Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Конференция
Главная >> Архив номеров >> Энергетика >> >> Архив номеров

Анонсы

27.09.18 5 октября пройдет лекция лауреата премии «Глобальная энергия» - 2018 Мартина Грина о собственных разработках и тенденциях в области солнечной энергетики подробнее >>>

26.09.18 Опыт энергоэффективной застройки городов обсудят на РЭН-2018 подробнее >>>

26.09.18 Лауреат премии «Глобальная энергия» - 2018 Сергей Алексеенко выступит в МИСиС в рамках «Энергии знания» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

18.10.18 Государственный доклад о состоянии энергосбережения в РФ в 2017 году опубликован на сайте Минэкономразвития России подробнее >>>

11.10.18 Генерация с непростым характером // СТАТЬЯ подробнее >>>

11.10.18 Специальный репортаж. Про электробусы и другой электротранспорт в Москве // ВИДЕО подробнее >>>

03.10.18 Водородное топливо будет дешевле бензина // СТАТЬЯ подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 1 (51) за 2018 г

Скачать номер в формате pdf (3179 kБ)

Виктор Кудрявый. Разговор об энергетике



Рубрика: Энергетика
Автор: Стенограмма одного из последних выступлений Виктора Васильевича Кудрявого

19 января 2018 года ушел из жизни Виктор Васильевич Кудрявый, выдающийся человек, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный энергетик России, высокий профессионал, человек чести и долга.

Виктор Васильевич всю свою жизнь посвятил электроэнергетике. В 1989 г. был приглашен в Министерство энергетики и электрификации СССР на должность руководителя Главного Технического управления.

После распада СССР до 1996 г. работал главным инженером ОАО «РАО ЕЭС России», с 1996 г. по 2004 г. – заместителем Министра топлива и энергетики Российской Федерации.

С 1998 по 2001 гг. Виктор Кудрявый трижды избирался Председателем Совета директоров РАО «ЕЭС России». С участием В.В. Кудрявого был реализован комплекс мер по созданию эффективных систем техобслуживания на электростанциях и тепловых сетях, решены задачи повышения маневренности ТЭЦ и оптимизации режимов работы энергосистем по показателям надежности, эффективности, экологичности.

Мы публикуем стенограмму одного из последних выступлений Виктора Васильевича на заседании Профессионального энергетического клуба (ПРЭН-клуб), состоявшегося 27 ноября 2017 года в Ярославле.

 

О России, указах президента и конкурентоспособности экономики

Россия имеет свои особенности – мы самая холодная страна в мире, у нас огромные расстояния и сложная логистика завоза топлива. От 12 до 15% ВВП тратится на топливо для производства энергии. Это в 5-7 раз больше, чем во всех остальных странах мира. В этих условиях у нас нет альтернативы, кроме как снижать энергозатраты на производство электрической и тепловой энергии, повышая конкурентоспособность экономики.

С 1 января 2016 года вступил в действие указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», а также принят указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В них, применительно к энергетике, написано, что на длительную перспективу для экономики необходимо обеспечить ее энергетическую безопасность. А энергетическая безопасность – это, прежде всего, качество управления топливно-энергетическим комплексом. Основная цель, задача и приоритет для всех – это повышение конкурентоспособности нашей экономики, т.е. это значит снижение затрат на производство тепловой и электрической энергии.

Я являюсь противником т.н. модели «альткотельной» – нельзя никакие тарифы развивать, глядя на самую неэкономичную и самую «нечистую» энергию, вырабатываемую котельной. ТЭЦ позволяет в 2 раза снизить затраты топлива на производство электроэнергии, при условии правильного соотнесения затрат на топливо. И тогда не надо никаких других методов, кроме экономического метода. Никто не захочет строить котельную, получая тепловую энергию от ТЭЦ по низкому тарифу.

У нас очень любят играться цифрами, утверждая, что промышленность датирует населению тариф на электроэнергию. А надо понимать, что промышленность, когда у нее какие-то трудности, спокойно повышает цены и возмещает свои убытки с населения.

Еще надо учитывать, что методика распределения затрат на ТЭЦ дает преимущество электроэнергии и почему-то уничтожает тепловую. Например, владелец крупного промышленного предприятия решил, что ему дорого отпускают тепловую энергию с ТЭЦ, и построил свою котельную. К нему есть претензии? Нет. Захотел – построил, не хочет брать тепловую энергию. При этом он забывает, что 7 месяцев году в структуре потребляемой электроэнергии этот потребитель пользуется низким тарифом ТЭЦ, а это крупнейший сектор генерации – больше, чем все остальные в суммарном производстве тепловой и электрической энергии.

Вопрос повышения экономичности ТЭЦ, повышения ее прибыльности – это единственный реальный вопрос получения источника средств для проведения модернизации.

 

В любом виде бизнеса должен быть рачительный хозяин

В любом виде бизнеса должен быть рачительный хозяин, в инфраструктурах –особенно. У нас рачительного хозяина почти нет. Все компании думают об одном (нельзя осуждать, такова жизнь), они думают только о прибыли. В мире такого нет, во многих странах регулируют цены на все виды продукции во всех видах бизнеса. Не регулируют только новейшую продукцию, как бы дорого она ни стоила. Например, Вы изобрели лекарство от рака, оно будет стоить сейчас 380 тыс. рублей за дозу, потому что были колоссальные вложения, и регулятор дает до 10 лет на возможность их окупить, а потом цену нужно будет снижать.

В России естественные монополии, кроме газовых, фактически не регулируются. Весь металл, который идет на трубы, на электротехническую промышленность продается с 1992 года по ценам лондонской биржи, даже не вывозя туда. Разве может наша промышленность конкурировать с кем-то? Конечно, нет.

Кто рачительный хозяин в системе теплоснабжения? В Германии сейчас – это муниципалитет. Это на его земле, 90% согласований его, это его потребители, это его граждане, которые дают оценку работе муниципалитета. Можно, конечно, подозревать коррупционное влияние на свои фирмы (в России тоже). Но, объективно говоря, только муниципалитет может быть заинтересован, чтобы было и дешево, и надежно. Другого просто не дано.

Мало кто знает, что в Германии уже 5-й год идет ремуниципализация, когда муниципалитеты крупных, средних и даже малых городов поняли, что любой собственник компании думает о прибыли, и стали разрывать договоры и выкупать (иногда брать в аренду) себе инфраструктуру. Причем брали и у крупнейших энергокомпаний тоже. Внимательно посмотрев, наняв экспертов, муниципалитеты доложили гражданам, что пришли к выводу о том, что в этом есть экономический смысл и эффективность повысится. В Гамбурге сначала не договорились с энергокомпанией, поэтому провели плебисцит, опрос граждан, проголосовали, и потом тоже ремуниципализировали. Водо-канализационное хозяйство Берлина считается одним из самых сложных, его муниципалитет тоже забрал себе. Уже первые годы работы показали, что это повысило и качество, и ответственность и обновление.

В России бывает, что региональные комиссии увеличивают тариф сверх инфляции под конкретные работы (замена котлов, ремонт магистральных трубопроводов). Мне пришла в голову мысль, а почему это увеличение, которое платят потребители (в том числе и граждане) сверх инфляции, не считать прямым вкладом города? Я думаю, пусть юристы поработают. Пусть он (город – прим. ред.) занимает, пусть он делает, раз взялся отвечать.

Еще беспокоит контроль качества и объема проведенных физических работ. Начиная с федеральной службы по тарифам, федеральной антимонопольной службы, я не знаю ни одного случая, чтобы наняли экспертов и в каком-то регионе, проверили реальное выполнение физических объемов работ.

Меня от руководства страны несколько лет назад попросили кое-что проверить. По Северу (Архангельск, Псков и т.д.) было кратное уменьшение физического объема работ. Когда смотришь, сколько заменили из проложенных труб, оказывается заменили 0,8% от положенного объема. Что будет с сетью? Вот это физический контроль, чтобы ни приписки, ни отчеты. На это надо не жалеть времени. Как сейчас, например, в Москве под контроль взяли многие работы по прокладке и реконструкции. Это не понравилось ни одному подрядчику, но понравилось городу и людям.

Хотелось, чтобы мы понимали, что мы создаем дееспособную структуру. Сейчас все занимают позицию, что о достижениях естественных монополий должны говорить потребители. Они это ощущают и по цене, и по качеству, и могут сравнить. Но вот в целом в энергетике после реформ случилась такая ситуация: министерства энергетики нет – его уничтожили. Численность сократили в 20 раз. Из более чем 1200 специалистов, которые работали в министерстве энергетики, сейчас осталось 48 человек, и из них только четверо ранее работали на энергетических предприятиях. Да и функций у них теперь нет. А это ведь – субъект стратегической инициативы. Он потерян.

А в регионах слишком много сетевых и теплосетевых компаний, источников тепла у разных собственников. Тарифы электросетвых компаний, например, в Ярославской области отличаются друг от друга в 5-9 раз. В публичной отчетности, которая сейчас размещается, вы не увидите удельных показателей. Хотя раньше это была специальная графа отчетности.

Почему сейчас промышленность уничтожает единую энергосистему страны? Мы (компания «Евроцемент групп», – прим. ред.) тоже уже построили 5 электростанций, и построим еще 12 у себя на цементных заводах. Потому что у нас сразу более чем в 2 раза снижается тариф. Наши электростанции немногим лучше, может на 10%, но мы сразу перестаем платить существенную сетевую составляющую тарифа.

Рост сетевого тарифа, который составлял долгие годы 35-37 и даже до 60%, а есть регионы по низкому напряжению, где до 80%, вот он сделал то, что, например, в сельском хозяйстве электропотребление упало в 5 раз. Поэтому структура должна быть дееспособной в регионе и внизу в компаниях.

Москва долго мирилась с таким дроблением. Разделили энергосистему, половину электростанций отняли, а в городе был целый комплекс: и пиковые, и гидроаккумулирующие, и маневренные ТЭЦ. Теплосети магистральные перестали давать техусловия, или давали дорого.

Мосэнерго за последнее время магистрали выкупило себе, выкупило себе Московскую объединенную электросетевую компанию, и сразу изменилась картина загрузки ТЭЦ.

Повторюсь, самое главное – рачительный хозяин-муниципалитет.

 

О реформе электроэнергетики

Как вы знаете, реформу электроэнергетики делали не мы сами, ее разработали иностранцы (американцы и англичане). Экспертизу проводила американская компания, через год ее закрыли из-за аферы на 100 млрд. Мы потеряли дееспособный центр в Москве и центры принятия решений в регионах. Когда много электросетвых и теплосетевых компаний, надо понимать, что никакой оптимизации затрат не будет. Если инфраструктура отвечает за прибыльность, это не инфраструктура. Такой подход противоречит последним указам президента и не нужен потребителю.

Я думаю, что регион (или муниципалитет) должен взять под контроль все закупки, которые ведут энергокомпании. Еще в 1994 году, когда я был председателем совета директоров дальневосточной компании Хабаровскэнерго, мы всю информацию по закупкам клали на стол губернатору, вице-губернатору и мэру.

И конечно, важны режимы ТЭЦ. Что произошло у нас? У нас есть рынок электроэнергии, им очень гордятся либеральные авторы: «Вот у нас там соревнуются, все на равных». У нас действительно все на равных. На тяжелых углях и на дорогом мазуте ТЭЦ соревнуются в своем центре потребления с ГЭС или АЭС. Разница в затратах в несколько раз, но тариф всем устанавливается по цене самой дорогой электростанции, включенной в баланс. Вы можете понимать, как так соревноваться? Больше нет такого нигде и никогда. Например, мы бы пришли с вами на рынок, там продавали бы мятые плохие грибы и белые грибы, и всем бы сказали, что продают всё по цене белых грибов – у всех одна цена. Мы бы согласились купить мятые?

В мире у всех имеется нормативная рентабельность и продают по ней. А вот балансирующий рынок, что спланировали, а день изменился (потеплело, похолодало, ветер, блок встал у энергетиков где-нибудь) он составляет 3-5% только для однотипного оборудования. Такая модель разрешается.

Мы (имеет ввиду компанию «Евроцемент групп» – прим. ред.), когда стали строить свою генерацию, стали подключатся сами к сетям ФСК. Строили подстанции. А потом я засомневался, что наш персонал будет хорошо их обслуживать, потому что у них нет опыта. Решили заключать договоры на обслуживание с ФСК, мне дают расчеты, а расчеты завышенные. Мы их снижали, снижали. Последние строчки меня удивили просто: рентабельность – 80%. Это что такое? Мне отвечают – у нас такая средняя рентабельность. Это было в 2009 году. Это отсутствие контроля! Минимальная рентабельность должна быть. Мы должны выполнять указ президента, это стратегический указ для длительных отношений в экономике.

Но с другой стороны энергетикам надо и помогать. Если у них 70% затраты на топливо, то точно также надо относиться к газу, углю, мазуту, дизельному топливу, ко всему. Точно также у нас металл должен продаваться с точно такой же рентабельностью. И не надо этого бояться. Нормирование затрат и купли-продажи в мире – это фетиш сейчас. Это последний писк моды. Миллион триста экономистов только в Китае занимаются этим вопросом. Ни одна операция по новому строительству, по реконструкции, по модернизации не проходит без детального нормирования затрат. Причем речь не только о том, как нормировать укладку труб или изоляцию. Ехать надо на завод и выяснять, а почему такая стоимость? Что такое «прочие затраты»? Вот это требуется.

 

О системе управления

Конечно, структура управления должна отвечать целям, о которых мы говорили. Что сейчас смущает? У нас было центральное диспетчерское управление (краса и гордость советской энергетики), а сейчас его больше не существует. У нас сейчас есть Системный оператор. Самое главное, что оператор большую часть потребителей «не видит». Он не хочет заниматься 110, 35, 6 и 10 кВ, а там 70% потребителей. Он исключил из своих обязанностей управление теплоснабжением. А управляя режимом, не отвечать за то, что получилось в результате управления, тоже неправильно. Я не говорю, что они там виноваты. Виноваты те, кто утвердил эти механизмы рынка, а ТЭЦ – единственный сектор генерации – оказался изгоем.

Вот сейчас очень эффективна московская генерация. Они первые провели реконструкцию. У них ПГУ сейчас на каждой электростанции. Но как только кончится программа ДПМ, с окупаемостью энергетики в 10 лет (а не 30 лет, как во всем мире) они станут убыточными, потому что так на рынке невозможно.

Во многих странах (например, Германия, Дания) ТЭЦ на рынке не торгуется, у ТЭЦ обязаны купить электроэнергию, если она нужна. И не по тэцовским дешевым тарифам зимнего периода, а по базовым тарифам других электростанций. Вот это – нормальный подход. ТЭЦ разрешается непосредственно с секции генераторного напряжения отдавать свою электроэнергию потребителю. Наши ТЭЦ за это наказывают. Электросетевые компании Германии стимулируют ТЭЦ по продаже электроэнергии близлежащим потребителям. Это им выгодно, т.к. ТЭЦ находятся в центре нагрузок, и электросетевым компаниям не надо строить дорогостоящие сети высокого напряжения, иметь повышенные потери в сетях, платить за землю для сетевого строительства. Этим они поднимают экономику тех предприятий, которым дали дешевую электроэнергию. Так промышленность Германии получает дополнительные конкурентные преимущества. Вот сложный вроде бы расчет, но там явно есть подобие Госплана, который все рассматривает с народно-хозяйственных позиций.

Мы большим экспертным советом пришли к выводу, что надо ТЭЦ вернуть на розничный рынок. Надо существующую модель заменить на усредненную модель «единственный покупатель». Она у нас действовала с 1989 до 1999 года. Без этой меры мы не поднимем промышленность. Потом, я думаю, неплохо бы хоть раз снизить тариф. Перейти на нормальную систему тарифообразования. Всю экономическую привлекательность, как делает весь мир, отнести на тепловую энергию. Электроэнергия будет дороже, но ее всю надо покупать, потому что она дает возможность экономить чрезвычайно дорогое для добычи топливо. ТЭЦ в 2 раза снижает выбросы вредных веществ по сравнению с котельными. И это выход из положения. Только поднимая эффективность ТЭЦ и создавая общий хозяйственный комплекс: ТЭЦ–магистрали–сети и котельные, мы могли бы интересную картину сделать.

Все статьи рубрики Энергетика

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51) , №2 (52).

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей