Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Энергетика >> >> Архив номеров

Анонсы

17.04.18 25 апреля // Первая международная конференция «Энергообеспечение и энергоэффективность» подробнее >>>

16.04.18 5 июля // Конференция «Техногенная энергобезопасность и энергоресурсосбережение» подробнее >>>

12.04.18 Аналитический центр проводит экспертное совещание «Инструменты стимулирования спроса на электромобили» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

18.04.18 Проблемы развития рынка тепловых насосов в России и необходимость государственной поддержки их внедрения // СТАТЬЯ подробнее >>>

02.04.18 Большое интервью с академиком Олегом Фаворским об энергетике подробнее >>>

26.03.18 Микрогенерация… как много в этом слове для сердца русского слилось… // статья подробнее >>>

16.03.18 Аналоговая Япония. Переход к "цифре" пока не состоялся // статья подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 1 (51) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3179 kБ)

Направления повышения эффективности электроэнергетики



Рубрика: Энергетика
Автор: В.А. Стенников, С.И. Паламарчук, В.О.Головщиков
В.А. Стенников, д.т.н., профессор, член-корреспондент РАН, врио директора ИСЭМ СО РАН, члент ПРЭН-клуба, г. Иркутск
С.И. Паламарчук, д.т.н., профессор, зав. лабораторией ИСЭМ СО РАН, г. Иркутск
В.О.Головщиков, к.т.н, главный специалист ИСЭМ СО РАН, г. Иркутск

В статье анализируются несколько очевидных недостатков в работе рынков электроэнергии и тепловой энергии, устранение которых может принести заметное повышение эффективности систем электро- и теплоснабжения предприятий и населения.

 

Введение

За годы реформирования отечественной электроэнергетики совершены большие преобразования:

- изменены формы собственности;

- создана новая система управления отраслью с переходом от плановой к конкурентным формам взаимодействия;

- изменена структура компаний и организаций;

- преобразована система государственного регулирования и технического надзора;

- запущены в работу оптовый и розничные рынки электроэнергии и мощности;

- создана новая система нормативно-правового регулирования в энергетике.

Подготовка и реализация этих преобразований потребовала больших усилий отраслевого министерства, государственных и региональных структур управления, подразделений новых субъектов электроэнергетики. Вместе с тем, в последние годы в отрасли накопились существенные организационно-технические проблемы, снижающие эффективность производства и потребления энергии. Многие проблемы связаны с несовершенством организации и регулирования рынков электроэнергии и тепла. Проблемы рынков в последние годы широко обсуждаются на слушаниях в Государственной Думе РФ, в научно-технических советах разных уровней и в специализированных печатных изданиях [1-4].

 

Повышение роли региональных розничных рынков электроэнергии (мощности)

В существующих региональных рынках электроэнергии (РРЭ) практически отсутствует конкуренция между сбытовыми организациями. Конечные потребители лишены возможности выбирать наиболее выгодного поставщика электроэнергии.

На РРЭ отсутствует возможность заключения прямых договоров на поставку электроэнергии потребителям от местных крупных электростанций. По существующему законодательству практически все генерирующие объекты с установленной мощностью 25 МВт и больше должны продавать электроэнергию только на оптовом рынке. Местные предприятия получают электроэнергию, закупленную сбытовыми компаниями на оптовом рынке. Такая схема поставок ведет к повышению тарифов для потребителей РРЭ за счет оплаты не оказанных услуг по передаче электроэнергии по высоковольтным магистральным сетям, за счет оплаты излишних действий системного и коммерческого операторов [5].

В ИСЭМ СО РАН на примере 2015 года выполнен анализ снижения эффективности РРЭ Иркутской области из-за неучастия крупных ТЭЦ в его работе [6]. Рассмотрено возможное снижение цен на поставляемую электроэнергию 10 крупным промышленным предприятиям, способным получать электроэнергию от местных ТЭЦ.

Показано, что при предоставлении крупным ТЭЦ права участвовать как на оптовом, так и на розничном рынке, цена электроэнергии для крупных промышленных потребителей Иркутской области в среднем снижается на треть в сравнении с действующей практикой организации поставок.

Следует отметить, что приведенный анализ нерегулируемых цен и затрат крупных промышленных потребителей на покупку электроэнергии носит приближенный (оценочный) характер. При выводе генерируемой электроэнергии крупных ТЭЦ на розничный рынок появится возможность заключения прямых двусторонних договоров промышленных потребителей с наиболее выгодными поставщиками. При этом электроэнергия будет поставляться не по средневзвешенным, а по договорным ценам, которые для отдельных предприятий в реальных условиях будут отличаться от полученных при анализе значений.

Важной задачей при принятии решений по дальнейшему совершенствованию рыночных отношений в отрасли является анализ влияния изменений в правилах РРЭ на работу оптового рынка. Вывод ТЭЦ на РРЭ изменит объемы продаж на оптовом рынке, уровни равновесных цен и структуру договорных отношений. Эти изменения по-разному скажутся на электроснабжении отдельных регионов. Для полной картины последствий вывода ТЭЦ на розничные рынки необходим анализ условий работы поставщиков и потребителей электроэнергии в разных регионах с учетом изменения параметров работы оптового рынка.

Вывод крупных ТЭЦ на РРЭ потребует большой организационной работы. Кроме изменений в 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и «Основных положений функционирования розничных рынков» необходим пересмотр приложений к Договору о присоединении к торговой системе, методик определения цен на РРЭ и других нормативных документов.

Тем не менее, приведенный анализ цен на поставляемую электроэнергию (мощность) промышленным потребителям Иркутской области дает возможность видеть, что вывод крупных ТЭЦ на розничный рынок приводит к существенному снижению цен и затрат промышленных предприятий.

 

Совершенствование системы тарифообразования на услуги по передаче электрической энергии

В настоящее время расчет тарифов за услуги по передаче электроэнергии ведется, исходя из утверждаемого значения Необходимой валовой выручки (НВВ) организации, эксплуатирующей электрическую сеть. Размер НВВ организации распределяется по уровням напряжения ВН, СН1, СН2, НН пропорционально утвержденным условным единицам.

Размер тарифа на каждом уровне напряжения рассчитывается в виде двух ставок: тарифа за содержание сети и тарифа за потери в точке подключения потребителей к электрической сети. Каждая ставка тарифа рассчитывается в виде единого значения для всех потребителей одного уровня напряжения, независимо от расстояния передачи электроэнергии от центра питания (котловой метод назначения тарифов).

Котловой метод не учитывает фактические расходы на содержание сети и передачу электроэнергии до конкретного потребителя. При назначении тарифов расходы усредняются по сети каждого из уровней напряжения. Тарифы устанавливаются едиными для всей территории субъекта РФ. Это означает, что потребитель, находящийся вблизи центра питания, оплачивает за доставку электроэнергии ту же стоимость, что и потребитель, находящийся за сотни километров от такого центра. Котловые тарифы вводят перекрестное субсидирование одних потребителей другими. Единые тарифы по уровням напряжения и по всей территории субъекта РФ не отражают фактических затрат на передачу электроэнергии. Котловой метод затрудняет поддержание конкуренции на розничных рынках электроэнергии.

В ИСЭМ СО РАН опробована методика назначения тарифов с учетом затрат по передаче электроэнергии до каждого укрупненного потребителя. При разработке предложений преследовалась цель максимально сохранить преемственность новой и действующей методик. Суть новой методики состоит в том, что каждая ставка тарифа рассчитывается не по единому для данного уровня напряжения значению НВВ, а по дифференцированным значениям НВВ для потребителей с учетом дальности передачи.

Внесение изменений в существующую методику позволит назначать дифференцированные тарифы для удаленных потребителей. Чем ближе потребитель к центру питания, тем ниже расходы сетевой организации на передачу и содержание сети и тем меньшую цену сможет платить этот потребитель за услуги по передаче электроэнергии.

Рассмотрен пример передачи электроэнергии до группы потребителей в восточной части Иркутской области. Центр питания с этими потребителями связывает электрическая сеть 35 и 10 кВ. Отдельные потребители в разной степени удалены от центра питания – подстанции 110/35 кВ.

Оказалось, что для ближайших потребителей тариф, рассчитанный по усовершенствованной методике, оказывается почти втрое ниже котлового тарифа, назначенного по действующей методике расчета. Для удаленных от центра питания потребителей тарифы на передачу электроэнергии, назначенные по усовершенствованной методике, оказываются выше.

Расчет тарифов по усовершенствованной методике позволяет более точно определять расходы сетевой организации на содержание электрических сетей и передачу электроэнергии. Назначение тарифов по усовершенствованной методике дает положительный экономический эффект для потребителей, расположенных близко к центрам питания. Важно отметить, что введение усовершенствованной методики будет стимулировать рациональное размещение новых потребителей по обширным территориям, исходя из размера платы за услуги по передаче электроэнергии.

 

Объединение розничных рынков электро- и теплоэнергии

Требование реализации электрической энергии генерирующими объектами с установленной мощностью 25 МВт и выше только на оптовом рынке препятствует созданию промышленными предприятиями собственных относительно крупных генерирующих мощностей. В этих условиях ТЭЦ снижают тепловую нагрузку отборов теплофикационных турбин, снижается экономическая эффективность работы ТЭЦ, а теплоснабжение потребителей перемещается на вновь возводимые котельные [7].

Снижение эффективности работы ТЭЦ переводит их в разряд «вынужденных поставщиков», увеличивая ценовое давление на потребителей. В настоящее время отсутствует метод назначения обоснованных рыночных цен на электрическую и тепловую энергию ТЭЦ. Тарифы на тепловую и электрическую энергию ТЭЦ необходимо рассчитывать с учетом, как производителей, так и потребителей. Рынок электроэнергии и тепла должен строиться так, чтобы он был эффективным для всех его участников – производителей и потребителей энергии. При моделировании работы совмещенного рынка целесообразно рассматривать один общий критерий – суммарный выигрыш энергосистемы.

В последние годы предложена модель формирования регионального рынка тепловой энергии с созданием единых теплоснабжающих организаций и использованием тарифов «альтернативной котельной». В основе определения показателей альтернативной котельной лежит использование наиболее современных технологий и максимально эффективное использование ее установленной мощности.

Однако внедряемая модель теплофикации не решает проблему совместного рассмотрения рынка электрической и тепловой энергии. Как показал анализ экономических последствий использования цен «альтернативной котельной» [8], выигрыш ТЭЦ на рынке тепловой энергии возрастает, но при этом снижается тепловая нагрузка потребителей, сокращается выработка электроэнергии на ТЭЦ по теплофикационному циклу, падает суммарный выигрыш энергосистемы.

Предложенная модель единого рынка тепловой и электрической энергии [9,10] с достижением максимального выигрыша всех участников (производителей и потребителей) кажется более эффективной.

При использовании на рынке тепловой энергии тарифа «альтернативной котельной» экономическая заинтересованность строительства собственных котельных для промышленных потребителей сохраняется.

Величина тарифа тепловой энергии для потребителей должна быть ниже тарифа «альтернативной котельной». Величину тарифа на тепловую энергию целесообразно определять для каждого узла теплоснабжения с согласованием со схемой перспективного развития системы теплоснабжения района [8].

 

Повышение качества электроэнергии в условиях рыночных отношений

Проблема качества электроэнергии (КЭ) и её острота в стране не исчезают много лет. Имеющаяся информация и материалы научно-технического характера показывают, что многие показатели КЭ периодически (а чаще регулярно) находятся вне допустимых пределов. На фоне «концептуальных и стратегических» пятнадцатилетних поисков путей функционирования и развития электроэнергии [11], проблема КЭ (электромагнитной совместимости), начиная от нормативно-правовой базы, научно-методических подходов и заканчивая приборным парком, и созданием в крупных электросетевых компаниях систем по управлению КЭ, находится вне общих проблем электроэнергетики. При этом именно качество электроэнергии является характеристикой этого специфического товара [11].

Предыдущий многолетний опыт решения проблем качества электроэнергии в стране позволяет утверждать, что если государство и не самоустранилось, то на официальном уровне идет вяло текущий процесс. Качество электроэнергии является важной составляющей в процессе электроснабжения потребителей. Существующая (и предполагаемая к корректировке) модель рынка электроэнергии не требует внесения каких-либо принципиальных положений, относящихся к проблемам КЭ.

Рыночные отношений в электроэнергетике, когда электроэнергия рассматривается как «товар», требуют безусловного выполнения всеми субъектами рынка имеющейся нормативно правовой базы, а также незамедлительной разработки и утверждения недостающих важнейших документов. Это в первую очередь: 1) определение долевого вклада в суммарные искажения отдельных искажающих источников; 2) определение реального ущерба (в денежном выражении) от некачественной электроэнергии. Эти два нормативно-правовых акта (методики) должны дать корректную основу финансовых взаимоотношений субъектов рынка электроэнергии. Всё перечисленное может дать реальный эффект только, если государственные структуры будут рассматривать проблему КЭ и её решение, как обязательный компонент рыночных отношений в электроэнергетике.

 

 

Территориальные распределительные электросетевые
компании: проблемы, решения

Много говорится и пишется о том, что основные проблемы в электросетевом комплексе России сосредоточены в распределительных сетях (в основном с напряжением 35 кВ и ниже), которые требуют не меньшего внимания, чем системообразующие электрические сети. Эти сети являются технологической основой так и не созданного конкурентного розничного рынка электроэнергии (мощности). Представленная Минэнерго РФ в ноябре 2016 года «Модель либерализации розничного рынка электроэнергии», не может рассматриваться как общепринятая концепция. Большинство генерирующих компаний и гарантирующих поставщиков высказались отрицательно в отношении представленной модели. При этом уже не в первый раз заявлено о доработке «модели» в 2017 году.

В целом в распределительном электросетевом комплексе скопилось множество взаимосвязанных проблем, включающих технические, экономические, финансовые, организационно-правовые и другие вопросы. Некоторые предложения по их решению предлагаются ниже [12].

  1. Особое внимание необходимо уделить вопросам функционирования и развития распределительных электрических сетей напряжением 0,4-35 кВ, внести необходимые дополнения и изменения в существующую нормативно-правовую базу. Это позволит снять острейшие проблемы по электроснабжению мелких и средних потребителей и подключению новых потребителей к этим сетям.
  2. Распределительный электросетевой комплекс должен быть консолидирован на базе множества разрозненных организаций, например, только в Иркутской области действует более 25 организаций, значительно удорожающих услуги по передаче электроэнергии и не обеспечивающих требуемый уровень надежности и качества. Этот комплекс должен взять на себя основную роль по обеспечению потребителей розничного рынка электроэнергией, возможно с передачей ему сбытовых функций.
  3. «Схема и программа развития распределительного электросетевого комплекса» должна стать неотъемлемой частью программных документов страны и регионов.
  4. «Концепция розничного рынка электроэнергии и мощности» и «модель либерализации розничного рынка электроэнергии» должны содержать принципиальные положения, учитывающие новейшие тенденции в электроэнергетике, и прежде всего идеологию «Smart Grid» (мини- и микро-сети и т.д.), «Smart Metering», развитие распределенной генерации энергии и др.

 

Литература

  1. Кутовой Г.П. Нужна новая парадигма (или архитектоника) экономических отношений в электроэнергетике // Энергетик, 2016, №2. С. 8-13.
  2. Головщиков В.О. Проблемы реформирования электроэнергетики в России и их влияние на рыночные отношения // Энергорынок. 2016. №5. C. 30-35.
  3. Рекомендации Парламентских слушаний «Об итогах реформирования электроэнергетики». (Интернет-ресурс: Komitet2-13.km.duma.gov.ru).
  4. Грачев И.Д. Регулировать – не значит только повышать // Вопросы регулирования ТЭК: регионы и Федерация, 2013 г., №2. С. 7-8.
  5. Стенников В.А., Паламарчук С.И. Головщиков В.О. Создание эффективных розничных рынков электрической и тепловой энергии – важнейшая задача отечественной электроэнергетики // Энергетик. 2017.
  6. Паламарчук С.И. О необходимости снижения ценового давления на конечных потребителей и улучшения взаимодействия участников региональных розничных рынков // Промышленная энергетика, №8, 2017 г. С. 2-6.
  7. Богданов А. Котельнизация России – беда национального масштаба // ЭнергоРынок. 2006 г., №3. С.50-57.
  8. Стенников В.А., Пеньковский. Математическое моделирование теплоснабжающих систем в условиях несовпадающих интересов // сборник трудов конференции Мелентьевские чтения. ИНЭИ РАН. 2017 . С. 56-58.
  9. Стенников В.А. «Альтернативная котельная» - путь в никуда для теплоснабжения // Новости теплоснабжения, 2014 г., №7. С.10-16.
  10. Молодюк В.В. Метод расчета тарифов ТЭЦ на региональном рынке электрической и тепловой энергии при условии достижения максимальной балансовой прибыли всех участников рынка/ Энергосовет. №48. 07. 2017 // www.energosovet.ru.
  11. Головщиков В.О. Проблемы качества электроэнергии в условиях рыночных отношений в России // Энергорынок. 2016. №6. С. 26-30.
  12. Головщиков В.О. Проблемы территориальных распределительных электросетевых компаний // Электроэнергия – передача и распределение. 2014, №3. С. 114-119.

Все статьи рубрики Энергетика

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51) .

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Конференция «Практика перехода и применение двухставочного тарифа на тепловую энергию» подробнее