскольку такой способ определения цены контракта не соответствует порядку формирования цены контракта при размещении заказа способами, предусмотренными данным Федеральным законом, например, путем проведения конкурса или аукциона, и учитывая то, что нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать указанному Федеральному закону № 94-ФЗ. Аналогичное замечание относится к положению части 6 статьи 14 законопроекта (см. части 1 и 2 статьи 2 данного Федерального закона).

В положениях статьи 15 законопроекта необходимо уточнить круг устройств и помещений, сведения о которых включаются в государственный реестр энергосбережения. Кроме того, не определен и состав информации, представляемой в соответствии с данной статьей, что не сможет обеспечить ее единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями.

В части 10 статьи 15 проекта предусматривается, что уполномоченный орган вправе направить заинтересованному лицу мотивированный отказ в предоставлении выписки из государственного реестра энергосбережения. Полагаем, что необходимы нормы, предусматривающие основания отказа в предоставлении запрашиваемой информации.

В части 1 статьи 11 законопроекта предусмотрены условия предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидий при осуществлении инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а частью 2 статьи 11 законопроекта предусмотрена возможность получения лицом, пользователем стационарного устройства или помещения, при осуществлении инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, субсидии из федерального бюджета на основании сертификата энергетической эффективности. В пункте 2 части 4 и в пункте 2 части 5 статьи 13 законопроекта говорится о планировании способов предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления разработки и внедрения устройств и проектов помещений, коэффициент энергоэффективности которых соответствует нормативному уровню и т.п. Полагаем, что указанные положения законопроекта не относятся к предмету регулирования предлагаемого федерального закона, поскольку порядок предоставления субсидий установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс). В частности, согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации соответственно. При этом установленный Бюджетным кодексом порядок предоставления субсидий не предусматривает зависимость права на получение субсидии от наличия сертификата. Кроме того, необходимо учитывать принцип самостоятельности бюджетов, установленный статьей 31 Бюджетного кодекса, который заключается, в том числе, в недопустимости установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Также обращаем внимание, что в положениях частей 2 и 4 статьи 12 законопроекта по-разному решен вопрос о том, в каком порядке – установленном федеральными законами или Правительством Российской Федерации, может осуществляться выпуск сертификата энергетической эффективности.

Положениями статьи 15 законопроекта предусматривается создание и ведение федерального реестра энергосбережения уполномоченным органом исполнительной власти. Кроме того, согласно положениям статьи 16 законопроекта на уполномоченный орган предлагается возложить дополнительные полномочия по осуществлению контроля, в том числе, в виде проверок правильности предоставляемых пользователями устройств сведений об энергоемкости, а также коэффициенте энергоэффективности устройств и помещений. Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса в случае принятия закона либо другого нормативного правового акта, предусматривающего увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В целом текст законопроекта нуждается в существенной правовой, юридико-технической и лингвостилистической доработке, в том числе в унификации терминологии. В нем также следует упорядочить размещение отдельных статей. Так, например, статью 4 проекта, посвященную соответствующим мерам государственного регулирования, целесообразно разместить не в главе 1, а в главе 2 проекта. Замечания юридико-технического характера на 3 листах прилагаются.

Начальник управления М.Н.Ласточкина

Исп. Е.Я.Баскаков, тел. 692-31-51, Н.С.Баснин, тел. 692-37-96, М.Ю.Лиховицкая, тел. 982-20-55, О.Н.Разбаш, тел. 692-78-92, З.А.Пятигорская, тел. 692-94-12

печатьраспечатать | скачать бесплатно Заключение Правового управления, Неофициальная редакция

скачать архив архив.zip(12 кБт)

Примечание для пользователей нормативными документами, размещенных в различных разделах сайта:
В связи с тем, что на нашем сайте размещены не официальные редакции текстов нормативных документов, при решении юридических вопросов необходимо обращаться к официально публикуемым документам и изменениям в них по состоянию на момент принятия решений.


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее