Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Теплоснабжение >> >> Архив номеров

Анонсы

22.06.17 10-13 июля ИННОПРОМ: Индия становится постоянным участником мероприятия подробнее >>>

19.06.17 28 июня в Москве пройдет круглый стол на тему «Умная инфраструктура «Энерджинет» как будущее российской экономики» подробнее >>>

14.06.17 16 июня 2017 года в Астане состоится Международная конференция «Новая энергетика: инвестиции и партнерства» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

22.06.17 «Концепция развития электроэнергетического рынка на основе новых технологий» представлена для обсуждения подробнее >>>

22.06.17 Исследование "Перспективы ветроэнергетического рынка в России" подробнее >>>

16.06.17 IRENA предложила России вложить $300 млрд в отказ от нефти и газа (статья) подробнее >>>

06.06.17 Закрываем вопрос об открытых системах теплоснабжения (статья) подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 1 (47) за 2017 г

Скачать номер в формате pdf (4494 kБ)

Проблемы тарифной конструкции модели «альтернативной котельной»



Рубрика: Теплоснабжение
Автор: В.Г. Семенов

В.Г. СеменовВ.Г. Семенов, президент НП «Энергоэффективный город»», г. Москва

В проекте Федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации предложен переход на принцип тарифообразования с ограничением верхнего уровня тарифов расчетной величиной, определяемой по расчетной формуле уровнем цены «альтернативной котельной». Проблемы тарифной конструкции, предложенной в проекте закона, комментирует президент НП «Энергоэффективный город» Виктор Семенов.

Сам принцип введения тарифных формул необходимо признать, безусловно, позитивным. Их существует несколько типов, причем каждый имеет как преимущества, так и недостатки.

Предлагаемая формула относится к типу сравнения, причем сравнивается не подобное с подобным, а существенно различающиеся системы. Соответственно, нет возможности разделить тарифную формулу на составляющие с выделение тарифов на части: тепловые сети, источники, тепловые пункты, теплоноситель, мощность и т.д. и дать ЕТО полномочия по установлению тарифов для всех остальных теплоснабжающих и теплосетевых организаций, действующих в их системе теплоснабжения, без определения правил и требований. Но получается, что на эти организации не распространяются основополагающие преимущества тарифных формул: предсказуемость, долговременность и «справедливость». Соответственно, вместо ожидаемого всплеска инвестиционных процессов, можно получить их полную стагнацию в отношении активов, не находящихся в собственности ЕТО. Причем эта проблема распространяется и на активы, уже переданные в концессию.

Авторы законопроекта, понимая трудности разделения предельного тарифа на составляющие, нашли простое решение. В окончательном варианте законопроекта, представленном в Госдуму, сделаны попытки ввести механизмы распределения тарифа, при наличии разногласий между ЕТО и другими участниками рынка. Но, из-за названных особенностей метода АК, распределение пришлось осуществлять с помощью принципиально других тарифных формул:

1. В случае возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, применена формула индексации тарифа пропорционально среднему росту тарифа на «соответствующей» территории.

2. Если единая теплоснабжающая организация принимает решение о приостановлении вывода из эксплуатации объектов других теплоснабжающих или теплосетевых организаций, то тепловая энергия (мощность), и (или) теплоноситель, и (или) услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя приобретаются у собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующих вывод их из эксплуатации, по ценам, определяемым исходя из экономически обоснованных расходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. О каком законодательстве идет речь – непонятно. Реальной формулы определения экономически обоснованных расходов не существует, это понятие весьма субъективное.

СПРАВКА

Как правило, под альтернативной котельной энергетики понимают объект мощностью в пределах 25–50 Гкал/ч. Это локальный источник теплоснабжения, которым потребители (ЖКХ, мелкие потребители) могут заменить сторонние теплоснабжающие организации. Тариф альтернативной котельной определяется как наименьшая цена на тепловую энергию у потребителя, при которой окупается проект строительства новой котельной, не зависимой от централизованных источников.


Новая модель предполагает появление в крупных городах единой теплоснабжающей организации (ЕТО), отвечающей за всю цепочку доставки тепла потребителю. Утверждаются единые правила и метод определения предельной цены: от подхода «от затрат» к подходу «сколько на самом деле стоит». Фиксируемая для ЕТО предельная цена на тепло определяется по принципу альтернативной котельной. Цель реформы — привлечь инвесторов в сферу, где износ оборудования и сетей достигает 80%, потребители уходят от центральной системы теплоснабжения на собственную генерацию.

 

3. В случае, если единая теплоснабжающая организация и собственник теплоисточника не достигли соглашения о цене на товары, услуги на период приостановления вывода из эксплуатации, разногласия о цене на товары, услуги в сфере теплоснабжения передаются для разрешения в судебном порядке. Поскольку суды не смогут определиться со «справедливостью» цены, то на весь период разбирательства будет действовать тарифная формула, предусматривающая оплату тепловой энергии по цене топлива.

Одновременно в законопроекте следующие тарифные решения оказались не проработаны.

1. Цены на теплоноситель, поставляемый другим теплоснабжающим организациям в «закрытых» системах, отнесены к нерегулируемым и не имеют механизма рассмотрения разногласий.

2. Цены на теплоноситель, поставляемый теплосетевым организациям, не отнесены ни к регулируемым, ни к нерегулируемым. Соответственно, вообще не могут устанавливаться, так как не определена организация или государственный орган, имеющие полномочия на их установление.

3. Тариф на теплоноситель в «открытых» системах теплоснабжения регулируется государством, но в России очень много «открыто-закрытых» систем. Кто в них будет определять цены/ тарифы на теплоноситель не определено.

4. Полномочия ЕТО не распространяются на горячее водоснабжение. Поставщик горячей воды для ее производства должен закупить тепловую энергию и мощность. Законопроектом не определен орган или организация, устанавливающая тариф/цену на тепловую энергию, поставляемую на ЦТП для целей ГВС, и принципы их определения.

5. Числовые значения тарифов на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), определяются единой теплоснабжающей организацией. Не прописано, кто определяет подобные тарифы при другом поставщике.

6. Действующими правилами предусмотрен пониженный уровень тарифа для организаций, имеющих собственный ИТП. Законопроект этот принцип игнорирует.

7. Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения. Соответственно, их придется определять не для организации, владеющей десятками теплоисточников, а для каждой системы (в крупных городах сотни). Механизмы усреднения цен не определены.

8. Теплоснабжающие и теплосетевые организации, не являющиеся ЕТО, несут перед последней ответственность по строительству, реконструкции (модернизации) своих объектов теплоснабжения и за обеспечение параметров качества поставляемой тепловой энергии, без встречной обязанности оплаты необходимых расходов.

9. Единая теплоснабжающая организация принимает решение о согласовании вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей других собственников, но не несет ответственности за компенсацию убытков от продолжения их деятельности.

10. Отсутствуют принципы определения тарифа на передачу при заключении потребителями прямого договора с владельцами теплоисточников.

Наличие множества несвязанных принципов ценообразования и нескольких регуляторов, распределяющих суммарные доходы по участникам рынка (РЭК, ЕТО, арбитражный суд),  не создают для участников рынка реальных стимулов к повышению эффективности деятельности, а подвигают к попыткам получить больший кусок от общего пирога.

Законопроект в предложенном виде может привести к появлению новых проблем:

Фактически бесконфликтно предложенная конструкция может применяться только в поселениях, где все активы принадлежат одной теплоснабжающей организации.

Все статьи рубрики Теплоснабжение

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47) .

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее