Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Энергетика >> >> Архив номеров

Анонсы

18.02.19 Премия «Глобальная энергия» будет вручаться по трем номинациям подробнее >>>

14.02.19 Открыта электронная регистрация на XVI Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления» подробнее >>>

12.02.19 Результаты развития ВИЭ в России будут представлены на форуме ARWE 2019 в Ульяновске подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

16.01.19 Вышел новый номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>

14.01.19 Мегазаводы. Электромобиль Тесла (Tesla) / Документальный фильм подробнее >>>

09.01.19 Еврокомиссия предложила стратегию выхода на уровень "нулевых выбросов" СО2 в ЕС к 2050 г. // СТАТЬЯ подробнее >>>

09.01.19 Современные аккумуляторы как базовый элемент развития цифровых технологий // СТАТЬЯ подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (54) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3434 kБ)

Энергосервис как инструмент реализации проекта «Умный город»



Рубрика: Энергетика
Автор: В.Ф. Ляшук

 В.Ф. Ляшук, заместитель Председателя Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 

Энергосервис рассмотрен в качестве одного из возможных инструментов финансирования мероприятий по внедрению платформы, необходимой для реализации проекта «Умный город»

 

За последние несколько лет, пожалуй, мало какая тема привлекала к себе столько внимания и так активно обсуждалась на разных площадках, как цифровизация, в целом, и проект «Умный город», в частности. В рамках данной статьи мы не будем касаться самих определений данных понятий, водораздела между цифровизацией и автоматизацией и того факта, что даже эксперты, пользуясь одними и теми же терминами, зачастую имеют в виду абсолютно разные вещи.

Хотелось бы обсудить вот какой вопрос. Так или иначе, цифровизация предполагает работу с данными. Достоверными данными. В ст. 13 принятого в 2009 г. Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении» указано: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблённых, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учёта используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию» [1]. К сожалению, данный вопрос так и не решён до конца: многие бюджетные учреждения до сих пор оплачивают энергоресурсы на основании нормативов. С одной стороны, установка прибора учёта позволит экономить бюджетные средства, оплачивая только в действительности потреблённые энергоресурсы, с другой – самих бюджетных средств не хватает на установку необходимого для экономии прибора учёта.

При этом механизм, позволяющий – пусть не полностью – решить данный вопрос за счёт привлечения внебюджетных средств существует. Например, в рамках энергоэффективных мероприятий при реализации энергосервисных контрактов на экономию тепловой энергии устанавливаются, в сумме с другими мероприятиями, и приборы учёта (если они отсутствуют). Кроме того, в рамках того же проекта чаще всего внедряется и диспетчеризация. Таким образом, энергосервис вполне может быть финансовым инструментом внедрения системы достоверного учёта и мониторинга потребления энергоресурсов на уровне каждого бюджетного учреждения. При этом – без привлечения бюджетных средств. При должной проработке вопроса с инвесторами и достижении, если не стопроцентного, то широкого охвата подведомственных администрации объектов, в рамках таких проектов можно внедрять системы достоверного учёта и мониторинга потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями на уровне города и области.

Кроме того, при реализации мероприятий в рамках энергосервисных контрактов, направленных на экономию энергоресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения, вполне возможно внедрять часть инфраструктуры проекта «Умный город»: могут не только устанавливаться более современные и экономные светильники, но и могут быть установлены радиомодули на корпусы каждого светильника, датчики экологического мониторинга окружающей среды и т.п. При этом создаётся «ячеистая» сеть, состоящая не только из множества «умных» светильников, но и других устройств «умного» города.

Это неминуемо приведёт не только к снижению расходов на энергоресурсы, но и к повышению качества и эффективности управления территориями за счёт оперативного доступа к достоверной и актуальной информации. И, кроме того, такой подход может стать основой для построения на уже имеющейся платформе региональной информационной системы, которая станет основой для цифровой трансформации на уровне каждого региона.

И практика показывает, что наиболее «продвинутые» заказчики по энергосервисным контрактам (в лице администраций разных уровней) уже начали движение в этом направлении. Например, 5 декабря 2018 г., за несколько дней до написания статьи, Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода был объявлен конкурс на право заключения энергосервисного контракта на проведение работ (оказание услуг) по энергосебережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения Великого Новгорода. По требованиям Технического задания конкурсной документации исполнитель должен будет не только заменить светильники на энергосберегающие, но и установить цифровую автоматизированную систему управления (ЦАСУ), которая должна, в числе прочих функций, включать возможность управления на базе календаря восхода и захода солнца. При этом исполнителем должны быть реализованы дистанционный учёт электроэнергии и автоматическая передача данных на сервер ЦАСУ. Кроме того, вместе с каждым светильником по требованию заказчика должен быть установлен модуль его точечного управления. А это уже основа для создания «ячеистой» сети, необходимой для обмена информацией между устройствами «умного» города. И это будет сделано в рамках энергосервиса, то есть за счёт инвестора, возврат вложений которого будет осуществляться из средств, сэкономленных заказчиком в период срока действия контракта. Уверен, это не единственный пример. Их пока не так много, но они есть. Остаётся надеяться, что такие проекты будут пополнять созданный Минстроем России банк лучших решений для «умных» городов и тиражироваться.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2018).

 

Все статьи рубрики Энергетика

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54) .

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей