Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Энергосервис и ЭСКО >> >> Архив номеров

Анонсы

13.11.18 Бесплатный вебинар о ТИМ в теплоснабжении, которую планируют сделать обязательной для объектов с госфинансированием подробнее >>>

06.11.18 Конференция «Инновационные решения в области энергоэффективности и энергосбережения для объектов образования» подробнее >>>

27.09.18 5 октября пройдет лекция лауреата премии «Глобальная энергия» - 2018 Мартина Грина о собственных разработках и тенденциях в области солнечной энергетики подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

07.11.18 Вышел новый номер журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" подробнее >>>

26.10.18 История создания и развития ветроэнергетики в Советском Союзе // СТАТЬЯ подробнее >>>

25.10.18 Опубликованы материалы конференции «Теплоснабжение-2018: Методы повышения эффективности бизнеса» подробнее >>>

19.10.18 Почему в Рязани после модернизации освещения стало темно по ночам // СТАТЬЯ подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (53) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (5532 kБ)

Нерешённые вопросы энергосервиса в МКД



Рубрика: Энергосервис и ЭСКО
Автор: В.Ф. Ляшук

В.Ф. Ляшук, заместитель Председателя Научно-экспертного совета при Рабочей группе Совета Федерации по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности

 Тема реализации проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения в многоквартирных домах (далее – МКД) с помощью механизмов энергосервиса обсуждается уже не первый год. Но и по сей день отсутствие в действующем законодательстве чёткого ответа на ряд вопросов не позволяет инвесторам управлять всеми рисками таких проектов.

 

Вопрос первый. Какое количество голосов от общего числа собственников достаточно для принятия решения о заключении ЭСК?

Пункт 4 ст. 19 Федерального закона РФ № 261-ФЗ «Об энергосбережении» говорит о возможности заключения ЭСК только при наличии в письменной форме согласия каждого собственника помещения в МКД. Очевидно, что на практике это не очень реализуемо. Да, есть разъяснение Минстроя России [2], в котором указано, что письменное согласие 100% собственников необходимо только, если в рамках ЭСК предполагается вмешательство в инженерные коммуникации, находящиеся в помещениях собственников. Существует и другое разъяснение Минстроя России [3], согласно которому решение о заключении ЭСК на общедомовые нужды может быть принято простым большинством от общего числа присутствующих на собрании. В этом письме также указывается, что п. 4 ст. 19 ФЗ № 261, в принципе, не регламентирует порядок заключения ЭСК в МКД, а имеет в виду необходимость для управляющей компании (далее – УК) заручиться письменными согласиями собственников в случае необходимости доступа к помещениям МКД в рамках исполнения ЭСК.

При этом письмо с разъяснением не является нормативно-правовым актом. А как будет трактовать п. 4 статьи 19 суд (если и когда до этого дойдёт) – большой вопрос. И ответить на него любому инвестору хотелось бы, что называется, «на берегу» – до входа в проект.

Да, есть смельчаки, которые нашли для себя «золотую середину» в принятии решения о заключении ЭСК большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений МКД. Логика тут следующая: в законе. № 185-ФЗ [4] планируемые в рамках ЭСК работы отнесены к видам работ по капремонту. При этом статьи 44 и 46 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) говорят о том, что решение о капремонте может быть принято двумя третями голосов. На довод о том, что, хотя виды работ и те же, но ЭСК – все-таки не капремонт, и такая аргументация в случае судебного спора вряд ли поможет защитить позиции инвестора, чаще всего можно услышать: «Собрать согласие 100% собственников – нереально, (50 + 1) % – маловато (нижний порог по ЖК РФ, он же указан в разъяснении Минстроя как достаточный для ЭСК), две трети – золотая середина». Это, действительно, – смельчаки, создающие рынок. Они не словами, а реальными действиями заставляют рынок искать ответы на спорные вопросы, становясь главным инструментом этого процесса. По сути, именно они и формируют рынок энергосервиса. Вопрос цены…

 

Вопрос второй. Есть ли юридически обоснованный механизм возврата инвестиций ЭСКО?

С одной стороны, в пп. 38.3 и 38.4 ПП РФ № 491 [5] указано, что решение принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать, в том числе, цену ЭСК и порядок её оплаты. При этом платежи по ЭСК на общедомовые нужды осуществляется отдельно от платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения. И в Приказе Минстроя России от 8.09.2015 г. № 644/пр [6] указано, что в текст ЭСК на МКД может быть включено условие о включении информации об оплате в сторону ЭСКО в платёжный документ, выставляемый для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, из общего смысла гражданского законодательства следует возможность определения порядка расчётов по ЭСК сторонами контракта. То есть, на общем собрании собственников под протокол принимается решение включении в единый платёжный документ (далее – ЕПД) строчки «энергосервис».

Но, с другой стороны, ни в ЖК РФ, ни в примерной форме платёжного документа, утв. Приказом Минрегиона РФ № 454 [7], ни в требованиях к содержанию примерной формы платёжного документа, определённых ПП РФ № 354 [8], не предусмотрена возможность внесения в выставляемый потребителям платёжный документ платы по ЭСК. Это также оставляет пространство для споров.

 

Вопрос третий. Что делать с платежами льготных категорий граждан?

Очевидно, что для льготных категорий граждан после заключения ЭСК платёж по ЕПД не должен возрасти. Компенсация затрат на платёж в сторону ЭСКО льготным категориям граждан в данный момент не предусмотрена. Говоря простым языком, уменьшение платежа за тепло за счёт экономии, например, на 40%, приведёт к уменьшению субсидии ровно в той же пропорции. Но при этом появится новый платёж – «энергосервис», субсидия на который сейчас не предусмотрена, – то есть, суммарный платёж для такого собственника возрастёт. Что недопустимо. Естественно, во избежание такой ситуации, при формировании финансовой модели по каждому объекту ЭСКО сразу учитывает, что платежей от льготников она получать не будет. Таким образом, чем больше льготников в МКД, тем больше выпадающих доходов будет у ЭСКО. При отборе объектов потенциальный инвестор будет учитывать, покроют ли платежи по ЭСК от остальных жильцов его расходы (с учётом нормы рентабельности) за приемлемый для ЭСКО срок. То есть, чем больше льготников в доме, тем меньше шансов привлечь инвестора для реализации ЭСК. Хотя, по логике, именно на этих домах необходимо уменьшать затраты на энергоресурсы в первую очередь: ведь это уменьшит не только нагрузку на жильцов, но и на бюджет в части субсидий. Да, в период действия ЭСК это будет ощущаться не так сильно, но по его окончании, когда платежи в сторону инвестора прекратятся, экономия станет весомой.

 

Вопрос четвёртый. Что делать с неплательщиками?

Статистика Минстроя РФ говорит о собираемости платежей на уровне 96% [9]. При этом есть исследования, которые говорят о том, что долги граждан по ЖКХ доходят до 22% [10]. 7 ноября 2017 г. в Комитете Совета Федерации по экономической политике, на заседании рабочей группы по мониторингу реализации законодательства в области энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности председатель правления ПАО «Интер РАО» Б.Ю. Ковальчук в своей презентации озвучил данные о собираемости платежей за ЖКУ с граждан по ЕПД на уровне 94-98%, добавив, что эти данные были перепроверены и подтверждены сотней его сотрудников. При этом, в той же презентации были приведены данные о низкой платёжной дисциплине в рассматриваемой сфере предприятий Минобороны РФ и бюджетных потребителей. В итоге, действительно, общий объём неплатежей может доходить до 30%, но происходит это не в сегменте МКД. Получается, что в этой части проблема для ЭСК в МКД отсутствует.

Но реальную картину по третьему и четвёртому из рассматриваемых выше вопросов может показать только практика. И на сегодняшний день она складывается таким образом, что – с учётом льготников и неплательщиков – суммарные выпадающие доходы по ЭСК на МКД всё-таки доходят до 30%. Да, всё это можно прикинуть до заключения ЭСК и заложить в финансовую модель проекта. Но далеко не на каждом объекте возникающая экономия сможет перекрыть отсутствие платежей в сторону инвестора. По крайней мере – в рамках привычных сроков ЭСК. Это явно уменьшит выборку объектов, в которые ЭСКО готовы будут инвестировать.

 

Вопрос пятый. С кем заключать ЭСК на МКД?

Статья 12 закона № 261-ФЗ [1] прямо обязывает лиц, ответственных за содержание МКД, проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности. То есть УК обязана проводить такие мероприятия в интересах собственников. И ЭСК – это просто один из механизмов реализации и оплаты таких мероприятий. То есть, УК может и сама заключать ЭСК, без согласования с собственниками. Для собственников в данном случае, пожалуй, будет важно только одно – уменьшение суммарного платежа (с учётом появления новой строчки «энергосервис»).

При этом, ситуация с УК в качестве заказчика по ЭСК несёт риск для инвестора: расторжение договора управления до окончания ЭСК может привести к невозврату вложенных средств. Поэтому, пожалуй, наиболее безопасным будет заключение контракта УК от имени собственников. Тем более, что в п. 38.2 ПП РФ № 491 [5] зафиксировано право собственников принимать решение не только о заключении ЭСК с УК, но и о наделении УК полномочиями заключить ЭСК с третьей стороной (ЭСКО) от имени и в интересах собственников. Для этого необходимо провести внеочередное общее собрание собственников и зафиксировать решения о заключении ЭСК и наделении УК правом заключить его от имени собственников.

В заключение отметим, что в настоящий момент Минстроем России подготовлен законопроект (текст законопроекта имеется в распоряжении автора статьи), вносящий изменения в ряд действующих нормативно-правовых актов (в том числе, ЖК РФ и закон № 261-ФЗ), которые позволят урегулировать все описанные выше коллизии и снять риски. Остаётся надеяться, что он будет внесён в Государственную Думу и принят в самое ближайшее время. Это послужит дополнительным драйвером не только для увеличения числа ЭСК в МКД, но и (с учётом количества МКД в стране) развития рынка энергосервиса в целом.

Справедливости ради, замечу, что, к сожалению, только принятие обозначенного законопроекта может стать именно дополнительным драйвером, так как есть ещё один большой пласт сложностей, связанных с размером затрат инвестора на этапе до заключения ЭСК. Одно проведение общих собраний собственников для разъяснения сути энергосервиса и предлагаемой услуги чего стоят. Не говоря уже о том, что собственников надо сначала собрать в минимальном необходимом для принятия решения количестве. И ещё не факт, что решение будет принято на первом собрании, даже при наличии кворума. Безусловно, и этот вопрос решаем. Но, пожалуй, это – тема для отдельной развёрнутой статьи.

 

Литература

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Письмо Минстроя России от 10.03.2017 г. № 7447-АТ/04 (имеется в распоряжении автора. – Прим. ред.).
  3. Письмо Минстроя России от 29.01.2016 г. № 2160-ОД/04 «По вопросу разъяснения отдельных положений Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ» (имеется в распоряжении автора. – Прим. ред.).
  4. Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ».
  5. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
  6. Приказ Минстроя России от 8.09.2015 г. № 644/пр «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме».
  7. Приказ Минрегиона РФ от 19.09.2011 г. № 454 «Об утверждении примерной формы платёжного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» (вместе с Методическими рекомендациями).
  8. Постановление Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354 (ред. от 27.03.2018 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  9. Электронный ресурс, URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishno-kommunalnoe-hozyajstvo/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-zhkkh1/?sphrase_id=308191.
  10. Электронный ресурс, URL: https://rg.ru/2016/10/10/dolgi-naseleniia-za-uslugi-zhkh-vyrosli-do-275-milliardov-rublej.html.

Все статьи рубрики Энергосервис и ЭСКО

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53) .

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей