Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
в Яndex
Главная >> Архив номеров >> Учет энергоресурсов >> >> Архив номеров

Анонсы

06.12.17 14 декабря пройдет заседание Рабочей группы по разработке предложений для внесения изменений в Правила и Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя подробнее >>>

01.12.17 7 декабря Круглый стол "Опыт и перспективы применения теплонасосных установок в России" подробнее >>>

23.11.17 29 ноября в Москве состоится круглый стол на тему «Критерии эффективности проектов модернизации ТЭЦ» подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

06.12.17 Эксперты обсудили критерии эффективности проектов модернизации ТЭЦ подробнее >>>

01.12.17 Создание крупных систем альтернативной энергетики: из опыта Финляндии // статья подробнее >>>

13.11.17 Юбилейный 50-й выпуск журнала "ЭНЕРГОСОВЕТ" посвящен конференции "Теплоснабжение-2017. Функционирование в новых условиях" подробнее >>>

07.11.17 Страна поставлена "на счётчик" // видео подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 2 (44) за 2016 г

Скачать номер в формате pdf (5851 kБ)

Учет энергоресурсов. Региональный опыт, проблемы и пути решения



Рубрика: Учет энергоресурсов
Автор: А.А. Минаков, А.А. Кушнаренко

 

К.т.н. А.А. Минаков, генеральный директор ЗАО «Промсервис», г. Димитровград
А.А. Кушнаренко, коммерческий директор, ЗАО «Промсервис»,
г. Димитровград

На основе практического опыта рассматриваются основные проблемы организационного и финансового характера, возникающие при установке приборов учета (в рамах 261-ФЗ) в различных регионах.

ЗАО «Промсервис» – производитель приборов учета (ПУ), контроллеров регулирования и систем диспетчеризации. На базе собственных приборов изготавливаются узлы высокой степени готовности к монтажу. Предприятие участвует в проектах энергосбережения, внедряя учет и регулирование.

Федеральный Закон 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» определяет порядок его выполнения и способы реализации:

Ниже представлен опыт работы нашего предприятия в рамках данного ФЗ и достигнутые результаты в различных регионах.

 

Ульяновск

Несмотря на то, что по требованию ФЗ № 261 приборы учета должны устанавливать своими силами и на свои средства УК или РСО, ни те, ни другие это не сделали. В результате переговоров с участием администрации города пришли к другой схеме.

В 2012 г. были заключены тройственные договоры по 506 объектам на весь комплекс работ с рассрочкой платежа на 5 лет. Со стороны заказчика подписали теплоснабжающие организации города: УМУП «Городской теплосервис» и УМУП «Городская теплосеть». Со стороны представителя собственника жилья – УК. Исполнитель и, соответственно, инвестор – ЗАО «Промсервис» совместно с ЗАО «Взлет» (рис. 1).

 

Рис. 1. Модель договорных отношений в Ульяновске.

 

Прочие условия по договору:

Какие были проблемы:

Вывод: данный проект стал примером достаточно эффективного выполнения ФЗ № 261. РСО и УК своих денег не потратили, а требования закона по установке ПУ в срок – выполнены. Для инвестора проект будет приносить прибыль с 2016 г. При наличии гарантий платежей через РИЦ и возможности кредитоваться под договор, возможно тиражирование проекта в любом регионе.

 

Елабуга

В 2011 г. собственником РСО «Елабужское Предприятие Тепловых сетей» (ЕПТС) стал «КЭР-Холдинг» г. Казань. Компанией была разработана программа превращения убыточного предприятия в прибыльное, которая была рассчитана на несколько лет и включала в себя:

Наше предприятие участвовало в данной программе и как инвестор, и в части установки ИТП и диспетчеризации. Всего было установлено 88 ИТП. В состав ИТП входили:

В домах без подвалов ИТП устанавливались рядом с домом в специальных утепленных контейнерах (рис. 2).


 Рис. 2. Схема установки ИТП в контейнере.

 

Оплата по факту сдачи-приемки в эксплуатации с оставлением около 1% средств у Заказчика на 5 лет, как залога обслуживания.

Вывод. Реализация проекта позволила существенно повысить эффективность работы ЕПТС (рис. 3-5, таблица):

  1. Улучшены технологические и экономические показатели РСО:
  1. Повышено качество оказания услуг населению. Количество вопросов и жалоб к работе систем отопления и ГВС сократились значительно.
  2. Повышены требования к качеству холодной воды.
  3. Внедрена система диспетчеризации – как неотъемлемая часть любых инноваций в сфере ЖКХ, которая позволяет повысить качество управления, сделать прозрачной продажу-покупку тепловой энергии и воды и обеспечивает повышение эффективности процессов ресурсоснабжения. Информация о режимах работы ИТП и сетей в целом стала доступна в реальном времени для РСО, УК и Администрации города (глава, департамент ЖКХ, жилищная инспекция).

Рис. 3. Динамика изменений потерь тепловой энергии за 2011-2013 гг., тыс. Гкал.


Рис. 4. Динамика изменений расхода воды за 2011-2013 гг., тыс. м3.


Рис. 5. Обращения граждан за осенне-зимние периоды.

 

Альметьевск

В Республике Татарстан, к началу действия ФЗ № 261, ситуация с установкой ПУ была лучше, чемв других регионах страны. Некоторые города докладывали об оснащении ПУ 50-70% жилого фонда и завершении работ по бюджетным объектам. Кроме этого закона в Республике Татарстан умело пользовались Постановлением Правительства от 18.12.2008 г. № 960 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009-2011 годы» в котором определены предельные стоимости и стандарты за капитальный ремонт (в 2011 г. эта сумма составляла 5,6 руб./м2). Собранные средства перечислялись ежемесячно, аккумулировались и могли быть использованы для решения нужд собственников жилья, в т.ч. на ремонт систем тепловодоснабжения здания и установку ПУ. Заказчиками работ были РСО или УК, которые не только устанавливали ПУ, но и более значительно реконструировали и сети, и тепловые пункты.

ОАО «Альметьевские Тепловые Сети» (АПТС) поставило себе задачи перевода сетей на закрытую схему, реконструкцию тепловых пунктов с установкой ИТП и, соответственно, приборов учета. Работы выполнялись в жилых домах и бюджетных учреждениях на протяжении нескольких лет с 2010 по 2014 гг. с привлечением лизинговых, кредитных и собственных средств.

Наша организация участвовала в программе в разные годы, как поставщик ИТП, так и подрядчик всего комплекса работ. Требования к составу оборудования, объемам работ и качеству были высокими. Оборудование поставлялось в виде блочных модулей.

 

Тамбов

Инициатор работ – администрация города, была намерена выполнить ФЗ № 261 и установить максимальное количество узлов учета. У РСО не было ни средств, ни персонала для реализации.

Несколько производителей приборов учета подключились к переговорам. Производителей (и нас в т.ч.) не устраивала рассрочка на 5 лет. Путем переговоров между сторонами было достигнуто соглашение.

Конкурсами, а потом и договорами будет прописан срок расчетов – 5 лет, а потом будет проведена работа с собственниками жилья о добровольном сокращении этого срока до 1-3 лет. Помощь в работе с жителями оказали УК. Сначала было сложно убедить жителей. Потом появились первые сданные узлы, первые квитанции, доводы об экономии и доверие к Исполнителю. Появился интерес к расчету в короткие сроки и были подписаны Протоколы собраний по сокращению сроков расчетов. Работа по данной схеме продолжается и сейчас.

Основной проблемой, тормозящей выполнение 261-ФЗ, по мнению авторов, является отсутствие эффективной схемы кредитования и гарантий для инвестора. Выдавать кредитные средства под договор банки не желают. Брать кредиты под коммерческие проценты, а возмещать по ставке рефинансирования экономически не оправдано. Во всех последующих проектах наше предприятие стремились сократить долю финансового участия в затратах и к сокращению срока расчетов.

 

Другие объекты

В 2013 г. был заключен Договор подряда на 90 объектов в г. Мегион, заказчик – МУП «Тепловодоканал». Оплата производилась в течение 2 лет. На сегодняшний день работы выполнены, расчеты произведены на 90%.

В том же году в Йошкар-Оле был заключен договор с ООО «Марийкоммунэнерго» на установку 131 узлов учета со сроком оплаты в течение 5 лет. Монтажные работы были выполнены в течение 1 года, но заказчик сильно отставал от графика платежей по своим внутренним проблемам. После претензионной деятельности вышли в график оплат.

Имеется ряд городов, где РСО выполняли работу самостоятельно. Туда ПУ поставлялись россыпью или виде узлов высокой готовности (измерительные участки, шкафы связи, диспетчеризации). Например, г. Казань (2012-2013 гг., МУП «Казанский Энергосервисный Центр», ООО «Капснаб», более 500 УУ), г. Урай (2013 г., ООО «Урай Теплоэнергия», 110 УУ), Пятигорск (2014 г., ООО «ПятигорскТеплосервис, более 62 УУ).

 

Выводы

  1. Выполнение ФЗ № 261 в части установки приборов учета в основном зависит от предприятий, на которые возложена организация учета энергоресурсов, т.е. на ресурсоснабжающие организации.
  2. Условия финансирования работ по учету энергоресурсов сложные и очень затрудняют выполнение работы.

 

Литература

  1. Жуков В.К. «Экономическая эффективность массового внедрения ИТП в городе Елабуга». Доклад на Международной научно-практической конференции «Энергосбережение. Диагностика-2014».

 

Все статьи рубрики Учет энергоресурсов

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44) , №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50).

Статьи по темам

Энергетика (8) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (20) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (5) ,
Энергоменеджмент (4) ,
Энергоэффективные здания (0) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (129) ,
Теплоснабжение (68) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (45) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (41) ,
Новые технологии (45) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2017
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей

Регулятор отопления для зданий для устранения перетопов подробнее