Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (54) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3434 kБ)

Энергетическая политика Канады и России в области ВИЭ и энергоэффективности



Рубрика: Мировой опыт энергосбережения
Автор: К.С. Кужелева, Б.А. Грачев

К.С. Кужелева, главный специалист, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российское энергетическое агентство» Министерства энергетики РФ (ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ); руководитель отдела исследований, INTEGRUM PARTNERS, г. Москва.

Б.А. Грачев, независимый эксперт, г. Москва.

 

Рассматривается канадский опыт в области возобновляемых источников энергии, который может оказаться полезным для России в плане совершенствования нормативно-правовой базы в области энергоэффективности и энергосбережения.

 

За последние 20 лет тема развития возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) приобрела масштабный характер, а правительства разных стран мира «рисовали» картину «зелёного» безуглеводородного будущего.

Наибольшего успеха в данной области добился Европейский союз, который, начиная с 2000-х гг., принял множество инициатив в области развития ВИЭ. Были приняты: «Стратегия 2020», «Энергетическая стратегия – 2050» и входящая в неё «Энергетическая дорожная карта 2050», «Стратегия 2030», Европейская стратегия энергетической безопасности; созданы Энергетический союз ЕС, энергетический пакет мер «Чистая» энергия для всех европейцев», а также инициатива «Чистая» энергия для островов ЕС» [1].

Если ЕС идёт по пути к достижению энергоэффективности через развитие возобновляемых источников энергии, то США и Канада встраивают энергоэффективность в стратегию энергонезависимости и устойчивого развития соответственно, Китай же фокусируется на жёстком регулировании «подконтрольных» компаний в условиях быстрого роста экономики.

Россия, несмотря на принятые нормативно-правовые акты в сфере ВИЭ и предпринятые меры в сфере повышения энергоэффективности, пока ещё заметно отстаёт от достижения целевых уровней энергоёмкости ВВП (+3,4% в 2017 г. по отношению к 2008 г.), что нельзя сказать о других рассматриваемых странах, которые демонстрируют лучшие результаты по данному показателю (рис. 1).

1

Рисунок 1. Энергоёмкость ВВП Китая, ЕС, США, Канады и России, 2008-2017 гг., кг н.э./долл. США по ППС 2015 г. (Enerdata, Global Energy Statistical Yearbook, 2018).

Россия и Канада являются странами со схожими географическими и природно-климатическими условиями и наличием богатейших природных ресурсов. Предлагаем рассмотреть нормативно-правовую базу и предпринятые меры двух стран с целью заимствования Россией лучших практик канадского законодательного опыта в сфере ВИЭ и энергоэффективности.

 

Канадский опыт

Согласно Статистическому обзору компании BP-2018 по состоянию на 2017 г. в Канаде на ископаемые виды топлива в структуре энергопотребления приходилось не более 72%, остальное составляла гидроэнергия (25,8%) и ВИЭ (3%) (рис. 2).

2

Рисунок 2. Структура потребления энергетических ресурсов в Канаде, 2017 г., % (BP Statistical Review of World Energy, June, 2018).

В настоящее время в Канаде реализуется ряд федеральных проектов, направленных на повышение использование ВИЭ, в частности: значительные субсидии компаниям, внедряющим ВИЭ; применение одних из самых эффективных рычагов стимулирования производителей «чистой» энергии для наращивания генерирующих мощностей – «зелёные тарифы» (feed-in-tariff).

В 2008 г. в Канаде вступил в силу Закон об устойчивом развитии (Federal Sustainable Development Act), в котором было объявлено о необходимости поддержки возобновляемой энергетики [2].

В рамках данного закона действует Федеральная стратегия устойчивого развития на 2016-2019 гг. (Federal Sustainable Development Strategy – FSDS) [3]. Это третья общеправительственная стратегия, подготовленная в соответствии с вышеуказанным законом, которая была сформирована, благодаря взаимодействию правительства и общества: было открыто онлайн-дискуссионное пространство «Let’s Talk Sustainability»; также была предоставлена возможность отправить своё предложение о видении стратегии по электронной почте; запущена интерактивная электронная стратегия (interactive e-strategy); организовывались встречи заинтересованных сторон и проводились вебинары. В результате правительство получило более 540 письменных комментариев от канадцев и 900 сообщений в социальных сетях по проекту FSDS, которые и помогли сформировать окончательную стратегию.

 FSDS включает в себя следующие цели:

  1. Эффективные меры по изменению климата (Effective action on climate change).
  2. Современная и устойчивая инфраструктура (Modern and resilient infrastructure).
  3. Чистые озёра и реки (Pristine lakes and rivers).
  4. Чистая питьевая вода (Clean drinking water).
  5. Безопасная и здоровая жизнь общества (Safe and healthy communities).
  6. Низкоуглеродная политика правительства (Low-carbon government).
  7. Чистая энергия (Clean energy).
  8. Чистый рост (Clean growth) и т.д.

Основной задачей «низкоуглеродной политики правительства» является сокращение выбросов парниковых газов от зданий Федерального правительства к 2030 г. на 40% от уровня
2005 г. за счёт, к примеру, введения в действие норм, согласно которым новые дома должны будут строиться с соблюдением стандартов нулевого потребления энергии (net-zero energy ready).

Основополагающей задачей «чистой энергии» является установление к 2030 г. выработки канадской электроэнергии на 90% из возобновляемых источников энергии и ресурсов, не связанных с выбросами.

Данная задача уже имеет определённые результаты. К 2017 г. федеральные и территориальные министры, а также министры провинций в энергетической сфере, согласились на совместный план действий в области энергетики, ориентированный на достижение общей цели повышения энергоэффективности, разработки новых энергетических технологий и инноваций. Все ответственные ведомства предприняли важные шаги по расширению использования «чистой» электроэнергии, включая нормативные поправки, новые планы действий и программы, а также значительные новые инвестиции в строительство мощностей выработки электроэнергии из ВИЭ.

Основной задачей «чистого роста» является поддержание и увеличение инвестиций в НИОКР в области развития «чистой энергии» к 2020 г. Эта задача уже дала свои результаты, так была опубликована программа «План инноваций и навыков» (Innovation and Skills Plan), которая заложена в бюджете на 2017 г.

Данную задачу планируется реализовать в рамках «Общеканадской рамочной стратегии чистого роста и изменения климата» (Pan-Canadian Framework on Clean Growth and Climate Change), выпущенной 9 декабря 2016 г., для поддержки экологически чистых технологий и создания рабочих мест. Эта стратегия разработана с провинциями и территориями Канады при взаимодействии с коренными народами с целью сокращения выбросов, роста экономики и повышения устойчивости к меняющемуся климату. Стратегия также направлена на стимулирование инноваций
и роста экономики за счёт расширения технологий и принятия решений по обеспечению конкурентоспособности канадских компаний в глобальной низкоуглеродной экономике [4].

Переход Канады к низкоуглеродной, устойчивой к климату экономике был подтверждён
в бюджете 2017 г. объёмом инвестиций не менее 5 млрд долл. США в течение 5 лет в проекты в области «зелёной» инфраструктуры, включая проекты, способствующие развитию ВИЭ и сокращению выбросов парниковых газов [5].

Для того, чтобы ускорить рост компаний, занимающихся «чистыми технологиями» в Канаде, им будет предоставлено почти 1,4 млрд долл. США в виде долевого финансирования, оборотного капитала и проектного финансирования в течение трёх лет, начиная с 2017-2018 гг., через Банк развития бизнеса Канады (Business Development Bank of Canada – BDC) и Канадскую корпорацию развития экспорта (Export Development Canada – EDC) [6].

Также, 18 января 2018 г. Министр природных ресурсов Канады Д. Карр (Jim Carr) заявил,
что Правительство собирается инвестировать 21,9 млрд долл. США в течение 11 лет для поддержки «зелёной инфраструктуры» в рамках «Общеканадской рамочной стратегии чистого роста и изменения климата», что позволит создать в Канаде чистую экономику через развитие ВИЭ [7].

Канада, по большей части, ведёт децентрализованную государственную энергополитику
в области развития ВИЭ, где ключевые решения для поддержки альтернативной энергетики принимаются на уровне провинций и территорий. Основной мерой поддержки потребителей ВИЭ являются зелёные тарифы на энергию из возобновляемых источников, которые действуют или готовятся к внедрению в отдельных провинциях Канады.

Наиболее активное развитие ВИЭ (за исключением гидроэнергии) наблюдается в провинции Онтарио, благодаря очень высоким «зелёным тарифам» (feed-in-tariff), введённым в 2006 г., которые считаются одними из самых выгодных для инвесторов в Северной Америке [8].

Как результат, в 2016 г. Онтарио произвёл наибольшее количество электроэнергии с помощью ветра и солнца среди всех провинций и территорий Канады – 12 123 ГВт∙ч и 3 566 ГВт∙ч соответственно. В целом же, выработка электроэнергии из ВИЭ в Онтарио увеличились в 2016 г. на 42,3% по сравнению с 2005 г. (рис. 3).

3

Рисунок 3. Электрическая генерация в Онтарио, 2015 г., 2016 г., ГВт∙ч [9].

 

Российский опыт

Россия всё ещё находится в стороне от развития альтернативной энергетики. Имеющиеся в нашей стране мощности объектов ВИЭ (за исключением гидроэнергии, на которые пришлось 5,9% всего энергопотребления в стране) настолько минимальны, что в структуре потребления энергетических ресурсов на ВИЭ в 2017 г. приходилось всего 0,04% от общероссийского энергопотребления. По данному показателю наша страна находится далеко не в лидерах (табл. 1).

 

Таблица 1. Динамика потребления энергии из ВИЭ (кроме ГЭС) в России, 2008-2017 гг., тыс. т н.э. (BP Statistical Review of World Energy 2017, 2018).

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

СЭС

-

-

-

0,3

0,9

2,4

36,2

75,9

105,9

123,1

ВЭС

1,2

0,9

0,9

1,2

1,2

1,0

21,7

32,7

32,2

31,5

ГеоЭС, биомасса и др.

110,6

112,5

121,5

126,1

113,8

109,0

125,4

108,9

112,0

116,7

 

Национальная нормативно-правовая основа в части развития ВИЭ строится на основе нескольких основополагающих документов:

  1. Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [10]. В рамках Закона заложена основа регулирования использования ВИЭ, определены направления развития законодательства, а также введено само понятие ВИЭ: «Энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоёмов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках» [11].

В Законе установлены критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий
в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, функционирующих на основе использования ВИЭ.

Утверждены основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики, содержащие целевые показатели объёма производства и потребления электрической энергии с использованием ВИЭ в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии, а также план или программа мероприятий по достижению целевых показателей.

  1. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 г. № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» [12]. Данное распоряжение является одним из основных документов, где отображается государственная политика РФ в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ по принятию мер с целью:
  • установления целевых показателей объёма производства электрической энергии с использованием ВИЭ;
  • установления целевых показателей степени локализации на территории РФ производства основного и (или) вспомогательного генерирующего оборудования для производства электрической энергии с использованием ВИЭ.

К 2024 г. планируется увеличить долю ВИЭ в производстве электроэнергии до 4,5% (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) (рис. 4).

4

Рисунок 4. Целевые показатели объектов ввода установленной мощности генерирующих объектов ВИЭ
(энергия солнца, ветра, воды и прочие ВИЭ), 2014-2024 гг., МВт.

 

  1. Распоряжение Правительства РФ от 13.10.2009 г. № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» [13]. В соответствии с данным документом стратегическими целями использования ВИЭ и местных видов топлива являются:
  • снижение темпов роста антропогенной нагрузки на окружающую среду и противодействие климатическим изменениям при необходимости удовлетворения растущего потребления энергии;
  • рациональное использование и снижение темпов роста потребления имеющихся ресурсов ископаемого топлива в условиях неизбежного истощения его запасов;
  • сохранение здоровья населения и качества жизни путём замедления темпов роста загрязнения окружающей среды при использовании ископаемого топлива, а также снижение общегосударственных расходов на здравоохранение;
  • замедление темпов роста затрат на распределение и транспортировку электрической энергии и топлива и возникающих при этом потерь;
  • вовлечение в топливно-энергетический баланс дополнительных топливно-энергетических ресурсов;
  • повышение уровня энергетической безопасности и надёжности энергоснабжения за счёт увеличения уровня его децентрализации.
  1. Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 г. № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», где утверждены основные правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ [14].

Реализация данного Постановления направлена, главным образом, на создание условий для использования специального механизма торговли мощностью в целях стимулирования развития генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности, обеспечивающего возврат капитала, инвестированного в их создание, и необходимый уровень его доходности [15].

Также, можно добавить, что, помимо вышеперечисленных нормативно-правовых документов, существуют множество других законодательных актов, в результате чего может сложиться впечатление достаточно развитой и проработанной политики в области ВИЭ. В планах правительства по развитию альтернативных источников энергии по факту прослеживается одна значимая цель – довести долю ВИЭ к 2024 г. в производстве электроэнергии до 4,5%, достижение которой находится пока под большим вопросом.

Несмотря на это, наблюдается увеличение выработки электроэнергии на квалифицированных объектах ВИЭ, где наибольший рост приходится на СЭС (рис. 5).

5

Рисунок 5. Объём выработки электроэнергии на квалифицированных объектах ВИЭ 2014-2018 гг.
на розничном и оптовом рынках, подтверждённый сертификатами, 2014-2018 гг., тыс. кВт∙ч [16].

Согласно статистическому обзору компании BP, прогнозируемый уровень потребления всех видов энергоресурсов в России к 2035 г. увеличится на 2% к уровню 2015 г. и достигнет 682 млн т н.э. (табл. 2). При этом потребление минерально-сырьевых ресурсов к вышеуказанному периоду будет идти разнонаправлено: прогнозируется увеличение на 15% потребления нефти, сокращение потребления газа на 2% и на 22% угля. Доля ВИЭ в потреблении первичной энергии в России, согласно тому же прогнозу, к 2035 г., несмотря на кажущийся огромный рост в более чем 10 раз, «достигнет» всего лишь 1% от общего российского энергопотребления. В то же время, общемировое потребление ВИЭ (без учёта гидроэнергетики) к 2017 г. уже составило 3,6% от потребления всех видов энергоресурсов. Исходя из этого, России необходимо было уже «вчера» предпринимать срочные меры для сокращения данного разрыва, т.к. с каждым годом доля ВИЭ в общей структуре энергопотребления в абсолютном большинстве стран мира будет крайне быстро увеличиваться.

 

Таблица 2. Потребление первичной энергии в России (прогноз), 1995-2035 гг., млн т н.э. (если нет иного измерения).

Энергоресурсы

Уровень
 (объём в нат. выражении)

Доля, %

Изменение
в нат. выражении

Изменение потребления, %

2015

2035

2015

2035

1995-2015

2015-2035

1995-2015

2015-2035

Всего

667

682

100

100

4

16

1

2

Нефть (млн арр./сутки)

3,1

3,6

21

24

0,1

0,5

2

15

Газ (млрд куб. Футов)

38

37

53

51

2

–1

7

–2

Уголь

89

69

13

10

–31

–19

–26

–22

Ядерная энергия

44

51

7

8

22

7

96

17

Гидроэнергия

38

44

6

6

–2

5

–4

14

ВИЭ (вкл. биотопливо)

0

9

0

1

0

9

854

>1000

 

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что у России имеются все шансы и возможности для развития ВИЭ в стране. Схожий потенциал России и Канады в области развития альтернативной энергетики позволяет нашей стране на основе канадского опыта кратно увеличить свои показатели в данной области.

 

Литература

Кужелева К.С., Грачев Б.А. Энергетическая политика ЕС в области ВИЭ, энергоэффективности и внедрения новых ресурсосберегающих технологий / ЗАО «Глобализация и Устойчивое развитие. Институт энергетической стратегии», 2018, с. 8.

Электронный ресурс: Government of Canada. Justice Laws Website. URL: https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/F-8.6/page-1.html.

Электронный ресурс: Government of Canada. Federal Sustainable Development Strategy.
URL: https://www.canada.ca/en/services/environment/conservation/sustainability/federal-sustainable-development-strategy.html.

Электронный ресурс: Government of Canada. Pan-Canadian Framework on Clean Growth and Climate Change. URL: https://www.canada.ca/en/services/environment/weather/climatechange/pan-canadian-framework.html

Электронный ресурс: Ernst&Young Global Limited. URL: https://www.ey.com/ca/en/newsroom/pr-activities/articles/2017-march-canadas-2017-federal-budget-signals-opportunities-for-clean-tech-and-renewables.

Электронный ресурс: Government of Canada. Budget 2017. URL: https://www.budget.gc.ca/2017/docs/themes/innovation-en.html.

Все статьи рубрики Мировой опыт энергосбережения

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54) .


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей