Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Энергетика >> >> Архив номеров

Анонсы

13.02.18 Комитет Государственной Думы по энергетике проводит «круглый стол» на тему: «Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования» подробнее >>>

13.02.18 Вице-президент НП "Энергоэффективный город" выступит с докладом о критериях отбора проектов для программы модернизации ТЭС на семинаре Некрасова подробнее >>>

12.02.18 29-30 марта 2018г. II Всероссийская специализированная научно-практическая конференция молодых специалистов «Современные технологии в энергетике» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

20.02.18 Предиктивная (прогнозная) аналитика на производстве // статья подробнее >>>

16.02.18 Энергосервис: машина времени для денег // статья подробнее >>>

15.02.18 Сети LPWAN, как оптимальная среда для передачи данных IoT в энергетике // статья подробнее >>>

14.02.18 Выступление Александра Новака на заседании комитета по экономической политике Совета Федерации Российской Федерации // ВИДЕО подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 1 (51) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3179 kБ)

Электроэнергетика вновь перед выбором варианта дальнейших реформ



Рубрика: Энергетика
Автор: Г.П. Кутовой

Г.П. Кутовой, научный руководитель Центра экономических методов управления в энергетике КЭУ, заслуженный энергетик России, академик РАЕН, профессор.

Почему реализованный вариант рыночной реструктуризации и приватизации электроэнергетики не дал за 25 лет постпланового функционирования каких-либо положительных итогов в экономической эффективности и продолжает обременять экономику постоянно растущими ценами (тарифами) и ущербами от системных аварий?
 

В последние 5-7 лет неоднократно обсуждаются проблемы развития электроэнергетики на разного рода форумах, и создается впечатление, что уже «замылился взгляд» на проблемы, так как практической пользы от рекомендаций экспертного сообщества пока не видно. К такому выводу пришли многие эксперты, например, [1, 2] и создается впечатление, что предложения экспертного сообщества в министерствах и ведомствах мало кого интересуют, и поэтому реформы в электроэнергетике остановились в самом неблагоприятном для нашей экономики этапе: в производственной и энергосбытовой сферах конкурентные механизмы оказались неэффективными, рост цен (тарифов) продолжает свое разрушительное влияние на реальный сектор экономики, а череду системных аварий, объясняемых не расчетными случаями, пока реально остановить не удается.

Стало очевидным, что оставаться в такой ситуации можно, но эта ситуация губительна для нашей реальной экономики. Так в чем же все-таки суть проблемы? Почему реализованный вариант рыночной реструктуризации и приватизации электроэнергетики не дал за 25 лет постпланового функционирования каких-либо положительных итогов в экономической эффективности и продолжает обременять экономику постоянно растущими ценами (тарифами) и ущербами от системных аварий [3, 4, 5, 6,]?

 

Факторы отсутствия мотивации в повышении эффективности

В чем основные причины такого интеллектуального топтания на месте? Ведь согласно уже принятой нормативной и правовой базам видимых препятствий для повышения энергетической и экономической эффективности электроэнергетики формально нет. Однако, по существу, как оказалось, напрочь отсутствует правильно выстроенная мотивация всех участников оборота энергии в повышении экономической эффективности своей работы в силу следующих факторов:

а) некорректной структуры электростанций оптового рынка (ОРЭМ) и принятого механизма ценообразования электроэнергии и мощности на нем из-за законодательного требования об обязательном выводе на ОРЭМ всех электростанций с установленной мощностью свыше 25 МВт, включая ТЭЦ [6, 7, 9,] и торговли электроэнергией в виде двух составляющих – электроэнергией и мощностью. Так называемый рынок мощности на ОРЭМ стал очень удобным нерыночным инструментом для реализации перекрестного субсидирования цен, масштабы которого уже стали парадоксальными;

б) полное отсутствие конкуренции генерации на региональных рынках субъектов РФ с трансляцией ценообразования с ОРЭМ до каждого потребителя на региональных рынках электроэнергии (РРЭ), включая оплату всеми потребителями виртуального транспорта электроэнергии и по сетям ФСК ЕЭС и по распределительным сетям [10], что превратило региональные рынки электроэнергии не в конкурентную сферу производителей в интересах потребителей, а в банальные зоны сбора денег с потребителей торговыми посредниками – энергосбытовыми организациями в интересах энергетических и электросетевых компаний. Эта ситуация на фоне постоянного роста цен (тарифов) обусловила, в частности, не только рост неплатежей за потребленные энергоресурсы, но и в ряде случаев криминальный увод денег с рынка электроэнергии;

в) в силу вышеизложенных двух факторов искажено ценообразование на продукцию ТЭЦ, из-за чего запущен процесс деградации централизованного энергоснабжения потребителей на базе самого эффективного комбинированного производства электроэнергии и тепла с экономией до 40% топлива по сравнению с раздельным способом энергоснабжения [10]. Проигнорирована физическая природа продукции ТЭЦ и, соответственно, искажено ценообразование на ее продукцию, а именно: на теплоэнергию, на электроэнергию, произведенную в теплофикационном режиме и на электроэнергию/мощность конденсационных хвостов. Экономическое обоснование целесообразности централизованного энергоснабжения энергопотребителей в городах от энергогенерации с комбинированным производством тепла и электроэнергии обосновывались в схемах теплоснабжения городов и промузлов с учетом ценообразования на первые два вида продукции для реализации местным городским энергопотребителям по ценам с учетом соответствующих транспортных тарифов по распределительным сетям (110-35-10/6 КВ), а недогруженная по теплофикационному режиму мощность/энергия ТЭЦ (конденсационный хвост) – это продукция/услуга, которая должна продаваться/покупаться на рынке системных услуг ОРЭМа как, например, очень эффективный системный резерв в центрах электрических нагрузок, пиковый энергоисточник для покрытия суммарного графика нагрузки, частотный резерв, регулятор напряжения и т.п. При таком подходе экономическая эффективность существующих ТЭЦ очень высока и выгодна для потребителей в каждом городе и/или промузле. К сожалению, экономическая сущность этого экономического эффекта не учитывается ценообразованием в действующей электронной модели рынка, что наносит ущерб и экономике ТЭЦ и городским потребителям энергоресурсов.

г) растущих объемов разного рода перекрестного субсидирования цен (тарифов) для одних потребителей за счет увеличения цен (тарифов) для других потребителей [6, 12], что ставит под вопрос целесообразность проведенного реформирования отрасли;

д) принятого не рыночного, а принудительного для промышленных потребителей механизма финансирования перекрестного субсидирования тарифов для населения, межрегионального субсидирования и оплаты не востребованных потребителями энергостроек по так называемым договорам поставки мощности (ДПМ). Это свидетельствует о том, что в электроэнергетике не работают рыночные механизмы конкуренции в интересах реального сектора экономики [3, 8, 12, 14]. Предложение Минэкономики России [13] заменить механизм ДПМ расчетом прибыльности новых энергоблоков с привязкой их доходности к ОФЗ по сути своей, хотя и несколько снизит платежи промышленных потребителей (5-25 млрд руб. в год), но не поменяет обременительную для потребителей сущность платежей. Все экономические и финансовые риски строительства новых энергоблоков ложатся 100% только на потребителей, и экономика в целом только проигрывает за счет снижения конкурентоспособности промышленного сектора.

А что делать после окончания сроков действия ДПМ надо решать уже сегодня.

е) излишне перегружена ответственность федерального центра за решение вопросов энергообеспечения, включая теплоснабжения городов и жизнедеятельности на территориях всех субъектов Российской Федерации, что позволяет иногда местным властям «обоснованно» уходить от решения вопросов конкурентного развития региональной энергетики, как средства повышения экономической эффективности региональной экономики и повышения надежности энергоснабжения энергопотребителей.

В Конституции РФ вопросы федеральных энергетических систем отнесены к ведению Российской Федерации, но ни в одном законодательном документе нет определения понятия «федеральная энергетическая система (энергетика)», и поэтому нет понятия и «региональная энергосистема (энергетика)» и, следовательно, не разграничены полномочия и ответственность в этой в важнейшей сфере хозяйственной деятельности. Правоприменительная практика в этой сфере хозяйственных отношений регулируется федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, делегируя часть полномочий администрациям регионов, но не делегируется ответственность. В Госдуме РФ несколько лет назад была попытка принять по этому вопросу ФЗ, но она не нашла своего положительного продолжения. Мировой тренд о преимущественном развитии распределенный генерации, включая ВИЭ, актуален и для условий России, и поэтому представляется целесообразным вернуться к законодательному определению понятия федеральная (межрегиональная) энергетическая система (энергетика) и региональная энергосистема (энергетика) и на этой основе определиться с полномочиями и ответственностью федерального и регионального уровней властей.

В силу изложенных факторов действующая модель хозяйственно-договорных отношений выстроена и успешно работает в пользу системных крупных межрегиональных энергокомпаний (всех ОГК, ПАО «РусГидро», ГК «Росэнергоатом», ПАО «ИнтерРАО» и ПАО ФСК ЕЭС) с экономическим ущербом для всех территориальных компаний (ПАО «ТГК», ДЗО «МРЭСК», распределенной генерации, включая ВИЭ, и прочих мелких генераций) и, что самое главное, в ущерб экономическим интересам работающих промышленных предприятий и местных бюджетов.

Сегодня уже очевидно, что реализованную рыночную по форме модель функционирования и развития электроэнергетики необходимо перестроить исходя из парадигмы обеспечения, в первую очередь, общеэкономических интересов страны.

 

Что же нужно предпринять для ликвидации вышеизложенных изъянов в действующей модели?

Чтобы ответить на этот вопрос представляется необходимым рассмотреть две проблемы:

а) рассмотреть вопросы, относящиеся к проблеме повышения эффективности функционирования уже созданной системы отношений в обороте электроэнергии и соответствующего ценообразования в ней, и

б) рассмотреть вопросы, относящиеся к проблеме перспективного планирования и проектирования развития ЕЭС России и региональных энергосистем с формированием финансовых источников финансирования строительства энергетических и электросетевых объектов.

В порядке ответа на вопросы по первой проблеме, следует отметить, что по первым четырем из шести (а, б, в, г.) вышеприведенным факторам есть много опубликованного материала с конкретными предложениями и поэтому в рамках этой статьи ограничимся конспективным перечислением основных ключевых предложений, согласно [10, 11]:

1. Необходимо пересмотреть действующие Основные положения функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии, предусмотрев:

а) перевод ОРЭМ на торговлю электроэнергией по одной комплексной цене (электроэнергия + мощность);

б) оплату резервных мощностей электростанций предусмотреть на рынке системных услуг ОРЭМ;

в) замену модели ОРЭМ на регулируемую модель «Единственный Покупатель»;

г) торговлю электроэнергией и участие в конкуренции на розничных рынках (торговых площадках) всех типов теплофикационных, когенерационных энергоустановок и электростанций, независимо от их установленной мощности и формы собственности, и выдающих свою электроэнергию в распределительную электросеть напряжением до 110 кВ включительно. При этом на каждой региональной торговой площадке должна участвовать поставка электроэнергии с ОРЭМ со стоимостью своей электроэнергии (франко-поставка до центров питания ЕНЭС) на конкурентных условиях с поставками электроэнергии от местных электростанций.

2. Принять поправки к Федеральному закону 35-ФЗ «Об электроэнергетике», разрешающие разным по мощности ТЭЦ работать в качестве субъектов как на региональных, так и на оптовом рынках электроэнергии.

3. Предусмотреть возможность поставки электроэнергии от ТЭЦ как на розничный рынок, так и на оптовый рынок электроэнергии и мощности. На оптовый рынок (рынок системных услуг), как правило, должна поставляться не востребованная на розничном рынке электроэнергия ТЭЦ, возможная производством в конденсационном режиме, соответственно по конкурентным ценам.

4. Предусмотреть механизм дифференциации формирования тарифов на передачу электроэнергии (сетевую составляющую) отдельно на ОРЭМ и отдельно внутри региона на РРЭ (в рамках субъектов РФ), возможно разделив его на несколько зон и передав право применения этого механизма субъектам РФ. При этом представляется целесообразным рассмотреть образование в рамках ДЗО «МРЭСК» его территориальных отделений (филиалов) в рамках соответствующих субъектов РФ для более объективного учета их тарифов по передаче электроэнергии при ценообразовании на региональных торговых площадках.

5. Ценообразование на ОРЭМе и на региональных рынках в рамках субъектов РФ целесообразно принять идентичными, что подразумевает создание в каждом регионе торговой площадки под управлением соответствующих коммерческого оператора с участием региональной диспетчерской управления (РДУ).

6. Разработать новую мультиагентную электронную модель согласованного функционирования и развития оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности с внесением соответствующих изменений в нормативно-правовые документы.

7. Рассмотреть целесообразность организационно-правового объединения ПАО «Россеть» и ПАО «СО ЕЭС» в единую холдинговую компанию, что повысит централизацию управления функционированием ЕЭС России для эффективной реализации мер по созданию Интеллектуальной энергетической системы России.

Это тот минимально необходимый набор мер, которые обеспечат создание полноценных оптового и розничных рынков и будут способствовать преобразованию оптового рынка в балансирующий рынок с выравниванием цен по субъектам РФ.

Что же касается ответов на вопросы по второй проблеме – управления процессом стратегического прогнозирования, планирования и развития отрасли, как системы жизнеобеспечения страны, то этот блок предложений относится к проблеме восстановления эффективности управления отраслью и целесообразно рассмотреть подробнее в следующей публикации (продолжение следует).

 

Литература

1. А. Преснов, Т. Иванова: http//www.aeapresnow.com/single-post/2017/06/11 @Понять и принять – СССР и Госплан не вернутся».

2. В. Жихарев: http//www.valeriyhikharev.org/blog @Модернизация реформ в электроэнергетике «не у нас».

3. Г.П. Кутовой. «Становление форм и методов государственного регулирования электроэнергетики в ходе реформ экономических отношений и приватизации». Аналитический обзор // Библиотечка электротехника – приложение к журналу «Энергетик». 2015. Вып. 12 (стр. 124-136ш).

4. Г.П. Кутовой. «Нужна новая парадигма (или архитектоника) экономических отношений в электроэнергетике». Энергетик, 2016 г., №2, с.8-13.         

5. В. Непомнящий «Альтернативный путь развития электроэнергетики России до 2015 г. в условиях постфинансового кризиса», ж-л «Академия энергетики», №5(43), 2011г.

6. М.Е.Байзаков, Г.П. Кутовой, «Энергетики и экспертное сообщество в поиске решений выхода из ценового тупика», интернет-ресурс – portalenergo.ru

7. Стивен Стофт «Экономика энергосистем. Введение в проектирование рынков электроэнергии», Издательство Мир, М. 2006 г.

8. E:«Ненужные гигаватты», новость размещена на сайте np-ace._ru — Новости электроэнергетики — Сообщество потребителей энергии.mht

9. Кутовой Г.П. Кузьмин В.В. «О мерах по развитию конкуренции на розничных рынках энергии и услуг ЖКХ», М., ж-л Энерго Рынок, 2012г., №10 (105).

10. Стенников В.А., д.т.н., член-корр. РАН Паламарчук С.И., д.т.н., профессор Головщиков В.О., к.т.н. ст.н.с. ИСЭ им. Л.А. Мелентьева СО РАН. «Создание эффективных розничных рынков электрической и тепловой энергии – важнейшая задача отечественной электроэнергетики», ж-л «Энергетика», М., 2017г.

11. Г. Кутовой «Альтернатива в развитии электроэнергетики», ж-л «Академия энергетики», №4(44) 2011г. и № 1(45) 2012г.

12. Дятел Татьяна, г-та «КоммерсантЪ», https://energy.s-kon.ru/thena-electroenergii-stanovisya-vse-menee-rynochnoj/.29.09.2017.

13.Дятел Татьяна, г-та «Коммерсант», htt://energy.s-Jon.ru/energorynki-uproschayt-podchet-dohodov/, 29.09.2017.

14. Мария Полоус, Полина Достовалова, г-та «Коммерсант», kommersant.ru, 21.07.2014.

 

Все статьи рубрики Энергетика

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51) .

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее