Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (54) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3434 kБ)

Инвестиции в транспорт Умных городов



Рубрика: Энергетика
Автор: Н.С. Клепиков, К.В. Сергиенко

Н.С. Клепиков, руководитель направления Интеллектуальных транспортных систем;
К.В. Сергиенко, генеральный директор, ООО «КорКласс», ГК «МегаФон», г. Москва

 

Описывается современная проблематика транспортных систем в муниципальных образованиях. Рассмотрены особенности финансирования и организации комплексных проектов, показаны причины целесообразности применения схем государственно-частного партнёрства.

 

Развитие интеллектуализации и цифровизации муниципалитетов невозможно представить без совершенствования соответствующей инфраструктуры как основы умного города.

В настоящее время муниципальные и региональные власти нашей страны всё чаще озадачиваются развитием интеллектуализации городов. Современный тренд – создание в ведущих муниципалитетах элементов «умного города».

Основа «умного города» – транспортная инфраструктура, фактически являющаяся кровеносной системой, наиболее остро зависимая от альтернативных возможностей развития. Эффективность работы транспортной инфраструктуры формирует слаженность всей городской экономической системы. А достижение эффективности возможно только при комплексном развития всех видов и отраслей транспорта, а также глобализации инвестиционных ресурсов.

В крупных муниципалитетах Российской Федерации сформировалась улично-дорожная сеть с высокой степенью загрузки транспортными средствами при низкой пропускной способности. Данный фактор вызывает ряд важных проблем с распределением личного, грузового, а особенно общественного и специализированного видов транспорта.

Проблематика несбалансированного муниципального траффика вызывает устойчивые тенденции к росту числа нарушений правил дорожного движения, а также катастрофически быстрый износ дорожного полотна и инфраструктуры. Решить транспортные проблемы в городе можно за счёт дорогостоящих мероприятий по расширению улично-дорожной сети, либо за счёт применения современных подходов урбанистки и цифровизации. Пример такого комплексного подхода – это применение инструмента по оптимизации организации дорожного движение и внедрение цифровых инструментов интеграции существующих и создаваемых транспортных управляющих и информационно-аналитических систем. В городе производится освобождение опорной уличной сети от сужений за счёт корректировки разрешённых парковочных зон, формируется приоритизация движения общественного транспорта за счёт применения адаптивного управления светофорными объектами, интеграцией с системами мониторинга и диспетчеризации общественного транспорта и организация на узлах опорной маршрутной сети выделенных полос общественного транспорта. Интеграция систем дорожного видеонаблюдения, фотовидеофиксации и весогабаритного контроля позволяют не только осуществлять свои прямые функции, но и обеспечить городские системы управления данными о составе и параметрах транспортных потоках, сформировать дополнительные возможности контроля нарушений (например, «грузовой каркас», обеспечивающий ограничение движения грузового транспорта в городах).

Применение же вышеуказанных мероприятий по отдельности не приводит к должному эффекту, так как разрываются взаимосвязи элементов, например, стимулирование к использованию общественного транспорта и автоматизация контроля оплаты проезда не даёт должного эффекта, а порой ухудшает маршрутные показатели без внесения изменений в организацию управления транспортными потоками. В связи с этим высокую актуальность имеют системы автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения и систем весогабаритного контроля.

Обратной стороной обеспечения эффективности подобных проектов, является их масштабность, необходимость высоких капитальных затрат на реализацию, долгий срок эксплуатации, необходимость своевременного развития и модернизации. Данные факторы накладывают ряд ограничений для реализации по общепринятым бюджетным механизмам муниципального финансирования.  Применение же механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП), напротив, обеспечивает возможность запуска и эффективной реализации подобных проектов на условиях привлечения инвестиций и отсутствия необходимости бюджетного планирования. В виду своей административно-производственной функции, такие компоненты «умного города», как система контроля парковочного пространства, система контроля оплаты проезда, система весогабаритного контроля являются самоокупающимися компонентами с положительной доходностью, которые обеспечиваю инвестору возможность возврата инвестиций.

Как это работает? При реализации проекта через механизм ГЧП заказчик (концедент) заключает концессионное соглашение с инвестором (концессионером), который за свой счёт реализует проект, передаёт создаваемые компоненты в собственность заказчика и затем управляет созданной системой. Основной принцип – концедент фактически платит не за создание и реализацию, а за бесперебойную работу и эксплуатацию в течение срока действия концессионного соглашения. Оплата при этом происходит из средств, получаемых бюджетом и оператором от эффективной работы самоокупающихся компонентов. Концессионер получает свою долю дохода от функционирования компонентов в виде фиксированного вознаграждения от концедента, выплачиваемую с определённой периодичностью в течение срока действия концессионного соглашения, либо за счёт дохода от операторской деятельности (например, сбора платы за использование платного парковочного пространства, в случае, если концессионер создаёт компанию-оператора). Срок реализации проектов «Транспорт Умного города» составляет от 12 до 24 месяцев. Срок обслуживания и модернизации определяется сроком действия договора и обычно составляет 8-12 лет. Срок окупаемости инвестиций на создание Системы с учётом затрат на её последующую эксплуатацию и модернизацию составляет от 3 до 5 лет.

На данных условиях преимущества концессионной модели для концессионера (инвестора), это: обладание правом владения на систему и получение сопутствующих доходов в течение срока действия концессионного соглашения, возможность использования созданной технологической базы для предоставления иных услуг на коммерческой основе, возможность внеплановой модернизации системы в целях увеличения доходности. Заказчик (концедент) получает иные преимущества:   привлечение инвестиций в регион, значительное улучшение работы всего муниципального транспортного комплекса, сокращение нарушений правил дорожного движения, сокращение нарушений в области благоустройства, снижение экологической нагрузки, увеличение бюджетных поступлений, сокращение капитальных финансовых вложений в дорожное хозяйство ввиду обеспечения сохранности дорожного полотна, отсутствие необходимости отвлечения бюджетных ресурсов на реализацию проекта.

Таким образом, создание по-настоящему «Умного города» возможно за счёт применения комплексных алгоритмов внедрения как в технологическом, так и в организационно-финансовом аспекте.

Все статьи рубрики Энергетика

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54) .


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей