Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (54) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3434 kБ)

Концепция перехода к «умному учёту» потребления коммунальных ресурсов (ХВС и ГВС)



Рубрика: Учет энергоресурсов
Автор: Семенов В.Г.

12 сентября при участии НП «Энергоэффективный город» состоялось совещание Рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по обсуждению механизмов организации систем интеллектуального учёта коммунальных ресурсов. Рассматриваемая концепция приводится ниже.

 

Система интеллектуального учёта (СИУ) – система электронных технических средств для автоматизированного дистанционного измерения, сбора, передачи, обработки и документирования результатов потребления горячей воды, холодной воды в территориально распределённых точках учёта, расположенных у потребителей СИУ, должна обеспечивать:

  • общедомовой учёт потребления ХВС, ГВС в многоквартирном доме (МКД), а также учёт у каждого потребителя;
  • дистанционную передачу данных о потреблении ХВС, ГВС;
  • внутриобъектовый баланс поступления и потребления ХВС, ГВС для выявления несанкционированного потребления;
  • выдачу данных и обмен аналитической информацией между ресурсоснабжающими организациями (РСО), управляющими организациями (УО), органами власти, в т.ч., с целью управления потреблением ХВС, ГВС и энергосбережения;
  • возможность наращивания функций без изменения общей структуры СИУ, установленных на объектах учёта.

СИУ, как единый комплекс, включая все приборы учёта являются собственностью РСО. РСО в силу закона несёт обязанность по установке и замене коллективных (общедомовых) (ОДПУ) и индивидуальных (комнатных) (ИПУ) приборов учёта.

Для приборов учёта устанавливается предельный срок их эксплуатации, после которой они подлежат замене. Также прибор учёта подлежит замене при выходе его из строя. При этом понятие «поверка приборов учёта» для приборов учёта из законодательства исключается.

Допуск представителей РСО (в т.ч. привлечённой сторонней организации) к месту расположения (возможного расположения) ИПУ для его установки, замены или для составления акта об отсутствии технической возможности его установки обеспечивается собственником (пользователем) помещения, а в отношении ОДПУ – лицом, осуществляющим управление МКД.

В случае первого недопуска РСО производится начисление платы за ХВС (ГВС) по нормативу. В случае повторного недопуска РСО начисление платы за ХВС, ГВС осуществляется по сечению трубы.

Информация, собранная РСО в СИУ, является собственностью такой организации. РСО несёт ответственность за размещение информации о показаниях приборов учёта в ГИС ЖКХ в объёмах, определённых Правительством РФ. Правительство РФ также устанавливает порядок информационного обмена для передачи исходной и агрегированной информации из СИУ.

Субъект Российской Федерации разрабатывает региональную программу установки приборов учёта, которая содержит конкретные адреса МКД и иных объектов, на которые устанавливаются приборы учёта, плановый период (год) оснащения МКД и (или) иного объекта приборами учёта с подключением к СИУ.

Финансирование внедрения СИУ ХВС и ГВС включается в тариф РСО по принципу аннуитетного платежа потребителя за создание, эксплуатацию СИУ, своевременную замену приборов учёта по истечении их срока эксплуатации. По предварительным экспертным оценкам перенос обязанности установки и замены ИПУ и ОДПУ на РСО приведёт
к росту тарифа на 1-2%.

При этом, на первоначальном этапе, с целью сглаживания тарифных последствий, внедрение СИУ может быть осуществлено за счёт средств государственной поддержки (субсидии из бюджета субъекта РФ, местных бюджетов).

Для вводимых в эксплуатацию МКД вводится требование об обеспечении возможности подключения дома к СИУ за счёт средств застройщика (установка приборов учёта, обеспечивающих дистанционную передачу показаний).

Также предлагается предоставить возможность собственникам помещений в МКД, УО обеспечивать подключение МКД к СИУ ранее срока, установленного в региональной программе.

 

Комментарий Президента НП «Энергоэффективный город» В.Г. Семенова об организации перехода к «умному учёту» потребления ХВС и ГВС

Учёт на основе водосчётчиков с дистанционной передачей данных нельзя назвать «умным» по определению. Он отличается только самой возможностью передачи данных, т.е. мы решаем задачу оперативности передачи данных и соответствие их показаниям самого водомера. Конечно, также можно анализировать количество посещений туалета после отбоя или численность любителей ночного душа. Технических средств для решения такой задачи предостаточно, вопрос только в цене.

  1. Обе стороны (потребителя и поставщика) больше интересует не «умность», а достоверность учёта.

При выявлении небаланса по дому, определить, за счёт каких водосчетчиков это произошло, невозможно, даже если передавать показания каждую секунду. Водосчётчик, как весьма примитивное устройство, нельзя дистанционно проверить, для этого применим только способ пролива в контрольную ёмкость (банку), осуществляемый непосредственно в квартирах жителей. Другого способа не существует, даже при применении самых «умных» модемов. Теоретически, для проверки достоверности показаний водосчётчиков вместе с модемами, можно было бы ставить и видеокамеры (кухня, ванная и туалет), но погрешность такого контроля также была бы невелика, а ответственность за вмешательство в личную жизнь граждан чрезмерна.

  1. Раз мы не можем определить достоверность показаний водосчётчиков, значит мы не можем определить и его исправность. Если отменяется даже периодическая поверка, то непонятно, как вообще выяснять неисправность прибора для его замены?

Небаланс по воде в МКД чаще определяется следующими причинами:

  • осознанные действия жителей по уменьшению показаний или просто воровство (лески, магниты, пылесосы, использование фильтров и т.д.);
  • небезвозмездная «помощь» специалистов, устанавливающих водосчётчики;
  • качество водопроводной воды, приводящее к выпадению накипи в опоре крыльчатки, коррозии магнитов или даже растворению пластмассовых крыльчаток;
  • качество изготовления водосчётчиков.

Определить наличие и влияние этих факторов с помощью модемов передачи данных невозможно.

  1. Возложение обязанности по квартирному учёту на РСО означает, что по квартирам начнут шастать все подряд. Пускать не будут, даже под угрозой расчётов по сечению трубы. Верховный Суд граждан поддержит, вспомнив дело «Мосгаза», после которого в СССР ликвидировали все квартирные газовые счётчики.

Дистанционная передача данных безусловно полезна для оперативного определения небаланса. Но все и так знают, что он существует. Дальше надо входить в квартиры, что, безусловно, легче сделать УО, если она в этом будет финансово заинтересована.

РСО должны заниматься своим делом – поставкой качественного ресурса в дом, а УО и ТСЖ должны обеспечивать качество жилищных услуг, неотъемлемой частью которых является поквартирный учёт.

По стране есть успешные примеры внедрения передачи данных с водосчётчиков, например, в г. Агидель Башкортостана. Надо проанализировать их для массового внедрения. Например, полезно ввести передачу сигнала о срабатывание антимагнитной ленты.

Надо разобраться, какой небаланс важнее: по воде или по теплу. Скорее всего по теплу, так как тепловая энергия дороже. А решение этого вопроса, в основном, лежит вне проблемы передачи данных с водосчётчиков.

Как удешевить предлагаемые нововведения?

Давайте начнём с самого простого – с горизонтальной разводки при новом строительстве и капитальном ремонте (хотя и в этом случае небаланс по горячей воде составляет от 7 до 20%), с «облачной» муниципальной базой данных, которая не пропадет при банкротстве «ресурсника» или УО, и с которой могут работать все заинтересованные лица.

Сегодня массово устанавливаются современные электросчётчики с дистанционной передачей данных. Зачем на все счётчики ставить автономные системы? У нас не самые богатые люди и не самая богатая страна.

Все статьи рубрики Учет энергоресурсов

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54) .


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей