Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Экономика и управление >> >> Архив номеров

Анонсы

18.08.17 22 августа круглый стол про видение перехода на 100% ВИЭ в городах и бизнесе подробнее >>>

17.08.17 Главы министерств 11 регионов России примут участие в IoT World Summit Russia 2017 для обсуждения вопросов внедрения smart-технологий в работу городских хозяйств подробнее >>>

16.08.17 Российский энергетический форум: Современная энергетика – многовариантность развития подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

11.08.17 Эксперт о Комплексном плане повышения энергоэффективности экономики России подробнее >>>

08.08.17 Сохранение энергии. Как вернуть $100 млрд в экономику регионов // Мнение подробнее >>>

04.08.17 Почему бизнес в России не хочет платить за зеленую генерацию? (статья) подробнее >>>

04.08.17 Вячеслав Кравченко: «Зеленая энергетика вряд ли получит в России ту долю, которую имеет в Европе» (интервью) подробнее >>>

Все новости портала

Генерация энергии 2017

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (45) за 2016 г

Скачать номер в формате pdf (9958 kБ)

Обзор новелл Федерального закона от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»



Рубрика: Экономика и управление
Автор: М.С. Муравьёва

М.С. Муравьёва, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности ПАО «Т Плюс», эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru), г. Москва

03 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон, ФЗ), существенно изменяющий с 1 января 2017 года концессионный режим в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (далее – Объекты).

 

Ключевые изменения концессионного режима в отношении Объектов

  1. Установлена обязательность участия в качестве третьей стороны по концессионному соглашению в отношении Объектов субъекта РФ, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру.

 

Обязательность такого участия предусматривается в случае, если концедентом выступает муниципальное образование и полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта РФ (ч. 1 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Обязанности субъекта РФ, от имени которого выступает высшее должностное лицо такого субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в части тарифного регулирования и утверждения инвестиционных программ концессионера определены в ч. 4 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ.

Названная новелла вводится, прежде всего, «в целях реализации определенных действующим законодательством полномочий субъекта РФ в части тарифного регулирования и инфраструктурного планирования в сфере коммунального комплекса»* как гарантия исполнения концессионного соглашения и окупаемости инвестиций концессионера.

Важно:

Федеральным законом предусмотрены последствия неподписания субъектом РФ концессионного соглашения. В этом случае такое концессионное соглашение считается незаключенным (ч. 2 ст. 40 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

  1. Закреплена возможность заключения концессионного соглашения в отношении Объектов, которые принадлежат унитарному предприятию или учреждению на праве оперативного управления (ч. 2. ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Справочно:

Действующая редакция Закона о концессионных соглашениях предусматривает возможность заключения концессионных соглашений лишь в отношении Объектов, находящихся в казне либо переданных в хозяйственное ведение унитарных предприятий.

Важно:

Федеральным законом предусмотрены последствия передачи в концессию Объектов, находившихся во владении и (или) в пользовании унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления.

Так, не позднее чем по истечении 1 календарного года после вступления в силу концессионного соглашения в устав (иной документ, определяющий порядок деятельности) унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, во владении и (или) в пользовании которых находилось указанное имущество, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на которой находится имущество, в полном составе переданное по концессионному соглашению.

Унитарное предприятие, бюджетное или автономное учреждение, в устав (или иной документ, определяющий порядок деятельности) которого были внесены изменения, предусматривающие исключение всех видов деятельности, ранее осуществляемых такими унитарным предприятием, бюджетным или автономным учреждением, подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном требованиями законодательства (части 3, 4 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Проблема:

По нашему мнению, исключение из устава (иного документа, определяющего порядок деятельности) унитарного предприятия, во владении и (или) в пользовании которого находились Объекты, видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения после заключения концессионного соглашения, не исключает риск признания концессионного соглашения недействительной сделкой как совершенной в нарушение целевой правоспособности унитарных предприятий (ст. 18, 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

  1. Предусмотрены условия и порядок передачи в концессию в составе Объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру недвижимого имущества незарегистрированного имущества (водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей) с установлением обязательств концессионера по его регистрации за счет собственных средств (часть 5 ст. 39, часть 3 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Возможность передачи в концессию незарегистрированного имущества может быть реализована при выполнении следующих условий:

а)  наличие документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права собственности на незарегистрированное недвижимое имущество, и (или) документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у унитарного предприятия, бюджетного или автономного учреждения, учредителем которых является концедент, права владения или пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом;

б)  балансовая стоимость незарегистрированного недвижимого имущества не превышает 50% балансовой стоимости всего включаемого в объект концессионного соглашения имущества, определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения;

в)  опубликование концедентом не менее чем за 3 месяца до заключения концессионного соглашения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - Реестр) перечня незарегистрированного недвижимого имущества.

Важно:

А. Расходы концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, подлежат учету в тарифах концессионера в порядке и размере, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ в сфере государственного регулирования тарифов (ч. 18 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Б. Если по истечении одного года с момента заключения концессионного соглашения права на незарегистрированное недвижимое имущество не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, незарегистрированное недвижимое имущество считается возвращенным во владение и в пользование концедента, а с концессионером в отношении такого незарегистрированного недвижимого имущества заключается договор аренды на срок действия концессионного соглашения без проведения конкурса в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ.

При заключении такого договора аренды обязательства концессионера, установленные ранее концессионным соглашением в отношении передаваемого в аренду незарегистрированного недвижимого имущества, сохраняются. При этом в случае одностороннего отказа концедента от исполнения концессионного соглашения концедент также имеет право расторгнуть в одностороннем порядке договор аренды, предметом которого является незарегистрированное недвижимое имущество, переданное концессионеру ранее в соответствии с таким концессионным соглашением (ч. 3 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Проблема:

Необходимо отметить, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее 1 года, подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ). При этом договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 433 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, передача в аренду незарегистрированного недвижимого имущества на срок действия концессионного соглашения не менее 1 года сопряжена с рисками отказа в гос.регистрации такого договора аренды и квалификации договора аренды незаключенным (включая инвестиционные риски, связанные с вложением инвестиций в имущество, права на которое не оформлено).

В.   Обременение объекта незарегистрированного недвижимого имущества считается возникшим со дня включения в перечень незарегистрированного недвижимого имущества, опубликованный в Реестре, отметки о наличии обременения такого объекта (часть 12 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Проблема:

Обращает на себя внимание то, что указанное положение не согласуется с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которому право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации (в т.ч. обременения), возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ).

Полагаем, что подобная неоднозначность в решении вопроса о моменте возникновения обременения Объекта незарегистрированного недвижимого имущества правами концессионера может иметь своим результатом трудности толкования и применения названных положений в правоприменительной практике.

  1. Конкретизированы условия установления концессионной платы за пользование Объектами:

а)   установлено, что по концессионному соглашению «может предусматриваться концессионная плата» (ч. 1 ст. 41 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ), что позволяет предположить допустимость заключения концессионного соглашения в отношении Объектов в отсутствие концессионной платы;

б)  закреплена возможность учета при определении размера концессионной платы (и утверждении тарифов для концессионера) неисполненных на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговых денежных обязательств унитарных предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения. Речь идет исключительно об обязательствах по оплате труда, энергетических ресурсов, обязательствах по кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий инвестиционных программ таких организаций, а также об обязательствах по уплате налогов и сборов в случае, если срок между датой возникновения соответствующих долговых обязательств и датой принятия решения о заключении концессионного соглашения составляет более 2-х лет (ч. 2, 3 ст. 41 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Негативные аспекты и риски:

  1. Вводятся запреты в отношении:

а)  заключения концессионных соглашений одновременно в отношении нескольких видов объектов коммунальной инфраструктуры, а также заключение концессионных соглашений в отношении такого имущества и других объектов концессионного соглашения, предусмотренных статьей 4 Закона о концессионных соглашениях (ч. 21 ст. 39 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Справочно:

Действующая до 01 января 2017 года редакция Закона о концессионных соглашениях (ч. 5 ст. 4) запрещает заключение концессионного соглашения в отношении нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Данное нормативное положение вызывало на практике проблемы, связанные с его применением и толкованием.

Новая редакция Федерального закона, вступающая в силу с 01 января 2017 года, также, по нашему мнению, может иметь своим результатом трудности в правоприменении в связи с неопределенностью «видов объектов коммунальной инфраструктуры».

б)  передачи концессионером прав владения и (или) пользования Объектами, передаваемыми концессионеру по концессионному соглашению, в том числе передача таких Объектов в субаренду;

в) передачи Объекта концессионного соглашения в собственность концессионера и (или) иных третьих лиц, в том числе в порядке реализации преимущественного права на выкуп имущества, переданного в соответствии с концессионным соглашением;

Справочно:

Действующий концессионный режим допускает передачу концессионером с согласия концедента объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру имущества в пользование третьим лицам (п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона о концессионных соглашениях), а также предусматривает преимущественное право концессионера на выкуп объекта концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ч. 4 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).

г)  передачи прав по концессионному соглашению в отношении Объектов в доверительное управление (ч. 7 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

  1. Дополнены существенные условия концессионного соглашения в отношении Объектов (ч. 1 ст. 42 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):

а)   обязательствами концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в срок, равный 1 году с даты вступления в силу концессионного соглашения;

б)  условием о возможности переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством РФ соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 291-ФЗ, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

  1. Скорректированы условия допустимости заключения концессионного соглашения без конкурса в порядке т.н. «трансформации» договора (договоров) аренды в отношении Объектов (ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):

а)   в концессию могут быть переформатированы договоры аренды, заключенные в установленном законом порядке до 1 января 2015 года;

Справочно:

Действующая редакция Закона о концессионных соглашениях допускает трансформацию в концессию договоров аренды в отношении Объектов, заключенных до 1 января 2010 года (ч. 2.1 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях).

б)  введено новое условие переформатирования аренды в концессию:                 отсутствие

подтвержденной вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанной обеими сторонами договора аренды задолженности по арендной плате за имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения концессионного соглашения.

Важные уточнения:

А. Действие договоров аренды прекращается с момента подписания концессионных соглашений (ч. 2 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Б. Заключаемое концессионное соглашение в отношении Объектов может предусматривать увеличение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором (договорами) аренды, в случае, если такое увеличение инвестиционных обязательств обосновано в схеме теплоснабжения или в схеме водоснабжения и водоотведения и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы в установленном Правительством РФ порядке с органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством РФ в сфере регулирования цен (тарифов) (ч. 4 ст. 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

  1. Дополнены требования к решению концедента о заключении концессионных соглашений в отношении Объектов и к конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении Объектов.

Так, решение концедента должно содержать, в т.ч.:

а)   перечень и состав долговых обязательств унитарных предприятий, учреждений, определяемые в соответствии с положениями части 2 статьи 41 Закона о концессионных соглашениях;

б)  права и обязанности, осуществляемые субъектом РФ, участвующим в концессионном соглашении в качестве самостоятельной стороны (ч. 1 ст. 45 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

Конкурсная документация включает, в т.ч., состав и описание незарегистрированного недвижимого имущества, передаваемого в составе объекта концессионного соглашения, включая копии документов, подтверждающих факт и (или) обстоятельства возникновения у концедента права владения и (или) пользования данным незарегистрированным недвижимым имуществом. Перечень таких документов должен быть утвержден Правительством РФ (п. 15 ч. 1 ст. 46 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ).

  1. Уточнены условия передачи в концессию без проведения торгов бесхозяйных Объектов, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения, выявленных в течение срока реализации концессионного соглашения (части 5, 6 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях в редакции ФЗ):

В этом случае не допускаются:

Важно: Передача указанных объектов в концессию не должна приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Изменения в общем концессионном режиме

Кроме того, следует отметить важные изменения в общем концессионном режиме (действующем в отношении всех объектов концессионных соглашений):

  1. Закреплена возможность осуществления уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе на предмет соблюдения сторонами концессионного соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, содержащихся в концессионном соглашении, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения. Порядок проведения указанного мониторинга должен быть утвержден Правительством РФ (часть 6 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

  2. Установлены требования к порядку определения размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельными участками, предназначенными для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, исходя из обязательных платежей, установленных законодательством РФ и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения (пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях в новой редакции).

  3. Факультативные (несущественные условия) концессионного соглашения дополнены обязательствами концессионера по возмещению расходов концедента на организацию конкурса на право заключения концессионного соглашения и подготовку конкурсной документации (п. 17 ч. 2 ст. 10).

 Примечание:

*См. пояснительную записку к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1099492-6, дата обращения 03.07.2016).

Все статьи рубрики Экономика и управление

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45) , №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48).

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее