Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Энергосервис и ЭСКО >> >> Архив номеров

Анонсы

05.12.18 Церемония награждения победителей конкурса «Энергия молодости» состоится 7 декабря. Трое молодых ученых из Москвы получат по 1 миллиону рублей подробнее >>>

29.11.18 Светотехническая Премия «Золотой Фотон» открывает прием заявок на второй сезон подробнее >>>

13.11.18 Бесплатный вебинар о ТИМ в теплоснабжении, которую планируют сделать обязательной для объектов с госфинансированием подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.12.18 Опубликован Рейтинг субъектов Российской Федерации по энергоэффективности уличного освещения в 2017 г. подробнее >>>

11.12.18 Два пути развития энергетики России обсудили на конференции Института Адама Смита // СТАТЬЯ подробнее >>>

11.12.18 Насколько Россия готова к переходу на возобновляемые источники энергии // СТАТЬЯ подробнее >>>

21.11.18 Горизонты атома. Энергетика ветра // ВИДЕО подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (53) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (5532 kБ)

Энергосервисный договор как инструмент финансирования проектов повышения энергоэффективности многоквартирных домов



Рубрика: Энергосервис и ЭСКО
Автор: Е.А. Борголова, В.В. Козлов

Е.А. Борголова, генеральный директор, ООО «МосПроектРешения»,

В.В. Козлов, генеральный директор, ООО «ЭкспертЭнергоПром», г. Москва

 Для реализации энергосберегающих мероприятий (ЭСМ) собственники многоквартирных домов (МКД) могут использовать как средства, накопленные на капремонт на спецсчёте, так и привлекать внешнее финансирование в виде кредита, лизинга, энергосервисного договора. Для реализации последнего требуется участие энергосервисной компании (ЭСКО), в роли которой может выступить специализированная компания, энергоснабжающая организация, управляющая организация.

С точки зрения ЭСКО в условиях трансформационной экономики и высоких банковских кредитных ставок предпочтительно, чтобы сроки кредитования проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности (ПЭПЭЭф) не превышали трёх-четырёх лет. Это позволяет ЭСКО контролировать уровень своей кредитной нагрузки с тем, чтобы запускать новые ПЭПЭЭф МКД, требующие привлечения кредитных ресурсов, а также снизить общую стоимость энергосервисного договора (ЭсД) за счёт снижения размера начисленных банковских процентов.

Такого эффекта можно достичь двумя путями:

1) не разделением экономии, а перечислением 100% экономии в пользу ЭСКО хотя бы на протяжении срока кредитования (в дальнейшем экономию можно делить с заказчиком в рамках срока всего ЭсД, когда из схемы финансирования «уйдёт» банк, и ПЭПЭЭф уже не будет обременён кредитными платежами), что позволит смягчить влияние на жителей МКД ежегодного повышения тарифов на энергоресурсы.

2) участием заказчика в софинансировании проекта повышения энергоэффективности МКД (по аналогии с первоначальным взносом при получении ипотеки гражданином), т.е. когда в финансировании ПЭПЭЭф участвуют не только собственные средства ЭСКО и кредитные ресурсы, но также и аккумулированные средства заказчика. Это позволит снизить объём привлекаемого в ПЭПЭЭф кредитного финансирования;

Кроме того, если заказчик сам способен привлечь хотя бы частичное кредитное финансирование для обеспечения своего участия в софинансировании ПЭПЭЭф, это уже повышает шансы заинтересовать ЭСКО в участии в проекте. Особенно это актуально, если в сделке участвует ЭСКО с уже имеющейся большой кредитной нагрузкой (как правило, это уже опытные ЭСКО, успевшие проинвестировать в несколько ПЭПЭЭф).

Либо же средства на «первоначальный взнос» заказчик может взять со своего спецсчёта, аккумулирующего взносы на капитальный ремонт. Это особенно
актуально в случае, если МКД взаимодействует с изрядно «закредитованной» ЭСКО. Однако для использования средств со спецсчёта есть определённые условия.

 

О рисках по энергосервисному договору

  1. Риски неплатежей. Платежи по энергосервисному договору осуществляет заказчик в лице товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищного кооператива (ЖК), жилищно-строительного кооператива (ЖСК) или управляющая организация (УО) по поручению собственников МКД. В любом случае средства на энергосервисные платежи формируются из платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), поэтому снижение платёжеспособности собственников напрямую отразится на платёжеспособности заказчика.

В случае смены собственника (например, при продаже квартиры) задолженности по взносам на капремонт переходят на новых собственников, т.е. взносы за капремонт привязаны к помещениям (жилым/нежилым), а не к собственникам (физическим или юридическим лицам), в отличие от долгов по ЖКУ, которые остаются за прежними собственниками. В принципе, эта мера позволяет обеспечить некоторую устойчивость пополнения спецсчёта, средства которого можно направить не только на проведение непосредственно капитального ремонта (в том числе, используя схему ЭсД), но и на компенсацию процентов по банковскому кредиту.

Однако, что касается платежей по ЖКУ (даже если к моменту заключения ЭсД собственники продемонстрировали положительную платёжную дисциплину по ЖКУ), в случае смены собственников ситуация может измениться. Это – один из доводов в пользу того, чтобы не растягивать срок ЭсД, дабы не накапливать риски по снижению платёжной дисциплины.

В целом же, по данным Росстата, в стране последние 4 года подряд отмечается рост задолженности населения за коммунальные услуги на фоне устойчивой динамики снижения реальных доходов населения (рисунок).

Рисунок. Рост задолженности населения РФ за коммунальные услуги, млрд руб.

Рисунок. Рост задолженности населения РФ за коммунальные услуги, млрд руб.

 

  1. Самый большой риск для ЭСКО кроется в понятиях «отделимое» и «неотделимое» улучшение. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), неотделимыми называются улучшения, которые нельзя «забрать с собой» в случае расторжения ЭсД. В нашем случае это, например, утепление фасадов домов (дорогое энергосберегающее мероприятие с длинным сроком окупаемости, выходящим за нормальные сроки ЭсД, поэтому оно не подлежит полному финансированию ЭСКО и должно проводиться в рамках программы капремонта), теплоизоляция трубопроводов и т.д. И именно такие улучшения, в любом случае, переходят на баланс заказчика согласно ст. 623 ГК РФ.

И даже отделимые улучшения в случае досрочного расторжения ЭсД (по причине злостного уклонения заказчиком от энергосервисных платежей) в виде демонтированных светильников, батарей и т.п. уже не могут быть полноценно использованы на других объектах энергосервиса.

Таким образом, в случае, если заказчик перестанет платить по ЭсД за счёт низкой собираемости платежей с жителей МКД, ЭСКО рискует потерять свои инвестиции в неотделимые улучшения.

С точки зрения развития рынка энергосервиса, в секторе МКД можно было бы считать удачным грядущее в 2019 г. двухэтапное повышение тарифов на ЖКУ – на 1,7% с 1 января и на 2,4% – с 1 июля, утверждённое 20.09.2018 г. Правительством РФ [4], невзирая на протест руководителя ФАС И.Ю. Артемьева, заявившего в конце августа, что в 2/3 регионов действуют необоснованно завышенные тарифы, которые следовало бы пересмотреть и снизить, либо оставить на том же уровне, компенсируя повышение НДС. Однако же, повышение НДС на 2 процентных пункта спровоцирует рост инфляции в стране, подкосив платёжеспособность граждан – собственников в МКД, а также спровоцирует исключительно монетарное повышение размера капвложений при реализации ЭсД, что увеличит финансовый барьер на пути к заключению ЭсД.

Законопроект с поправками в Жилищный кодекс, подготовленный Минстроем РФ и представленный 11.05.2018 г. теперь уже бывшим министром Михаилом Менем (буквально перед отставкой), направлен на ускорение развития энергосервиса в МКД. Михаил Мень за 6 лет руководства сумел разобраться в такой непростой теме, как энергосервис, и выдать конкретный законопроект. Будет ли в этом году поддержано направление энергосервиса следующим главой Минстроя РФ – В.В. Якушевым, назначенным на должность ровно через неделю – 18.05.2018 г., пока остаётся под вопросом, т.к. строительная отрасль переживает в этом году фундаментальную реформу, связанную с отказом от долевого строительства и необходимостью применения проектного финансирования в строительстве, что само по себе требует внимательного изучения, редактирования законодательных шероховатостей при внедрении, адаптации отрасли. Тем не менее, высокая квалификация нового министра (кандидат экономических наук, юрист) позволяет рассчитывать не только на полноценную поддержку направления энергосервиса, но и качественную адаптацию энергосервиса в секторе МКД.

При этом к данному проекту поправок имеется ряд замечаний.

Минстрой РФ предлагает ограничить срок действия ЭсД периодом в 10 лет. Разумеется, если речь идёт о быстроокупаемых ПЭПЭЭф (таблица), учитывая, что при участии ЭСКО, банков и/или лизинговых/факторинговых компаний простой срок окупаемости увеличится, не говоря уже о дисконтированном сроке окупаемости, то данное предложение не вызывает особых вопросов, хотя и особого смысла в этом ограничении не усматривается.

 

Таблица. Энергосберегающие мероприятия (ЭСМ) со средним простым сроком окупаемости до 10 лет при частных инвестициях (т.е. без привлечения кредитных средств, лизинга и без учёта стоимости услуг ЭСКО).

Наименование ЭСМ

Простой срок окупаемости, мес.

1

Замена освещения в местах общего пользования на энергоэффективное с использованием:

 

 

- люминесцентных ламп,

4-6

 

- светодиодных ламп.

24-36

2

Установка датчиков движения с функцией диммирования в местах общего пользования со светодиодным освещением.

6-18

3

Реконструкция теплового узла: замена узла системы отопления на современный для автоматизированного регулирования подачи теплоносителя в индивидуальном тепловом пункте в зависимости от температуры наружного воздуха с возможностью суточной коррекции и коррекции для выходных и праздничных дней.

24-60

4

Установка трёхскоростных электродвигателей или электродвигателей с переменной скоростью вращения для более точного регулирования в системе отопления, ХВС и ГВС.

24-48

5

Установка частотно-регулируемых приводов в лифтовом хозяйстве.

60-84

 

Однако, для более дорогих мероприятий (утепление фасадов зданий, крыш, подвалов МКД и т.п.), имеющих срок окупаемости более 15-20 лет, ограничение в 10 лет налагает право вето на реализацию ЭСМ, даже если ЭСКО проявит интерес к таким длинным проектам, которые, в основном, направлены на уменьшение потребления тепловой энергии и расходы на которые достигают порой 50% общих расходов на ЖКУ.

Кроме того, поправки предлагают в ст. 39 ЖК РФ указать, что предметом ЭсД являются осуществление мероприятий, направленных энергосбережение и повышение эффективности использования энергоресурсов (а не затрат на них), что, в принципе, логично.
Но надо понимать, что данная формулировка исключает возможность установки приборов учёта в рамках ЭсД. Т.е. «оприборивание» МКД должно быть осуществлено ещё до момента приглашения к взаимодействию с ЭСКО. Кроме того, данная формулировка исключает учёт в ПЭПЭЭф экономии на эксплуатационных расходах, что в некоторых случаях могло бы уменьшить срок окупаемости проекта и вызвать положительное решение инвестора (ЭСКО, банка).

Помимо этого, поправки предлагают учесть интересы льготных категорий граждан, которые не должны лишиться льгот на оплату ЖКУ после того, как ЭсД будет окончен и, соответственно, будут снижены расходы на потребляемые энергоресурсы в части общедомовых нужд (ОДН). В противном случае это будет считаться нарушением ЭсД со стороны ЭСКО. Для снижения этого риска платежи льготных категорий граждан будут исключены из общей массы платежей МКД. В таком случае объём финансовой нагрузки по обслуживанию ЭсД ляжет на остальных жителей МКД, а по истечении ЭсД расходы на ОДН для льготных категорий граждан, проживающих в МКД не будут снижены.

Тем не менее, использование ЭсД в МКД перспективно как для собственников, так и для ЭСКО. Собственники заинтересованы не только непосредственно в экономии на энергоресурсах, но и в том, что стоимость квартир в энергоэффективных домах выше, поскольку в настоящее время наметился новый тренд: покупатели стали интересоваться размером коммунальных платежей и отзывами о работе УО.

Управляющие компании также могут участвовать в роли ЭСКО (если имеют возможность привлечь финансирование по адекватной процентной ставке либо имеют собственные средства). Но при этом необходимо разделять эти виды деятельности (управление МКД и энергосервис) и не смешивать разные виды денежных потоков (ДП):

1) собственные средства, заработанные на управлении МКД,

2) платежи за потребляемые энергоресурсы, предназначенные РСО,

3) платежи третьим лицам за аутсорсинговые услуги (охрана, вывоз мусора, ремонт и т.п.),

4) взносы за кап. ремонт,

5) сэкономленные на ресурсопотреблении денежные средства, являющиеся вознаграждением ЭСКО за энергосервис.

А, поскольку, в настоящее время далеко не каждая УО ответственно обрабатывает первые 4 вида ДП в условиях достаточной проработанности нормативно-правовой базы, то ДП за энергосервис способен окончательно запутать работников УО, т.к. нормативно-техническая документация, правовая и методическая база в области энергосервиса только формируются и требуют достаточно высокого уровня компетентности в области электро- и теплоснабжения, электро-
и теплотехники, водоснабжения и отведения, статистики, метрологии, верификации, бухучета, налогообложения, права. Перечисленные компетенции относятся к специализации ЭСКО, поэтому даже если МКД не нуждается во внешнем финансировании
ПЭПЭЭф, то собственники могут использовать компетенции ЭСКО и заказать только консалтинг (включая проект, расчет показателей энергоэффективности и прогнозируемую энергоэкономию) и расплатиться за энергоконсалтинг, например, из достигнутой экономии в период действия ЭсД.

Поэтому в ПЭПЭЭф УО могла бы взять на себя традиционную функцию по сбору платежей:

1) за обслуживание МКД (т.е. за свои услуги),

2) за ресурснабжение (в пользу РСО), если жители не платят РСО напрямую, и услуги сторонних организаций (например, за домофон или охрану дома, вывоз мусора и т.п.),

3) взносы за капремонт,

4) за энергосервис (в пользу ЭСКО), а также принять участие в верификации достигнутой энергоэкономии, выражая интересы собственников, если последние готовы передать УО такие полномочия.

Если же УО намерена развить энергосервис как дополнительную услугу, то мы настоятельно рекомендуем выделить эту деятельность в отдельный бизнес-процесс, либо создать отдельную организацию или совместную SPV с опытной ЭСКО/банком/РСО (в случае большого количества МКД в управлении)

 

Литература

  1. Власенко Г.П., Гаряев А.Б., Гужов С.В., Яковлев И.В., Шишканов О.Г., Петров И.В., Борголова Е.А., Захаров С.В. Основы энергосбережения и повышения энергетической эффективности: Учебно-методич. пособие для ответственных за энергосбережение в образовательной сфере. – М.: ООО «Буки Веди», 2012. – 100 с.
  2. Минаев В.С., Борголова Е.А., Лавриненко Ф.Ф., Тихоненко Ю.Ф., Стежко А.В., Романченко О.Е., Брянцев В.А., Агеев М.К. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности: Учеб. пособие для ответственных за энергосбережение. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. - 332 с.
  3. Борголова Е.А., Петухова И.В., Рогалев Н.Д., Зверьков А.Ю. Выбор схемы финансирования проекта энергоэффективности // Объединение инженеров. 2012, №10. – С. 22-24.
  4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (утв. на заседании Правительства РФ от 20.09.2018 г., протокол № 26).

Все статьи рубрики Энергосервис и ЭСКО

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53) .

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей