Анонсы
18.02.19 Премия «Глобальная энергия» будет вручаться по трем номинациям подробнее >>>
14.02.19 Открыта электронная регистрация на XVI Международный конгресс «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления» подробнее >>>
12.02.19 Результаты развития ВИЭ в России будут представлены на форуме ARWE 2019 в Ульяновске подробнее >>>
Новое на портале
16.01.19 Вышел новый номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>
14.01.19 Мегазаводы. Электромобиль Тесла (Tesla) / Документальный фильм подробнее >>>
09.01.19 Еврокомиссия предложила стратегию выхода на уровень "нулевых выбросов" СО2 в ЕС к 2050 г. // СТАТЬЯ подробнее >>>
09.01.19 Современные аккумуляторы как базовый элемент развития цифровых технологий // СТАТЬЯ подробнее >>>
Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (54) за 2018 г
Скачать номер в формате pdf (3434 kБ)
Альтернативные виды топлива из отходов, особенности использования в РФ
Рубрика: Возобновляемые источники энергии
Автор: О.Н. Кайгородов
О.Н. Кайгородов, заместитель директора, ООО «АРК», г. Санкт-Петербург
Проанализирован опыт применения альтернативных видов топлива и обоснована возможность использования отходов в качестве топлива
в энергетической отрасли
В настоящее время одним из путей снижения потребления дорожающих минеральных энергоресурсов при промышленном производстве и в энергетике является использование альтернативных видов топлива (АТ), полученных из отходов различного происхождения. В странах ЕС существует законодательно оформленное направление в сфере утилизации отходов – производство из них АТ. На таком топливе без ущерба для экологии работают множество предприятий строительной отрасли (производящие цемент, гипс и другие строительные материалы), энергетические предприятия (вырабатывающие тепловую и электрическую энергию), предприятия металлургии.
Следует отметить, что в ЕС накоплен опыт применения альтернативных видов топлива, полученных различными способами. Причём, на некоторых предприятиях использование АТ достигает 100% от общего потребления топлива, природный газ в таких случаях используется только как резервное топливо или как вспомогательное – для поддержки горения трудносгораемого топлива, углеродсодержащих отходов и розжига.
Различные типы АТ, замещая ископаемые виды топлива, тем самым решают две важнейшие задачи: сохранность (экономия) природных ресурсов и утилизация части образующихся в процессе потребления и использования товаров и услуг отходов.
Сегодня для обозначения АТ, в основном, используются названия, заимствованные из зарубежных литературных источников:
- RDF – refuse derived fuel (топливо из отходов) – общее название АТ,
- SRF – solid recovered fuel (твёрдое восстановленное топливо) – топливо, полученное из твёрдых отходов, с химическим составом и физическими свойствами, удовлетворяющими требованиям потребителя.
Источниками для альтернативных видов топлива может выступать широкий спектр отходов: автомобильные покрышки, горючие фракции ТКО, отходы древесины (от упаковки до санитарной вырубки), деревянные ж/д шпалы, отходы лакокрасочных производств, отходы производства ковролина, нефтешламы, костная мука и т.п.
Наиболее крупнотоннажным и стабильно возобновляемым является топливо, получаемое из горючих фракций твёрдых коммунальных отходов (ТКО). К таким фракциям относятся полимеры, бумага, комбинированная упаковка, текстиль, древесина, кожа, резина и т.п., как правило не пригодные к дальнейшей переработке, а, значит, не продаваемые. Из средних российских ТКО можно получить порядка 25% SRF
с теплотворной способностью как у сухой древесины (3,5-4 тыс. ккал/кг) при влажности не более 18%, т.е. если цементные заводы и объекты энергетики законодательно обязать использовать АТ из ТКО, четверть всех коммунальных отходов может быть пущена на выработку тепловой энергии!!!
Конечно не всё так просто. Это не самое чистое топливо, в нём в незначительных количествах присутствуют серо- и хлорсодержащие соединения (как правило менее 0,5%), могут встречаться тяжелые металлы и т.п (таблица).
Таблица. Требования к АТ из ТКО Heidelbergcement.
элемент |
ед. измерения |
концентрация, менее |
S |
% |
0,5 |
Cl |
% |
0,5 |
F |
% |
0,1 |
Cd |
мг/кг |
10 |
Tl |
мг/кг |
1 |
Hg |
мг/кг |
0,5 |
Sb |
мг/кг |
75 |
As |
мг/кг |
10 |
Pb |
мг/кг |
100 |
Cr |
мг/кг |
100 |
Co |
мг/кг |
20 |
Cu |
мг/кг |
400 |
Mn |
мг/кг |
100 |
Ni |
мг/кг |
100 |
PCP |
мг/кг |
100 |
PCB |
мг/кг |
50 |
V |
мг/кг |
25 |
Zn |
мг/кг |
75 |
|
|
|
размер |
мм |
<40 |
калорийность |
кДж/кг |
не менее 11000 |
Специалист увидит, что уровень содержания токсичных элементов в АТ из ТКО по многим позициям существенно ниже чем у угля. Автор статьи участвовал в исследованиях химии АТ из ТКО в нескольких регионах РФ и лично убедился, что эти показатели соответствуют действительности. То же можно сказать и про автомобильные покрышки, деревянные ж/д шпалы и большинство других распространённых отходов 4-5 класса опасности.
Сегодня требования к АТ из отходов регулируются рядом ГОСТ, объединённых под общим названием «Ресурсосбережение», в частности:
- ГОСТ Р 54236-2010 «Топливо твёрдое из бытовых отходов. Технические характеристики и классы».
- ГОСТ Р 54095-2010 «Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин».
Сегодня в РФ с трудом, но продвигается легализация сжигания отходов в качестве заменителя минерального топлива на цементных заводах. Большим рывком следует считать выход справочника по наилучшим доступным технологиям «ИТС 6 – 2015 «Производство цемента», в котором подробно прописана возможность и безопасность использования АТ из отходов при производстве цемента.
Совершенно легально используют RDF из ТКО и автопокрышки Ферзиковский (Калужский) и Щуровский цементные заводы (LafargeHolcim RUS). Топливо подаётся в печь как отходы, а заводы имеют лицензию на обращение с отходами. Несколько цементных заводов работают без лицензии на обращение с ТКО и подают отходы (в основном древесные с примесью ТКО) как продукт – сертифицированное Альтернативное топливо.
Автор статьи принимал участие в нескольких проектах легализации сжигания отходов на цементных заводах в РФ. Да, тяжело, особенно при проведении экспертизы, т.к. не хотят эксперты брать на себя ответственность за согласование «невиданных» технологий, но с уверенностью могу сказать, что с появлением в ближайшее время нескольких реально работающих на отходах объектов эта стена закостенелости будет сломана.
Что касается объектов энергетики, то здесь ситуация несколько обратная производству цемента. Если «цементники» очень заинтересованы в экономии топлива за счёт использования более дешёвых видов АТ из отходов, то для энергетических компаний почему-то вопрос экономии неактуален. Но даже здесь в последнее время назревают сдвиги, особенно в северных регионах, где дорогая тепловая энергия является источником социальной напряжённости.
Можно сказать, что сама технология сжигания в цементной печи чище, чем в топке котла, где температуры сгорания 800-900 оС идеальны для образования диоксинов и фуранов, к тому же многие энергетические топки в европейской части страны предназначены под сжигание газа и не имеют систем золоудаления. Но почему цивилизованная Европа сжигает, а мы нет? Ведь у них тоже основная масса ТЭС работает на газе, разработаны и отработаны системы подготовки АТ к сжиганию в газовых котлах, разработаны системы газоочистки и т.п. К тому же современные средства переработки ТКО, системы оптической сепарации позволяют получать АТ с предсказуемым химическим составом, укладывающиеся в заданный диапазон характеристик.
Ну и конечно большое значение имеет экономика использования АТ. Рынок SRF для нужд цементной промышленности имеет следующее ценообразование: цена 1 Гкал в АТ должна быть в 2 раза ниже стоимости 1 Гкал из минерального топлива, используемого на заводе. Так на АТ из ТКО с теплотворной способностью около 15 МДж/кг при влажности менее 20% цена может составлять около 1000 руб./т с доставкой на завод.
Причём, в густонаселённых регионах с большим количеством образующихся ТКО и отсутствием полигонов ТКО, где высока конкуренция между переработчиками отходов, цена такого топлива со временем начнёт стремиться к нулю, т.к. спрос на рынке и возможность сэкономить при захоронении на полигоне будет способствовать возникновению избытка топлива.
Следовательно, наличие современных технологий, наличие прецедентов использования альтернативных видов топлива из отходов в цементной промышленности должны подтолкнуть и генерирующие предприятия энергетической отрасли к возобновляемым источникам энергии…
Все статьи рубрики Возобновляемые источники энергии
Архив номеров
Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),
Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),
Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),
Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),
Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),
Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),
Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),
Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),
Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),
Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54) .
Статьи по темам
Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,
Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта
| о проекте | контакты | правила использования статей