Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Энергосервис и ЭСКО >> >> Архив номеров

Анонсы

18.08.17 22 августа круглый стол про видение перехода на 100% ВИЭ в городах и бизнесе подробнее >>>

17.08.17 Главы министерств 11 регионов России примут участие в IoT World Summit Russia 2017 для обсуждения вопросов внедрения smart-технологий в работу городских хозяйств подробнее >>>

16.08.17 Российский энергетический форум: Современная энергетика – многовариантность развития подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

11.08.17 Эксперт о Комплексном плане повышения энергоэффективности экономики России подробнее >>>

08.08.17 Сохранение энергии. Как вернуть $100 млрд в экономику регионов // Мнение подробнее >>>

04.08.17 Почему бизнес в России не хочет платить за зеленую генерацию? (статья) подробнее >>>

04.08.17 Вячеслав Кравченко: «Зеленая энергетика вряд ли получит в России ту долю, которую имеет в Европе» (интервью) подробнее >>>

Все новости портала

Генерация энергии 2017

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (45) за 2016 г

Скачать номер в формате pdf (9958 kБ)

Почему буксует энергосервис



Рубрика: Энергосервис и ЭСКО
Автор: А.Н. Лихачев

А.Н. ЛихачевА.Н. Лихачев, эксперт Открытого Правительства, член Общественного Совета Министерства энергетики РФ

Повышение энергоэффективности страны заявлено одной из приоритетных задач экономики. Почему буксует энергосервис рассуждает эксперт Открытого Правительства, член Общественного Совета Министерства энергетики РФ Андрей Лихачев.

Чтобы энергосбережение развивалось, нужна хорошо проработанная нормативная база.

Строго говоря, энергосервисный контракт предполагает, что инвестор за свой счет проводит некую модернизацию, внедряя новые технологии и устанавливая эффективное оборудование, а предприятие расплачивается с инвестором за счет возникшей экономии. На пальцах все понятно.

А на практике? Как посчитать возникшую экономию? Скажите, разве у вас есть счетчик, который считает не только, сколько вы потребили, но также и сколько вы НЕ потребили, сколько вы сэкономили? Это невозможно. Как известно, величину энергопотребления после проведения энергоэффективных мероприятий нельзя напрямую сравнить с предыдущим сезоном из-за многих факторов: погода была теплее или холоднее, больше или меньше солнечных дней, у потребителя появилось больше электроприборов и т.д. и т.п. Поэтому проводится верификация достигнутых результатов с применением различных методик, расчет производится аналитическим путем. Но это условные значения. Они про то, как могло бы быть, если бы не инсталляция энергоэффективных решений.

В расчетах за потребленные ресурсы существуют правила делового оборота: счет. Все знают, как он выглядит, как там появляются цифры, как снимаются показания и с каких приборов, при этом казначей (бухгалтер, финансист) не ходит и не проверяет счетчики, он видит бумагу с подписью лица, отвечающего за правильность указанных показаний. Для финансиста этой бумаги достаточно для проведения платежа. А после проведения энергосберегающих мероприятий приходит некто, который приносит некий подготовленный в произвольном виде отчет, расчет, который «убедительно» (в кавычках! Что считать убедительным, никто не знает, нет однозначных правил, в каком виде надо принести такую бумагу, кем она должна подписываться и какую ответственность несут те, кто ее подписывает) показывает, что есть экономия и надо за это платить деньги.

Некоторое время назад была проблема, заключающаяся в том, что в бюджетном предприятии из строки «оплата за коммунальные ресурсы» можно было заплатить только за коммунальные ресурсы, а как оплатить экономию – непонятно. Только пару лет назад удалось добиться разрешения оплачивать энергосервисные контракты из той же самой строки бюджета, что и оплачиваются коммунальные ресурсы. Это логично. Но бремя доказывания, что возникла экономия, по-прежнему возложено на руководителей бюджетных учреждений. А финансовые и контрольные подразделения органов власти таким доказательствам, как бы это помягче сказать, не слишком охотно верят. И в свою очередь инвестор не рискует инвестировать: то ли ему заплатят, то ли нет.

Но и для коммерческих организаций не все так просто. Если вы предприниматель, то вы посмотрите на свои счета и скажете, что экономия какая-то есть и то условная, так как за это время тарифы могли вырасти. Отнесение коммунальных платежей на себестоимость налоговая инспекция совершенно нормально воспринимает как отнесение на затраты. А строки экономия в балансе нет. Остаются те же самые затраты за потребление коммунальных ресурсов, но в меньшем размере, и появляется прибыль, которая… облагается налогом. Но ведь сначала нужно отдать деньги в пользу энергосервисного контракта, ведь это же тоже затраты. Энергосервисные контракты и так длинные – с 5-7 годами окупаемости, добавьте сюда еще 20 процентов налога на прибыль и убейте окончательно весь энергоэффект.

Следует отметить, что затратами распоряжается менеджмент предприятия, а прибылью – акционеры, и совет директоров может принять любое решение относительно распределения прибыли. Есть несложное решение, снимающее риск оплаты энергосервисных мероприятий для коммерческих организаций: разрешить относить на себестоимость затраты на энергосервисные контракты. Правда, это решение надо обуславливать рядом ограничений, чтобы не было ухода от уплаты налога на прибыль или скрытия под этими контактами вывода денег.

Как в случае с бюджетом, так и в случае с бизнесом решить проблему не так сложно. Нужно создать институт верификации – подтверждения достигнутого результата соответствующими специализированными компаниями по аналогии с финансовым аудитом. Необходимо породить деловой оборот: создать формы, определить, кто заполняет эти документы, кто несет ответственность за эти проекты, финансист, проводящий платеж, должен быть уверен в том, что он выполняет операции не на свой страх и риск, а просто проводит стандартные действия.

Еще один пример. Все говорят о том, что банки не любят кредитовать энергосервисные контракты. Дело не в том, любят они или не любят. Дело в том, что по требованию ЦБ по резервированию для таких классов кредитов, как кредитование проектов по энергоэффективности, требуется 100% резервирование. Ну а дальше посчитайте. Для банка 100% резервирование – это автоматически по сути удвоение ставки кредита. Поэтому и получается, что под энергосервисные контракты практически невозможно взять кредит.
И можно привести еще десяток таких «узких мест».

ГОСТ по измерениям и верификации (ГОСТ Р 56743-2015 «Измерение и верификация энергетической эффективности. Общие положения по определению экономии энергетических ресурсов» утвержден 20.11.2015 приказом Росстандарта № 1929-ст, разработан Ассоциацией энергосервисных компаний РАЭСКО – прим. ред.) – это единый формат. Это большой шаг вперед. Мы давно этого добивались. Но не хватает двух элементов. Первый: кто тот субъект, который проводит верификацию в соответствии с этим ГОСТом? И второй: готов ли «Потребитель» продукта под названием «верификация» воспринять его? Т.е., пока этот ГОСТ не войдет в практику делового оборота (т.е. не будут созданы институты верификации, чьи заключения будут приниматься как единственно неоспоримые, установлены формы и параметры отчетности, определены ответственные), говорить о том, что решены все вопросы по реализации энергосервисного контракта, нельзя.

Все статьи рубрики Энергосервис и ЭСКО

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45) , №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48).

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее