Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность
Главная >> Архив номеров >> Экономика и управление >> >> Архив номеров

Анонсы

05.12.18 Церемония награждения победителей конкурса «Энергия молодости» состоится 7 декабря. Трое молодых ученых из Москвы получат по 1 миллиону рублей подробнее >>>

29.11.18 Светотехническая Премия «Золотой Фотон» открывает прием заявок на второй сезон подробнее >>>

13.11.18 Бесплатный вебинар о ТИМ в теплоснабжении, которую планируют сделать обязательной для объектов с госфинансированием подробнее >>>

Все анонсы портала

Новое на портале

13.12.18 Опубликован Рейтинг субъектов Российской Федерации по энергоэффективности уличного освещения в 2017 г. подробнее >>>

11.12.18 Два пути развития энергетики России обсудили на конференции Института Адама Смита // СТАТЬЯ подробнее >>>

11.12.18 Насколько Россия готова к переходу на возобновляемые источники энергии // СТАТЬЯ подробнее >>>

21.11.18 Горизонты атома. Энергетика ветра // ВИДЕО подробнее >>>

Все новости портала

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (29) за 2013 г

Скачать номер в формате pdf (3688 kБ)

Предложения для госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в части государственной политики по развитию систем теплоснабжения в России



Рубрика: Экономика и управление
Автор: Аналитический центр при Правительстве РФ

Предложения подготовлены Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации*. Публикуются с учетом представленных дополнений Минэнерго России.


рис.1.По мнению Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, целесообразно создать отдельную подпрограмму в госпрограмме «Энергоэффективность и развитие энергетики»: «Развитие систем теплоснабжения в России».

Ключевыми проблемами теплоснабжения, требующими вмешательства со стороны государства, являются с одной стороны, растущие платежи и тарифы на тепловую энергию для конечных потребителей; с другой стороны, потребители получают услуги низкого качества, что обусловлено недостаточной надежностью функционирования, а также низкой энергетической, технологической и экономической эффективностью действующих систем теплоснабжения. Отсутствие условий для привлечения инвестиций в сектор не позволяет решить данные проблемы без государственного участия.

 

Системные проблемы

1) Несбалансированность нормативной правовой базы по вопросам развития систем теплоснабжения, начиная с федерального уровня и заканчивая уровнем муниципальных образований. Несогласованность и проблемы присутствуют внутри регулирования отрасли: наблюдается ряд неурегулированных вопросов, неоднозначность толкования отдельных норм или их противоречивость на фоне их численной избыточности, не определен ряд необходимых в секторе терминов. Также есть проблемы межотраслевого регулирования: несогласованными являются нормы о теплоснабжении и нормы о горячем водоснабжении, наблюдается несовершенство законодательства в части управления многоквартирными жилыми домами, проблемы вызывает отсутствие баланса между законодательством о теплоснабжении и градостроительными нормами, нормами земельного законодательства. Приведенный перечень не является исчерпывающим.

2) Отсутствие комплексной реализации политики при развитии систем теплоснабжения. Наблюдаются: «точечные» решения проблем; отсутствие государственной стратегии развития отрасли; отсутствие единого центра ответственности за развитие отрасли; отсутствие систематизированного представления о проблемах в секторе в регионах и муниципалитетах. Системы теплоснабжения в муниципальных образованиях развиваются хаотично; зачастую отсутствует единый диспетчерский центр.

3) Несбалансированность в моделях рынка электроэнергии и сектора теплоснабжения: нет агрегированных показателей развития электроэнергетики и теплоснабжения; не учитываются особенности когенерации при работе на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

4) Проблема перекрестного субсидирования: наличие перекрестного субсидирования между группами потребителей электроэнергии и между электрической и тепловой энергией на внутреннем рынке, а также иных видов перекрестного субсидирования искажает реальную цену тепловой энергии. Нерешенность данной проблемы приводит к уходу платежеспособных коммерческих потребителей из систем централизованного теплоснабжения, «котельнизации» страны, повышению тарифов для остальных потребителей. Повсеместного решения данной проблемы не происходит, в том числе по следующим причинам: понятие перекрестного субсидирования в нормативных правовых актах не определено; отсутствуют оценки, произведенные на объективных и прозрачных данных, подтвержденных на государственном уровне.

5) Непрозрачность сферы из-за отсутствия консолидации и систематизации информации. Полная и систематизированная информация по сложившейся ситуации в системах теплоснабжения по России в целом, по отдельным регионам и муниципальным образованиям в настоящее время отсутствует. Есть множество информации; тем не менее, она разрозненна, не согласована между собой. Причины: с одной стороны, органы исполнительной власти получают данные от организаций по множеству форм (некоторая информация направляется одновременно в несколько органов исполнительной власти); с другой стороны, отсутствие единого центра консолидации отчетных данных приводит к тому, что нет возможности в короткие сроки получить объективную и полную информацию.

6) Отсутствие единой научно-исследовательской политики: современное развитие технологий позволяет создавать эффективные и безопасные системы теплоснабжения; тем не менее, на практике не происходит повсеместного внедрения исключительно современных технологий. Не осуществлен переход в нормативно-технических документах по строительству и реконструкции от требований частных технических характеристик к общим требованиям энергоэффективности. При новом строительстве продолжается применение неэнергоэффективных решений. При отсутствии системной научно-исследовательской политики на уровне муниципалитетов затруднительно отслеживать новые технологии, а также оценивать те технологические решения, которые внедряются при обновлении оборудования.

7) Проблема взаимодействия теплоснабжающих организаций с потребителями: у теплоснабжающих организаций отсутствуют стимулы учитывать нужды конечных потребителей; отсутствует система качества. Потребитель тепловой энергии не является равноправной стороной договорных отношений, он вынужден оплачивать и обоснованные, и необоснованные издержки производителей.

8) Дефицит квалифицированных кадров в секторе: проблема стоит особенно остро на уровне субъектов федерации и муниципальных образований. Проблема характерна как для сотрудников регулирующих органов, так и для специалистов теплоснабжающих организаций. Необходимо развитие кадрового потенциала для обеспечения надежности и повышения качества работы систем теплоснабжения на всех этапах процесса производства и передачи тепловой энергии. Без персонала, достигшего определенной степени квалификации, затруднительно внедрять современные технологии, контролировать качество вводимого оборудования, грамотно составлять схемы и контролировать качество готовых схем теплоснабжения.

 

Низкий уровень энергетической эффективности при эксплуатации тепловых сетей

1)   Высокий процент износа: в большей части систем теплоснабжения износ тепловых сетей превышает 60-70%.

2)   Большие потери тепловой энергии: в зависимости от региона потери тепловой энергии разнятся (могут доходить и до 40%); средневзвешенный показатель по России составляет около 15% от произведенной тепловой энергии. Вследствие потерь в некоторых регионах в тепловых сетях теряется вся экономия использования топлива от комбинированной выработки тепловой энергии и электроэнергии на ТЭЦ.

3)   Срок службы заменяемых участков трубопроводов составляет около 5-7 лет. Причиной является низкое качество заменяемых трубопроводов: происходит экономия на материалах, технологических решениях, строительстве, происходит нарушение существующих требований.

4)   Снижение надежности тепловых сетей: увеличивается количество аварий, инцидентов и повреждений тепловых сетей. С 2006 по 2011 гг. количество повреждений тепловых сетей в отопительный сезон выросло в 1,7 раза. Наряду с этим тепловые сети в большинстве случаев не закольцованы и не имеют резервных перемычек на случай аварий. Это приводит к тому, что в результате нарушений в тепловых сетях от систем теплоснабжения отключаются десятки многоквартирных домов.

Гидравлические режимы сетей разрегулированы, что повышает расходы электроэнергии на перекачку теплоносителя.

 

Низкий уровень энергетической эффективности при производстве тепловой энергии: перерасход топлива

1) Нерациональное использование топлива вследствие проблемы «котельнизации»: в Федеральном законе № 190 «О теплоснабжении» заявлен приоритет комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. В настоящее время данный принцип не соблюдается по ряду причин: высокие тарифы в централизованной системе теплоснабжения, снижение качества и надежности оказываемых услуг. Необходимо создание условий, которые дадут стимул потребителям выбирать когенерацию. В случае с теплофикационными мини-ТЭЦ необходимо решение вопросов синхронизации мини-ТЭЦ с централизованными системами электроснабжения (покупка излишков электроэнергии).

2) Состояние генерирующих объектов: в России срок эксплуатации теплогенерирующего оборудования на ТЭС для 52% котлов и 46% турбин составляет от 30 до 50 лет, для 23% котлов и 18% турбин превышает 50 лет.

3) Применяются и продолжают внедряться устаревшие технологии по производству тепловой энергии, что приводит к перерасходу топлива по сравнению с возможными в настоящее время технологическими решениями (в том числе по причине устаревших требований).

 

Проблемы тарифного регулирования

В настоящее время тариф на тепловую энергию формируется по принципу компенсации затрат («затраты плюс»). С одной стороны, наблюдается рост тарифов, платежей населения; с другой стороны, система тарифного регулирования построена таким образом, что у производителей и собственников инфраструктуры нет стимулов для модернизации, но есть стимулы к завышению затрат. Таким образом, потребители оплачивают неэффективность производителей (в первую очередь, потери и содержание аварийных служб).

К основным проблемам тарифного регулирования можно отнести общую несбалансированность и несогласованность регулирования  (цели, ставящиеся на разных уровнях производственного процесса, зачастую противоречат друг другу); отсутствие эффективных механизмов стимулирования энергосбережения и сокращения издержек; непрозрачность ключевых процедур регулирования. Кроме того, проблемой является ориентация текущего регулирования только на индексы изменения тарифов, а не их абсолютную величину.

Необходимо вводить систему ценообразования, которая позволит потребителю получать качественную коммунальную услугу, платить за решения по повышению уровня эффективности систем теплоснабжения. Производитель должен получить тариф, который позволит инвестировать в модернизацию, а также снижать и просчитывать риски инвестиций.

 

Неоптимальное поведение потребителей тепловой энергии (особенно, на уровне ЖКХ и бюджетных организаций)

1) Тепловые потери из-за неудовлетворительного состояния жилищно-коммунального хозяйства: изношенная инфраструктура, здания с недостаточной теплозащитой.

2) Нерациональное потребление тепловой энергии в зданиях. Существующие технологические решения позволяют регулировать потребление тепловой энергии в помещениях (на общедомовом уровне), что позволяет избежать проблем излишнего потребления тепловой энергии.

3) Хронические неплатежи за потребленную тепловую энергию. В ЖКХ высокий уровень неплатежей присутствует на уровне «управляющая компания - теплоснабжающая организация» (при высоком уровне платежей на уровне «граждане - управляющая компания»). Также неплатежи присутствуют и у иных групп потребителей.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы

В соответствии с федеральным законом № 190 «О теплоснабжении» основными приоритетами государственной политики в сфере теплоснабжения являются:

1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

3) обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения;

4) развитие систем централизованного теплоснабжения;

5) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей;

6) обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

7) обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения;

8) обеспечение экологической безопасности теплоснабжения.

 

Помимо представленных принципов предлагается предусмотреть:

1) реализацию принципа прозрачности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения;

2) взаимодействие с потребителями: переход к целевым показателям надежности и качества;

3) сочетание стимулов и ограничений развития систем децентрализованного теплоснабжения в городах с развитой инфраструктурой. Приоритет развития систем централизованного теплоснабжения должен достигаться за счет мер стимулирования.

 

Задачи подпрограммы

1) Создание прозрачной и сбалансированной системы (объективная и полная информация, сбалансированная система нормативных правовых актов вплоть до уровня муниципальных образований). Необходимо добиться максимальной устойчивости функционирования систем теплоснабжения на уровне субъектов федерации и муниципальных образований без вмешательства по операционным вопросам федеральных органов исполнительной власти.

2) Создание условий для модернизации тепловых сетей (с использованием современных и энергоэффективных технологий), в том числе за счет создания условий по повышению инвестиционной привлекательности сферы.

3) Создание условий для модернизации генерирующих мощностей (с использованием современных и энергоэффективных технологий), в том числе за счет создания условий по повышению инвестиционной привлекательности сферы.

4) Создание условий для реализации принципа приоритета комбинированной выработки тепловой и электрической энергии как за счет повышения эффективности загрузки существующих ТЭЦ, так и за счет предоставления возможностей развития мини-ТЭЦ.

5) Достижение «справедливой цены» на тепловую энергию (подход к определению термина требует дополнительного обсуждения).

6) Переход к новому уровню работы на этапе «потребитель - поставщик»: руководство критериями надежности и качества.

 

Предлагаемые индикаторы
(необходимо задать целевые значения)

1) Потери тепловой энергии в тепловых сетях, % и тыс. Гкал/год от отпускаемой с коллекторов тепловой энергии.

2) Доля отпуска тепловой энергии в комбинированном цикле от общего отпуска тепловой энергии всеми источниками тепловой энергии, %.

3) Удельные расходы топлива на отпуск тепловой энергии на источниках тепловой энергии, кг у. т./Гкал.

4) Коэффициент использования установленной тепловой мощности (КИУМ) на источниках тепловой энергии, %.

5) Коэффициент использования топлива (КИТ) на источниках тепловой энергии, %.

6) Удовлетворенность населения надежностью и качеством услуги теплоснабжения (по результатам опросов).

 

Основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы

1) Разработана новая модель теплоснабжения, которая базируется на следующих принципах: метод «альтернативной котельной»; единая теплоснабжающая организация; ответственность теплоснабжающих организаций за нарушение качества и надежности; либерализация договорных отношений на долгосрочной основе.

2) Во всех муниципальных образованиях, для которых есть требование по разработке схем теплоснабжения, приняты и ежегодно актуализируются схемы теплоснабжения.

3) Во всех муниципальных образованиях, для которых есть требование по организации единых теплоснабжающих организаций, они созданы и успешно функционируют.

4) Обеспечена прозрачность сектора; создана сбалансированная система нормативных правовых актов на всех уровнях исполнительной власти.

5) Достигнута экономия топливных ресурсов за счет модернизации сетей и генерирующих объектов, а также перехода к приоритету комбинированной выработки: необходимы оценки.

6) Экономия денежных средств за счет принятых мер: необходимы оценки.

7) Достигнута минимальная дифференциация тарифов на тепло для населения между регионами.

8) Создан Федеральный научно-исследовательский центр по проблемам теплоснабжения и когенерации.

 

Перечень мероприятий

1) Разработка новой модели развития сектора теплоснабжения, основанной на следующих принципах: установление тарифов по методу «альтернативной котельной»; единая теплоснабжающая организация как целевая организация отрасли; ответственность теплоснабжающих организаций перед потребителями за нарушение качества и надежности; поэтапная полная либерализация договорных отношений на долгосрочной основе.

2) Утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов, административных центров и городов федерального значения. Совершенствование рекомендаций и требований к схемам теплоснабжения:

3) Обеспечение прозрачности: создание единой открытой информационно-аналитической системы по вопросам теплоснабжения. Информация детализируется до уровня муниципальных образований. Обеспечение данной меры возможно за счет включения сектора в разрабатываемую государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК):

4) Гармонизация нормативной правовой базы по вопросам развития систем теплоснабжения до уровня муниципальных образований, по вопросам прав и обязанностей участников сектора.

5) Нахождение баланса при регулировании рынков электроэнергии и тепловой энергии.

6) Решение проблемы перекрестного субсидирования между группами потребителей тепловой энергии.

7) Поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии; теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов).

8) Стимулирование к внедрению системы двухставочного тарифа на тепловую энергию для конечных потребителей. Обеспечение выбора между одноставочным и двухставочным тарифами.

9) Определение механизмов поддержки за счет государственного бюджета.

10) Повышение уровня ответственности производителей и потребителей при выполнении условий договорных отношений.

11) Совершенствование механизма адресного субсидирования малоимущих слоев граждан.

12) Создание Федерального научно-исследовательского центра по проблемам теплоснабжения и когенерации: определение источников финансирования, организационной формы, основных функций центра, иных условий и параметров.

13) Разработка и внедрение программ по обучению и повышению квалификации работников в сфере теплоснабжения, в том числе органов исполнительной власти.

14) Нетарифные методы стимулирования потребителей к повышению энергоэффективности (для подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности»):

15) Создание условий для повышения уровня энергоэффективности в системах теплопотребления в зданиях (утепление строительной части зданий, проведение работ по устранению дефектов проекта и монтажа систем отопления). Для подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности».

16) Реализация требования обязательного приборного учета потребляемой тепловой энергии и теплоносителя, а также оперативного контроля фактических тепловых потерь. Для подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности»:

 

*Примечание

Предложения основаны:

 

Все статьи рубрики Экономика и управление

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29) , №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53).

Статьи по темам

Энергетика (18) ,
Энергоэффективное строительство (17) ,
Возобновляемые источники энергии (21) ,
Региональный опыт (3) ,
О работе НП "Энергоэффективный город" (8) ,
Энергоменеджмент (5) ,
Энергоэффективные здания (2) ,
Информация о работе Координационного совета (124) ,
Экономика и управление (135) ,
Теплоснабжение (95) ,
Энергоэффективное освещение (53) ,
Учет энергоресурсов (16) ,
Энергосервис и ЭСКО (47) ,
Электроснабжение (13) ,
Когенерация (4) ,
Мировой опыт энергосбережения (44) ,
Новые технологии (46) ,
Энергетические обследования и энергоаудит (30) ,
Обзор СМИ (5) ,


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2018
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей