Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Мировой опыт энергосбережения >> >> Архив номеров

Анонсы

22.06.17 10-13 июля ИННОПРОМ: Индия становится постоянным участником мероприятия подробнее >>>

19.06.17 28 июня в Москве пройдет круглый стол на тему «Умная инфраструктура «Энерджинет» как будущее российской экономики» подробнее >>>

14.06.17 16 июня 2017 года в Астане состоится Международная конференция «Новая энергетика: инвестиции и партнерства» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

22.06.17 «Концепция развития электроэнергетического рынка на основе новых технологий» представлена для обсуждения подробнее >>>

22.06.17 Исследование "Перспективы ветроэнергетического рынка в России" подробнее >>>

16.06.17 IRENA предложила России вложить $300 млрд в отказ от нефти и газа (статья) подробнее >>>

06.06.17 Закрываем вопрос об открытых системах теплоснабжения (статья) подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 2 (44) за 2016 г

Скачать номер в формате pdf (5851 kБ)

О политике энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЕС



Рубрика: Мировой опыт энергосбережения
Автор: С.Т. Касюк

к.т.н. С.Т. Касюк, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий УралГУФК, г. Челябинск

В статье дан анализ политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Европейском союзе. Рассмотрены директивы ЕС в этой сфере начиная с 1993 г. Проанализированы основные положения Директивы 2012/27 об энергосбережении и «Плана энергетической эффективности 2011». Описана проблема реализации политики ЕС в этой сфере в рамках метода открытой координации.

 

О политике энергосбережения в Евросоюзе

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности является приоритетным направлением политики Европейского союза (ЕС), реализация которой способствует созданию конкурентоспособной и энергетически независимой экономики, снижению воздействия на окружающую среду и охране климата.

Как показано в работе [1] реальные действия на уровне ЕС по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности начались с 1998 г., когда Совет Европы в резолюции от 7 декабря [2] одобрил стратегию об энергетической эффективности. До этого единственным реальным действием ЕС в данной сфере было учреждение в 2003 г. программы «SAVE» [3].

Политика ЕС в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности связана с принятием в 2007 г. «Пакета мер по климату и энергетике» («Стратегия 20-20-20») [4], в соответствии с которым предлагается к 2020 г. на 20% повысить энергоэффективность, а также довести долю потребления энергии, произведенной из возобновляемых источников, до 20% и на 20% по сравнению с уровнем 1990 г. снизить выбросы углекислого газа в атмосферу.

С вступлением в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2014 г. энергосбережение и энергетическая эффективность получили закрепление в первичном праве ЕС, а именно в разделе «Энергия». Согласно ст. 194 Договора о функционировании ЕС [5] политика ЕС в энергетической сфере ставит одной из целей в духе солидарности между государствами-членами содействие энергетической эффективности и экономии энергии, а также развитию новых и возобновляемых видов энергии.

Законодательная база ЕС в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на директивах, разрабатываемых Еврокомиссией и утверждаемых Европейским парламентом и Советом Европы. Директивы обязывают страны – члены ЕС добиваться конкретных результатов в сфере энергопотребления, не ограничивая пути и способы их достижения [6].

 

Директивы ЕС

Первая директива ЕС по энергетической эффективности – Директива 93/76 об ограничении эмиссии углекислого газа путем повышения энергетической эффективности [3] – была принята в 1993 г. и обязывала страны – члены ЕС принять и реализовывать программы по следующим вопросам: энергетические обследования зданий; расчет платы за отопление, кондиционирование и горячее водоснабжение в соответствии с фактическим потреблением; стороннее финансирование инвестиций в энергетическую эффективность в общественной сфере; теплоизоляция новых зданий и сооружений; регулярная проверка отопительных котлов; энергетические балансы на предприятиях с высоким потреблением энергии [7].

Новая Директива 2006/32 от 5 апреля 2006 г. об эффективности конечного использования энергии и энергосервисных услугах [8] отменила действие Директивы 93/76 и предписывает государствам – членам ЕС составление планов действий в области энергетической эффективности, содержащих конкретные программы и меры. К 2015 г. государства – члены ЕС должны установить юридически необязательный национальный целевой показатель энергосбережения (national indicative energy saving target), составляющий 9% от величины среднегодового объема потребления энергии в стране за последние пять лет и рассчитываемый в абсолютной величине в ГВт×ч. Достижение данного показателя планируется путем предоставления энергосервисных услуг и реализации других мер по повышению энергетической эффективности, однако предельный срок его достижения в этой Директиве не обозначен. Энергосбережение на национальном уровне в сравнении с национальным целевым показателем энергосбережения оценивается с 1 января 2008 г.

Меры по повышению энергетической эффективности, осуществляемые в государствах – членах ЕС, должны приводить к энергосбережению, которое можно точно измерить и проверить в соответствии с общей схемой измерения и проверки энергосбережения (general framework for measurement and verification of energy savings), приведенной в Директиве 2006/32. Государственный сектор должен служить примером для внедрения мер, повышающих эффективность энергопотребления.

Директива 2009/28 о стимулировании использования энергии из возобновляемых источников [9] устанавливает обязательные государственные цели по достижению общей доли энергии из возобновляемых источников от энергопотребления в целом и доли энергии из возобновляемых источников в транспортной сфере. В среднем эта Директива предписывает увеличить долю использования возобновляемых источников энергии на 10% от общей структуры потребления первичной энергии [6].

Директива 2009/125 о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляющей продукции [10] устанавливает правовые рамки для требований ЕС к экодизайну энергопотребляющей продукции с целью обеспечения свободного движения данной продукции на внутреннем рынке. Данная Директива допускает разработку экологических нормативов на всю продукцию, за исключением той, изготовление которой требует наивысшего объема потребления энергии – средств транспорта (автомобилей и самолетов) [7]. Чтобы засвидетельствовать, что продукция соответствует требованиям этой Директивы, производитель должен осуществить маркировку продукции буквами «CE». Когда все требования документов, регулирующих экодизайн, будут выполнены, ЕС получит экономию в 377 ТВт, что составляет 10% от общего потребления электроэнергии странами – членами ЕС [6].

Принятие Директивы 2009/125 привело к появлению целого ряда дополнительных актов по вопросам снижения энергопотребления, однако требования этой Директивы имеют достаточно общий характер и в большей степени направлены на регулирование внутреннего рынка, чем на энергосбережение [7].

Директива 2010/30 об указании на маркировке и в информации о продукте сведений о потреблении энергии и других ресурсов [11] устанавливает правила относительно информации о продукте о потребляемой энергии или других ресурсов. Энергетическая маркировка продукции имеет семь классов – от А до G. Только лучшая в своем классе продукция может быть промаркирована с использованием эколейбла [6].

Директива 2010/31 по энергопотреблению зданий [12] заменившая устаревшую Директиву 2002/91, требует от государств – членов ЕС определения минимального уровня энергетической эффективности для новых зданий и сооружений, который необходимо учитывать до начала строительства. Существующие здания, строительные конструкции и секции зданий, которые подвергаются капитальному ремонту, также должны соответствовать таким минимальным требованиям, которые распространяются и на системы отопления и кондиционирования, водонагреватели и освещение [7].

При реконструкции зданий обязательно должны предприниматься меры по увеличению энергетической эффективности и по возможности применяться технологии, использующие возобновляемые источники энергии [6].

К 31 декабря 2020 г. все новые здания должны соответствовать требованиям почти нулевого энергопотребления, а новые здания, которые занимают органы государственной власти, – после 31 декабря 2018 г. Под зданием с почти нулевым энергопотреблением (nearly zero-energy building) в Директиве 2010/31 понимается здание, которое имеет очень высокую энергетическую эффективность с близким к нулю или очень низким уровнем энергопотребления, покрываемым в значительной степени из возобновляемых источников энергии. Основа расчета энергетических характеристик зданий дана в приложении к этой Директиве, при этом определение численного показателя потребления первичной энергии, выраженного в кВт/м2 в год, для зданий с почти нулевым энергопотреблением остается за каждой страной – членом ЕС, что объясняется национальными, региональными и местными условиями.

Директива 2010/31 предписывает создание системы энергетической паспортизации зданий и сооружений (system of certification of the energy performance of buildings). Энергетический паспорт (energy performance certificate) должен содержать показатели энергетической эффективности, минимальные требования энергетической эффективности и практические рекомендации по повышению энергетической эффективности. Энергетическая паспортизация и энергетический аудит должны осуществляться независимо квалифицированными и аккредитованными специалистами.

Системы отопления и кондиционирования зданий подлежат регулярным проверкам на соответствие требованиям энергетической эффективности. Отчет с результатами проверки передается владельцу или арендатору здания и должен содержать рекомендации о повышении энергетической эффективности проверяемой системы.

Для общественных зданий с общей полезной площадью более 500 м2 информация об энергетическом паспорте должна быть общедоступна. При продаже или аренде здания энергетический паспорт должен передаваться покупателям или арендаторам. Срок действия энергетического паспорта не превышает 10 лет.

В 2011 г. для цели увеличения экономии энергетических ресурсов путем принятия конкретных законодательных мер ЕС принял «План по энергетической эффективности 2011» [13], включающий задачи снижения энергопотребления в промышленности и жилищном секторе, увеличения темпов реконструкции жилых и общественных зданий, стимулирования использования приборов учета энергетических ресурсов и др. Однако, как показано в работе [1], данный план не содержит обязательных нормативов и во многом повторяет ранее реализуемые меры.

Директива 2012/27 об энергетической эффективности [14] отменила Директиву 2006/32 и изменила Директивы 2009/125 и 2010/30. Директива 2012/27 устанавливает общие рамки мер, способствующих повышению энергетической эффективности в Европейском Союзе к 2020 г. на 20% и дальнейшему повышению энергетической эффективности после указанной даты. Данная Директива являлась первым нормативным актом, предусматривающим комплексный подход к политике энергосбережения на всех стадиях производства, трансформации и потребления энергии. До этой поры в ЕС существовали только нормативные документы по отдельным аспектам энергетической эффективности [1].

Директива 2012/27 устанавливает правила, разработанные для устранения барьеров на энергетическом рынке и преодоления несовершенств рынка, а также предусматривает установление ориентировочных национальных целей энергетической эффективности к 2020 г.

В Директиве 2012/27 установлена четкая юридически обязательная цель для ЕС в целом – к 2020 г. первичное потребление энергии не должно превышать 1474 млн т н.э. (нефтяного эквивалента), а конечное – 1078 млн т н.э. Однако в данной Директиве не предусмотрено распределение обязательств между государствами – членами ЕС. Каждая страна ЕС должна предоставить национальный план действий по энергетической эффективности, в котором указаны количественные обязательства по потреблению энергии к 2020 г., и предполагается, что суммирование национальных обязательств даст целевые значения для ЕС в целом [1].

Основные нововведения, содержащиеся в Директиве 2012/27, следующие [1]:

1) стимулирование поставщиками энергии своих клиентов к реализации мер энергосбережения и ежегодного сокращения потребления на 1,5%;

2) введение обязательного норматива переоборудования государственных зданий, в соответствии с которым 3% общей площади, принадлежащих и занимаемых центральным правительством, должны быть ежегодно реконструированы по новым энергосберегающим стандартам;

3) включение энергетической эффективности в число критериев, используемых при проведении государственных закупок;

4) обеспечение доступности энергетического аудита для всех конечных потребителей энергетических ресурсов;

5) введение обязательного энергетического аудита для крупных компаний (по меньшей мере, один раз каждые 4 года);

6) внедрение на предприятиях систем энергетического менеджмента;

7) стимулирование использования интеллектуальных систем измерения потребления энергетических ресурсов;

8) стимулирование развития систем комбинированного производства электрической и тепловой энергии.

Помимо указанных директив и «Плана по энергетической эффективности 2011» политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ЕС включает еще несколько инструментов, например:

1) «Дорожную карту ЕС по переходу к конкурентной низкоуглеродной экономике в 2050 году» (март 2011) [15], устанавливающую ключевые показатели по снижению воздействия на окружающую среду и созданию эффективной и низкоуглеродной экономики;

2) программу «Энергетически разумной Европы» [16] по обучению энергосбережению;

3) программу «Energy Star» [17] по добровольной маркировке энергосберегающего оборудования (при этом оборудование, закупаемое для государственных нужд, должно обязательно соответствовать стандарту «Energy Star»).

Как следует из работы [1], заложенный в директивах ЕС метод открытой координации не всегда дает ожидаемые результаты. Проблема заключается в том, что часто государства – члены ЕС не предоставляют вовремя национальные планы действий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности либо эти планы содержат пункты, препятствующие достижению целевых показателей энергосбережения, заложенных на уровне ЕС. Комиссия ЕС не имеет никаких реальных средств заставить государства-члены переписывать национальные планы и активизировать реализацию согласованных на уровне ЕС решений.

К числу факторов, сдерживающих политику ЕС в этой сфере можно отнести [1]: экономический кризис, сокращающий инвестиции в энергосберегающие проекты, которые способны дать существенную экономию только в долгосрочной перспективе, и неготовность стран-членов дать ЕС детальные полномочия в сфере энергосбережения.

Можно согласиться с некоторыми авторами, например [7], что нормативные документы ЕС запутаны и написаны чрезмерно технократическим языком, что сказывается на доступности для понимания основных инструментов ЕС в этой сфере.

 

Выводы

  1. Общая политическая и нормативная база в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности ЕС заложена в «Плане по энергетической эффективности 2011» и Директиве 2012/27.
  2. Для реализации политики ЕС в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности государства-члены должны разрабатывать в рамках метода открытой координации национальные планы действий.
  3. Среди наиболее распространенных в ЕС инструментов в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности можно выделить: обязательные стандарты энергетической эффективности, энергетическую паспортизацию, энергетические аудиты, энергетический менеджмент, энергосервис, стимулирование спроса на энергоэффективные товары.

 

Литература

  1. Кавешиков, Н.Ю. Политика Европейского Союза в области энергосбережения / Н.Ю. Кавешиков // Вестник МГИМО-Университета. – 2014. – № 4. – С. 109 – 115.
  2. Council Resolution of 7 December 1998 on energy efficiency in the European Community.
  3. Council Directive 93/76/EEC of 13 September 1993 to limit carbon dioxide emissions by improving energy efficiency (SAVE).
  4. The 2020 climate and energy package. –
    http://ec.europa.eu/clima/policies/package/index_en.htm.
  5. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 698 с.
  6. Сеппанен О. Повышение энергоэффективности. Законодательство ЕС / О. Сеппанен // Электронный журнал «Здания высоких технологий». – 2013 г. – Лето 2013. – С. 10 – 22. – http://zvt.abok.ru/issues/11.
  7. Кремер, Л. Политика и право охраны климата в Европейском союзе / Л. Кремер // Модернизация законодательства Европейского союза об охране климата и энергосбережении: Сб. науч. тр. / РАН. ИГП. Сектор эколого-правовых исслед., ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отдел правоведения; Отв. ред. Дубовик О.Л, Алферова Е.В. – М.: 2014. – С. 10 – 42.
  8. Directive 2006/32/EU of the European Parliament and of the Council of 5 April 2006 on energy end-use efficiency and energy services and repealing Council Directive 93/76/EEC.
  9. Directive 2009/28/EC of the European Parliament and of the Council of 23 April 2009 on the promotion of the use of energy from renewable sources and amending and subsequently repealing Directives 2001/77/EC and 2003/30/EC.
  10. Directive 2009/125/EC of the European Parliament and of the Council of 21 October 2009 establishing a framework for the setting of ecodesign requirements for energy-related products.
  11. Directive 2010/30/EU of the European parliament and of the Council of 19 May 2010 on the indication by labelling and standard product information of the consumption of energy and other resources by energy-related products.
  12. Directive 2010/31/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings.
  13. Communication from the Commission. Energy Efficiency Plan 2011. COM(2011) 109 final.
  14. Directive 2012/27/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on energy efficiency, amending Directives 2009/125/EC and 2010/30/EU and repealing Directives 2004/8/EC and 2006/32/EC.
  15. Roadmap for moving to a low-carbon economy in 2050. – http://ec.europa.eu/clima/policies/roadmap/index_en.htm.
  16. Intelligent Energy Europe. – http://ec.europa.eu/energy/intelligent/.
  17. EU ENERGY STAR. – http://www.eu-energystar.org.

 

Сокращенный вариант статьи был опубликован в журнале «Известия высших учебных заведений.
Проблемы энергетики» за 2015 г., № 9-10.

Все статьи рубрики Мировой опыт энергосбережения

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44) , №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47).

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее