Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (8) за 2010 г

Скачать номер в формате pdf (2012 kБ)

Городская целевая программа «Энергосбережение в городе Уфа на 2009-2013 гг. и на перспективу до 2020 года» – основа энергетической стратегии мегаполиса



Рубрика: Экономика и управление
Автор: Ю.Ф. Тихоненко, Е.Г. Гашо, Е.В. Бовтрикова, Р.И. Озеров, С.А. Скрипченко
 

Ю.Ф. Тихоненко, Е.Г. Гашо, к.т.н.,
Е.В. Бовтрикова, к.т.н.,
Р.И. Озеров, С.А. Скрипченко
Всероссийский научно-исследовательский
и проектный институт энергетической промышленности «ВНИПИэнергопром»
(совместно со специалистами Южно-Уральского филиала ОАО «ВНИПИэнергопром»,
АНО «Центр энергосбережения Республики Башкортостан»,
представителями администрации городского округа «город Уфа», Республика Башкортостан)
 

 

В соответствии с п. 69 «Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 1830-р (полный текста документа можно скачать на портале по энергосбережению ЭнергоСовет.ру (http://www.energosovet.ru/) - прим. ред.), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны до 1 августа 2010 г. разработать региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Республика Башкортостан занимает лидирующую позицию по вопросам энергосбережения. Правительством Республики Башкортостан уже в 2008 г. было выпущено распоряжение, в соответствие с которым органам исполнительной власти Республики Башкортостан необходимо утвердить программы мероприятий по энергосбережению, обеспечить планомерное снижение потребления энергетических ресурсов. Заказчиком городской целевой программы «Энергосбережение в городе Уфе на 2009-2013 годы и на перспективу до 2020 года» (далее Программа, ознакомиться с данным документом можно по ссылке: http://www.energosovet.ru/npb1197.html   - прим. ред.) выступила администрация городского округа «город Уфа» Республики Башкортостан, сориентировав ее на самые важные для города отрасли: жилищный фонд, социальную сферу и муниципальные предприятия. Разработал Программу Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности «ВНИПИэнергопром».

Уфа сегодня - крупный промышленный и культурный центр России, в котором наблюдается устойчивый рост потребления энергоресурсов. Город ощущает нехватку в свободных электрических и тепловых мощностях, а также в возможности распределения энергии по городу. Дефицит свободных электрических и тепловых мощностей составляет порядка 200-300 мВт. Вместе с тем город имеет значительные резервы экономии энергоресурсов практически во всех сферах жизнедеятельности города. Затраты электроэнергии на обслуживание полезного спроса (собственные и хозяйственные нужды электростанций и подстанций, потери электроэнергии в сетях) высоки и составляют около 20% от общей величины электропотребления. Потери тепловой энергии в тепловых сетях достигают 14,5%. Практически такой же потенциал энергосбережения есть и в промышленности, топливно-энергетическом комплексе города и республики в целом.

Есть серьезные резервы и в конечном потреблении: по тепловой энергии потенциал составляет 20-25%, по электроэнергии 15-20%, по воде 17-22%. Это касается основных затрат энергоресурсов на отопление жилых зданий, горячее водоснабжение населения, отопительно-вентиляционные нужды бюджетных объектов, лифтовое хозяйство, освещение.  

Кроме того, перспективное строительство жилья (в сумме до 31 млн м2 к 2025 г.) и объектов социально-культурной сферы г. Уфы потребует существенных дополнительных мощностей (до 450-550 МВт и 1200-1350 Гкал/час) для надежного обеспечения новых потребителей. Развитие энергосбережения в городе позволит не только в сжатые сроки и с наименьшими затратами высвободить энергетические мощности для обеспечения темпов роста экономики города, но и снизить у населения возрастающие расходы за коммунальные платежи, таким образом энергосбережение имеет еще и социальную направленность.

Особенностью Программы является ее комплексность, согласованность в реализации как технологических, так и организационно-экономических мер и мероприятий. Предлагается не только ряд конкретных мероприятий по энергосбережению для жилищного фонда, социальной сферы и муниципальных предприятий, но и система управления Программой и ее постоянный мониторинг. Важным элементом Программы следует назвать предложения по реализации механизма перераспределения присоединенной  (высвобожденной) мощности на территории г. Уфы.  

Табл. 1. Сводные показатели экономии по г. Уфе в целом

 

Показатель

Ед.

изм.

Объем экономии по годам

2009

2010

2011

2012

2013

всего

1

Суммарная экономия

электрической энергии

млн

кВт×ч

0,02

30,50

37,93

42,87

47,54

158,86

2

Суммарная экономия

тепловой энергии

тыс.

Гкал

1,77

297,90

567,04

674,30

781,57

2322,59

3

Суммарная экономия воды

тыс. м3

68,25

3724,26

4072,02

4282,02

4432,02

16578,57

4

Сокращение потребляемой мощности

МВт

1,76

2,84

3,89

4,94

5,99

13,12

5

Суммарное сокращение выбросов

тыс. т

 

193,17

279,02

364,87

450,73

1287,8

6

Сокращение выбросов

парниковых газов

млн т

 

133,965

193,505

253,045

312,585

893,1

 

Цели Программы: повышение эффективности использования энергоресурсов в городском хозяйстве, создание предпосылок для превращения энергосбережения в привлекательную сферу бизнеса, активное вовлечение потребителей в энерго- и ресурсосбережение, создание условий для рынка перераспределения высвобождаемой электрической мощности.

На основании данных специально разработанных опросных листов был собран и систематизирован материал о потреблении энергоресурсов в жилищном фонде, социальной сфере и муниципальных предприятиях Уфы. Это позволило оценить эффективность использования энергоресурсов и потенциал энергосбережения.

На основании этого анализа сформирована структура и определена динамика общегородского потребления энергоресурсов за 2005-2007 гг. Особенностью энергопотребления г. Уфы является значительная доля промышленности (до 73% электроэнергии и до 46% тепловой энергии). В дальнейшем при отработке механизмов управления Программой в масштабах города, схем привлечения инвестиций, развития рынка энергосервисных услуг администрация г. Уфы может подойти к реализации комплексных задач энергосбережения в энергетическом комплексе, промышленности и других сферах жизнедеятельности города.

Программа сориентирована на самые важные для города области: жилищный фонд, социальную сферу и муниципальные предприятия. Они расходуют 25% электроэнергии, 48% тепловой энергии и 80% воды, и являются основными потребителями, получающими дотации из бюджета.  

 

Энергосбережение в жилых домах

Жилищный фонд г. Уфы составляет 20,5 млн м². Население города по состоянию на 1.01.2008 г. составляет 1028,7 тыс. чел. и является крупным потребителем энергоресурсов и воды. Годовое потребление топливно-энергетических ресурсов населением: 759 млн кВт.час электроэнергии, 5,53 млн Гкал тепловой энергии, 115,4 млн м3 воды. В целом это составляет около 30% общего городского потребления (в условном исчислении). По состоянию на 01.08.08 г. в эксплуатации находится 5601 жилой дом. В процессе работы над Программой собраны и обработаны опросные листы для 5% жилых зданий (282 дома) в 7 районах г.  Уфы. Обследовались жилые дома, наиболее типичные для г. Уфы, 1978-1998 года постройки, исключая дома, запланированные под снос.

По результатам обработки опросных листов получен список мероприятий, которые могут быть внедрены на всех обследованных объектах. Из предложенного перечня мероприятий для массового применения были определены следующие:

  • Модернизация внутриподъездной осветительной системы на основе современных энергосберегающих светильников, светодиодов.
  • Оборудование систем освещения подъездов, лестничных клеток системами автоматического регулирования (датчиками движения, присутствия).
  • Теплоизоляция (восстановление теплоизоляции) внутренних трубопроводов систем отопления и ГВС в неотапливаемых подвалах и на чердаках.
  • Установка автоматизированных узлов регулирования теплопотребления с балансировочными клапанами.

 

Исходя из плановых показателей экономии энергоресурсов и эффективности внедряемых мероприятий, определено количество жилых домов с разбивкой по годам и районам, на которых должны проводиться работы по внедрению энергосберегающих мероприятий.  

Отправным пунктом для реализации энергосберегающих мероприятий является организация учета энергоресурсов. В настоящее время среднее удельное водопотребление на одного жителя г. Уфы составляет 305 л/сут., в том числе по горячей воде - ориентировочно 160 л/сут., по холодной воде - 145 л/сут. Из-за неполного приборного учета расчеты за потребленную воду осуществляются, как правило, по утвержденным нормам, а не за фактическое водопотребление. Установка приборов учета в жилых домах и квартирах (как показывает опыт) позволит снизить до 2012 г. удельное водопотребление на 10-15% без снижения уровня комфортности, кроме того, выявит уровень утечек в сетях и заставит предприятия, эксплуатирующие сети, заниматься устранением утечек.

В качестве примера внедрения энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде г. Уфы можно привести реконструкцию 5-этажного дома по адресу пр. Октября, 106/2. Выполнены следующие мероприятия:

  • надстроены 6,7 этажи (жилая (отапливаемая) площадь увеличена с 3501,4м2 до 4665 м2);
  • произведено утепление наружных стен (пенопласт d=100 мм);
  • произведена замена существующего остекления на современные двухкамерные стеклопакеты;
  • в техническом подполье дома установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП) с погодозависимым узлом управления и теплообменником ГВС, позволяющий контролировать температуру теплоносителя в системе отопления жилого дома в зависимости от температуры наружного воздуха и заданные параметры температуры воды в системе горячего водоснабжения.

Как показал анализ, установка систем регулирования теплопотребления приводит к экономии 27-30% тепла, а проводимое при капитальных ремонтах утепление стен дает дополнительную экономию тепла до 33%.

цель 

 

Энергосбережение в муниципальных предприятиях

Весьма актуальной задачей является внедрение энергосберегающих мероприятий в муниципальных предприятиях города.

По результатам анкетирования 19-ти муниципальных предприятий г. Уфы выявлено, что в 2008 г. 50% предприятий не имели собственные программы энергосбережения. Лишь на одном из предприятий («Уфагаз») за последние 5 лет проводилось энергетическое обследование.

В Программе рекомендовано проведение предварительного энергоаудита для всех муниципальных предприятий и предложен комплекс энергосберегающих мероприятий. Скомплектованы программы энергосбережения для трех предприятий: МУП «Управление электротранспорта городского округа «город Уфа» Республики Башкортостан», МУЭСП «Уфагорсвет» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, МУП «Уфаводоканал».

 

Энергосбережение в учреждениях
социальной сферы

Согласно данным, предоставленным администрацией городского округа «город Уфа» Республики Башкортостан, по состоянию на 01.08.08 г. в эксплуатации находятся:

  • школы (ОУ) вместе с начальными школами - 161;
  • дошкольные учреждения (ДОУ) - 208;
  • лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) - 112 (из них 64 муниципальных, 48 республиканского и федерального значения).

По объектам социальной сферы было проведено анкетирование 5% от общего количества объектов (10 образовательных учреждений (ОУ), 10 дошкольных учреждений (ДОУ), 3 лечебно-профилактических учреждения (ЛПУ)).

Суммарное потребление объектами социальной сферы г. Уфы за 2007 г. согласно данных, предоставленных ООО «Баштеплосбыт» и МУП «Уфаводоканал», составило: тепловая энергия - 300,77 тыс. Гкал (43010,11 т у.т.); вода - 3344 тыс. м3.

вкладка

Потенциал энергосбережения по тепловой энергии составил 35-40%; по электрической энергии с учетом наличия значительной доли электрооборудования в ЛПУ может составить 60%.

Основными мерами, направленными на энергосбережение в объектах бюджетной сферы, должны стать мероприятия по снижению теплопотерь здания и снижение удельного потребления электроэнергии. В зависимости от объема финансирования, в 2010 г. могут быть выполнены следующие мероприятия:  замена ламп накаливания на энергосберегающие светильники на всех видах рассмотренных объектов; замена остекления спортзалов школ; поверка узлов учета тепловой энергии с истекшим сроком поверки.

 

Энергетическая паспортизация и энергетическое обследование

Для обеспечения комплексной реализации Программы необходимым мероприятием является энергетическая паспортизация объектов, которая в 2010 г. будет выполнена на объектах жилищного фонда. Результаты паспортизации служат основой для формирования программных мероприятий на следующий период. Досрочная паспортизация в виде корректировок в действующем паспорте осуществляется по тем домам, в которых проведены мероприятия по энергосбережению или работы по капитальному ремонту и реконструкции.

Энергетическое обследование жилых домов осуществляется для выявления причин повышенного потребления энергетических ресурсов и определения способов снижения этих показателей. Работы по энергетическим обследованиям предусматривают: мониторинг энергопотребления жилых домов, формирование списка жилых домов с наиболее высокими показателями потребления энергоресурсов и непосредственно энергетические обследования жилых домов.

Мониторинг энергопотребления жилых домов реализуется посредством анализа потребления электрической, тепловой энергии и воды в жилых домах с оценкой удельных показателей потребления энергоресурсов (отопления в Гкал на 1 м3, горячее водоснабжение в Гкал на 1 человека в месяц, электроэнергии в кВт.ч на 1 человека в месяц). По итогам годового потребления определяется список жилых домов с самыми высокими показателями удельного потребления энергоресурсов, в этот список включаются жилые дома, у которых выявлены очевидные проблемы с энергоснабжением. Общий список домов утверждается в виде годового плана энергетических обследований. В Программе скомплектован список жилых домов для первоочередного проведения энергетических обследований.

Энергетическая паспортизация должна охватывать все объекты социальной сферы, в первую очередь, учреждения образования и здравоохранения. Работу предложено выполнить в 2010 г. параллельно с работой по жилым домам.

В Программе сформирован график проведения энергетических обследований муниципальных предприятий.  

 

Сокращение потребляемой электрической мощности

Вопрос снижения потребляемой мощности рассматривается как альтернатива строительству новых источников для ликвидации дефицита мощности. Предлагаются к реализации следующие меры:

1. Снижение пикового потребления электроэнергии.

1.1. Пропаганда энергосбережения, направленная на сознательное ограничение потребления электроэнергии населением в пиковые часы. Обращение к населению позволит снизить пик потребления на величину до 10%.

1.2. Перевод отопления различных объектов с традиционных электрообогревателей на электрические отопительные приборы аккумулирующего типа с зарядкой в ночные часы.

1.3. Замена приборов учета электроэнергии у всех групп потребителей на многотарифные с одновременным тарифным стимулированием потребления энергии в ночное время.

1.4. Контроль за качеством отопления в морозные периоды и оперативное устранение причин, вызывающих жалобы потребителей на возникающий дискомфорт, в целях исключения использования электрообогревателей для догрева помещений.

1.5. Изменение графиков начала и окончания работы предприятий, организаций, учреждений.

2. Организация работ по компенсации реактивной мощности у непромышленных потребителей предусматривает замеры величин реактивной мощности и, при необходимости, установку компенсаторов реактивной мощности (КРМ).  

 

Демонстрационные проекты
энергоэффективности

Демонстрационные объекты и зоны высокой энергетической эффективности на территории г. Уфы предложено создать для наглядной демонстрации преимуществ использования эффективной энергосберегающей техники при потреблении энергоресурсов в жилищном фонде, социальной сфере и муниципальных предприятиях. В число демонстрационных объектов включаются разнообразные технологические устройства и системы:

  • замена устаревшей пускорегулирующей аппаратуры (ПРА) на новую в бюджетных учреждениях города;
  • установка энергоэффективных светильников с датчиками движения и электронными ПРА;
  • применение источников энергии на солнечных батареях.

В качестве демонстрационных проектов предложено:

•1.     Внедрение установок, использующих солнечную энергию на опорах наружного освещения.  

•2.     Организация работ по компенсации реактивной мощности включает в себя:

  • замеры величин реактивной мощности у разных потребителей;
  • установку КРМ в сетях 0,4 кВ в бюджетных организациях и на предприятиях комплекса городского хозяйства;
  • создание производства устройств КРМ на предприятиях города;
  • проведение семинаров, курсов, подготовку специалистов.

Отбор пилотных проектов и объектов производится в 2009 г., планируемый срок реализации - с 2010 г.  

 

Пропаганда энергосбережения
в городе Уфе

Пропаганда энергосбережения является важной и неотъемлемой частью Программы. Пропаганда, как показывает мировая практи 

практика, является мероприятием оперативного энергосбережения и эффективной антикризисной мерой, так как направлена на сознательное ограничение потребления электроэнергии населением, особенно в пиковые часы нагрузки.  

 

Механизм перераспределения присоединенной мощности на территории г. Уфы

Целью реализации этого механизма является возможность перераспределения неиспользованного резерва мощности между потребителями. Перераспределению подлежит исключительно присоединенная мощность, выделенная объекту при осуществлении его технологического присоединения к сетям электросетевой организации.  

график

Эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий

Для определения эффективности внедрения энергосберегающих мероприятий (рис.), были рассчитаны различные варианты финансирования по годам реализации Программы. В г. Уфе принят к реализации вариант c наибольшей эффективностью при равных капиталовложениях (базовый вариант).

Очевидно, что чем большее количество мероприятий будет внедрено на начальном этапе реализации программы, тем раньше будет наблюдаться эффект от их внедрения.  

 

Литература:

  1. Байдаков С.Л., Гашо Е.Г. Эффективные системы жизнеобеспечения мегаполисов - основа устойчивого развития государства. Энергетическая политика. 2005 г. № 3.
  2. Башмаков И.А., Папушкин В.Н. Комплексные программы развития ЖКХ. Коммунальный комплекс. 2008. № 9, 10.
  3. Вакулко А.Г., Папушкин В.Н. «Гармонизация» нормативных требований энергосбережения на региональном уровне. Энергосбережение, 1997 г., № 3.
  4. Санеев Б.Г., Соколов А.Д. и др. Методы и модели разработки региональных энергетических программ. - Новосибирск: Наука, 2003 г.
  5. Тихоненко Ю.Ф., Гашо Е.Г. Энергосбережение в Москве: от концепции к городской целевой программе. Энергосбережение. 2008. № 8.

Все статьи рубрики Экономика и управление

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8) , №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей