Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Энергетика >> >> Архив номеров

Анонсы

06.12.17 14 декабря пройдет заседание Рабочей группы по разработке предложений для внесения изменений в Правила и Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя подробнее >>>

01.12.17 7 декабря Круглый стол "Опыт и перспективы применения теплонасосных установок в России" подробнее >>>

23.11.17 29 ноября в Москве состоится круглый стол на тему «Критерии эффективности проектов модернизации ТЭЦ» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

06.12.17 Эксперты обсудили критерии эффективности проектов модернизации ТЭЦ подробнее >>>

01.12.17 Создание крупных систем альтернативной энергетики: из опыта Финляндии // статья подробнее >>>

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (45) за 2016 г

Скачать номер в формате pdf (9958 kБ)

Что нужно поменять в Энергетической стратегии России



Рубрика: Энергетика
Автор: Н.И. Воропай, В.А. Стенников
Н.И. Воропай Н.И. Воропай, чл.-корр. РАН, директор ИСЭМ СО РАН, г. Иркутск
В.А. Стенников В.А. Стенников, д.т.н., профессор, зам. директора ИСЭМ СО РАН, г. Иркутск

Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года определяет как будет развиваться топливно-энергетический комплекс в ближайшие два десятилетия, какие меры нужно принять, чтобы сделать энергетику современной, эффективной, безопасной. Выверенные и взвешенные решения очень важны при принятии подобного документа, поэтому заключения экспертов имеют особую ценность и помогают в формировании энергетической политики будущего России.

Представленный на сегодняшний день проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года (далее ЭС-2035) достаточно обоснованно отражает внешние и внутренние факторы, способствующие изменению геополитической ситуации в стране и мире. Эти факторы привели к перелому сложившихся долговременных тенденций и формированию новых отношений на мировых энергетических рынках. В соответствии с этим в ЭС-2035 уточнены и сформулированы приоритеты, задачи, предложены прогнозные сценарии, направления, механизмы и индикаторы реализации энергетической политики.

В ЭС-2035 обоснованно отмечается влияние существующих негативных трендов на перспективы развития энергетики и, прежде всего, на первом этапе. Снижение возможных рисков реализации стратегии обеспечивается путем диверсификации энергоносителей, повышением энергоэффективности, технологическим обновлением энергетических отраслей. Это во многом определяет конкурентоспособность российской энергетики на внешних рынках, потенциал ее роста и решение тех амбициозных задач, которые поставлены в стратегии. На их выполнение ориентированы целевые установки, основные направления развития отраслей топливно-энергетического комплекса, задачи государственного управления и механизмы их реализации.

ДЛЯ СПРАВКИ

Энергетическая стратегия России на период до 2035 года разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 6 июля 2013 г. № Пр-1471 о корректировке Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р и предусматривающей обновление каждые пять лет. Продление стратегического периода до 2035 года выполнено в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 30 октября 2013 г. № 38).

Стратегия разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», вписывается в систему стратегического планирования в Российской Федерации и имеет межотраслевой характер в сфере государственного управления развитием топливно-энергетического комплекса, включая нефтяную, газовую, угольную, электроэнергетическую теплоэнергетическую отрасли и атомную энергетику.

В целом проект ЭС-2035 отвечает поставленным в нем целям и задачам, вместе с тем, по нему имеется ряд замечаний.

1. Разработка ЭС-2035 выполняется в условиях отсутствия основных программных документов, предусмотренных законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ от 28.06.2014 г. Очень серьезный вопрос вызывает обоснованность принятых сценарных условий, при которых первые 5-7 лет экономика не развивается, а затем вдруг происходит ее рост до 4% в год в последние 5 лет. Уж очень это оптимистично.

2. Несмотря на то, что основные целевые установки ЭС-2035 направлены на структурную трансформацию и качественное преобразование энергетического сектора, по сути она ориентирована на пополнение бюджета страны. Это подтверждается количественными показателями экспорта энергетических ресурсов, которые продолжают расти, причем в целевом сценарии, на достаточно высоком уровне (например, газ на 53% за рассматриваемый период, первичные энергоресурсы в целом – на 20%), при этом сохранение экспорта даже на существующем уровне вызывает сомнение. Ситуация, складывающаяся в этой сфере в настоящее время, а также имеющиеся прогнозы, показывают, что все рынки энергетических ресурсов сжимаются, и в перспективе этот процесс будет только усиливаться. Экспортные показатели в ЭС-2035 завышены как в направлении европейских стран, так и в страны АТР. В частности, Китай ориентируется на максимально возможное использование неуглеродной (ВИЭ, атомная энергетика) энергетики, при этом в настоящее время он импортирует туркменский газ по уже готовым газопроводам. В этой связи в ЭС-2035 необходимо было очень детально проработать вопрос о мировых рынках сбыта российских энергоресурсов и посвятить этому отдельный раздел, поскольку ориентация экономики на экспорт энергоресурсов является важнейшей задачей стратегии, решение которой может быть не обеспечено внешними конъюнктурными условиями.

3. Предложенные в ЭС-2035 целевые индикаторы не отражают решение основной задачи, предписанной Доктриной энергетической безопасности России, которая предусматривает активное участие ТЭК в изменении структуры ВВП в направлении значительного сокращения его зависимости от экспорта углеводородов. В современной геополитической ситуации структурная и инновационная трансформация ТЭК должна стать главнейшей задачей ЭС-2035.

4. Представляется нерациональной прогнозируемая структура генерирующей мощности в электроэнергетике и теплоснабжении. Она направлена на вытеснение из баланса мощности и энергии ТЭЦ, наиболее экономичных источников энергии. Их доля снижается с 36% в настоящее время до 28% в расчетном году, при этом приоритет отдается наиболее капиталоемким и датируемым государством атомным электростанциям (рост в 1,4-1,8 раза) и ГЭС (рост 1,3-1,4 раза).

5. Теплофикация (когенерация), наиболее эффективный вид производства электро- и теплоэнергии, из основного текста проекта ЭС-2035 исчезла вообще. При этом следует отметить, что только преобразование действующих неэкономичных котельных в ТЭЦ позволит покрыть весь прирост электропотребления без увеличения потребления топлива. Огромный, еще не освоенный, рынок представляет расширение сферы теплофикации (когенерации) на область средних и малых нагрузок (городов). Это направление представляет новую тенденцию развития энергетики – формирование распределенной генерации. Эта тенденция в полной мере соответствует отечественной действительности и мировому тренду. Активное развитие средних и малых электростанций и непосредственная их работа на розничном энергетическом (электрическом и тепловом) рынке позволит значительно снизить стоимость энергии для населения и других мелких потребителей, так как они располагаются в зоне потребления и не требуют развития электрических сетей высокого напряжения.

6. В проекте ЭС-2035 отсутствует раздел Теплоснабжение, который входил в структуру предыдущей ЭС-2030 и первых версий ЭС-2035. Это было положительным фактором, активизирующим деятельность данной отрасли, обеспечивающим сближение интересов в развитии взаимовлияющих секторов ТЭК – электроэнергетики и теплоснабжения – и способствующим формированию обоснованной структуры электро- и теплогенерирующей мощности. Исключение раздела Теплоснабжение представляется необоснованным по целому ряду причин и негативно сказалось на целостности ЭС-2035. Теплоснабжение в соответствии с законом «О теплоснабжении» №190-ФЗ от 27.07.2010 г. является такой же отраслью экономики России, как и многие другие. Производство тепловой энергии в России в соразмеряемых единицах в два раза превышает производство электрической энергии, на цели теплоснабжения расходуется более трети всего топлива, производимого в России. Объединенный раздел Электроэнергетика и теплоэнергетика не раскрывает особенности и основные положения их развития, да это в таком виде видимо и невозможно.

7. В обсуждаемом проекте ЭС-2035 недостаточно проработаны направления повышения эффективности организационного управления электроэнергетикой, в частности совершенствования оптового рынка электроэнергии, укрепления розничного рынка электроэнергии, согласования рынков электрической и тепловой энергии. ТЭЦ должны формировать розничный рынок, они не могут и не должны конкурировать на оптовом рынке с ГЭС, АЭС, КЭС. Оптовый рынок в настоящее время перегружен множеством функций и не может их успешно выполнять. Эти вопросы весьма актуальны, во многом определяют эффективное функционирование самой электроэнергетики, вместе с тем они не нашли должного отражения в проекте.

8. Предлагаемая в ЭС-2035 модель отношений в сфере теплоснабжения в виде единой теплоснабжающей организации (ЕТО) и ценообразования на основе принципа «альтернативной котельной» (АК) – это возврат к советской модели, основанной на физическом методе разделения затрат на электрическую и тепловую энергию. Такая модель приведет лишь к необоснованному росту тарифов на тепловую энергию, увеличению неплатежей, дальнейшей «котельнизации» страны и в целом деградации теплоснабжения. Либерализованного конкурентного рынка тепловой энергии в предлагаемой постановке не может быть. Создание ЕТО на базе территориальных генерирующих компаний приведет к формированию монопольных структур, которые не терпят конкуренции, поэтому они априори должны быть регулируемыми.

9. В предлагаемом варианте ЭС-2035 относительно слабые посылы в части энергосбережения и эффективного использования энергии. Они достаточно скромны и не соответствуют возможностям (они вдвое выше) и тем более существующему потенциалу. Необходима всеобъемлющая (не избирательная, как сейчас, и не сводящаяся только к формальным индикативным показателям) последовательная государственная политика и действенные механизмы ее реализации, от этого будет зависеть конкурентоспособность российской продукции (в том числе и ТЭК) и финансовая нагрузка на бюджет и население.

10. Недостаточно проработаны в рассматриваемом проекте ЭС-2035 региональные аспекты развития ТЭК. В частности, предполагаются амбициозные планы экспорта энергоресурсов (газа, электроэнергии) в страны АТР, вместе с тем, они не увязаны с развитием энергетической инфраструктуры на востоке страны.

11. В проекте ЭС-2035 отсутствует какое-либо упоминание о развитии и поддержке энергетической науки, которая во многом должна определять подготовленность инновационных технологий для промышленного освоения, а также адаптацию ТЭК к структурным изменениям и шоковым внешним вызовам.

Перечисленные замечания в определенной степени отражают перспективные направления развития энергетики, а их учет в ЭС-2035 значительно усилит ее основные положения и реализуемость. 

Все статьи рубрики Энергетика

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45) , №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50).

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее