Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (23) за 2012 г

Скачать номер в формате pdf (7583 kБ)

Кризис схем теплоснабжения или взлет энергетического планирования на Украине



Рубрика: Теплоснабжение
Автор: В.А. Степаненко
Технология: Стратегия развития генерирующих мощностей (схемное решение для энергосистем)
Эффект от внедрения:
- для объекта введение в эксплуатацию нового более энергоэффективного оборудования;
- для муниципального образования улучшение качества и надежности тепло- и электроснабжения, снижение тарифов для потребителей.
Объекты внедрения: Промышленность, Котельные, РТС, КТС, ТЭЦ.

В.А. Степаненко, главный редактор электронного журнала ЭСКО, г. Запорожье, Украина

 

Я как бы под дамокловым мечом. Тяжелый меч.
Готовый оборваться со слабой нитки.
И пронзить насквозь,
Лежи под ним. Уж грудь обнажена.
Душа обнажена, чтобы одежды,
Чтобы иная крепкая броня 
Не помешали острию вонзиться 
Туда, где сердце бьется,
Только кожей. Да крепостью ребра защищено.

Владимир Солоухин. Дамоклов меч

 

 

Несколько лет назад в журнале «Новости теплоснабжения» (№№ 11 и 12 за 2007 г.) появились две очень интересные статьи В.Н. Папушкина «Кризис схем теплоснабжения или взлет энергетического планирования»1. Автор метко и заблаговременно предсказал на примере сектора теплоснабжения радикальные изменения в принципах планирования развития городов, которые происходят во всем мире и уже начались в России и на Украине.

Ресурсные ограничения городского развития сегодня вышли на передний план внимания во всем мире, а системы городского теплоснабжения в силу роста цен на углеводородное топливо попали в самый центр продолжающихся изменений. Именно здесь растут проблемы для власти и населения многих стран, которые грозят быстро разрастись в кризис.

Автору сегодня становится ясно, что монотопливная система централизованного теплоснабжения, являющаяся основой основ для большинства городов Украины, не имеет будущего. Пришло время глубокой модернизации всей системы, включая здания - прежде всего здания. С позиций сегодняшнего дня прожорливые крупные газовые котельные и ТЭЦ были рентабельны только для холодных зданий 20 века при низких ценах на топливо. Если здания станут теплыми и их потребность в тепле и газе снизится в 3-5 раз, то это будут уже совсем другие системы теплоснабжения.

 

События в мире

«Эпоха дешевой энергетики закончилась, государства и частный бизнес должны готовиться к новым временам» - заявил недавно глава Международного энергетического агентства Нобуо Танака. Мир вступил в период падающей добычи нефти и газа, общемировой кризис лишь замедлил, но не изменил тенденций в потреблении углеводородного топлива в принципе.

Долгое время внутренние цены на газ на Украине росли заметно медленнее мировых - пружина сжималась многие годы. Но за восемь прошедших лет цена газа на границе с Россией увеличились в 10 раз - с 44 до 440 долларов. Украинским городам чтобы выжить в новом веке теперь нужно решить две связанные задачи - снизить потребность в тепле в 3 раза от существующих уровней и заместить остающиеся объемы потребления природного газа местным топливом и энергией не менее, чем на 80%.

 

События в секторе централизованного теплоснабжения Украины

Пять лет назад МинЖКХ Украины всерьез озаботилось судьбой городских систем централизованного теплоснабжения нашей страны и ввело обязательную для городов процедуру - разработку оптимизированных схем теплоснабжения. Решения 70-80 годов прошлого века по централизованному теплоснабжению в большинстве городов Украины не пересматривались последние 30-40 лет и инициатива МинЖКХ была вполне оправдана. В течение последних двадцати лет на наших глазах рушилась огромная инфраструктура сотен городских тепловых хозяйств, на создание которых в советский период хозяйствования ушли десятилетия и огромные финансовые средства.

При тарифе на газ для населения Украины в 3 раза ниже, чем для предприятий тепловых сетей бегство потребителей от дорожаю щего и ненадежного централизованного тепла в эти годы приняло космические масштабы. Особенно быстро на Украине стали разрушаться городские системы централизованного горячего водоснабжения. Отключения городов и районов нашей страны от газа в наказание за неплатежи приняли в последние годы массовый характер и, как когда-то сказал Михаил Сергеевич, процесс пошел. Жильцы стали массово устанавливать котлы и водонагреватели в квартирах, а предприятия тепловых сетей стали массово терять потребителей и доход. Число потребителей централизованного тепла на Украине начало падать с ускоряющимся темпом.

 

Рис. 1. Топливно-энергетический баланс системы централизованного теплоснабжения Швеции в период 1970-2010 гг.    

МинЖКХ Украины, осознав результат неконтролируемой децентрализации, начало искать пути выхода из кризиса для украинских систем централизованного теплоснабжения. Так появилась и быстро началась реализовываться идея массовой разработки схем теплоснабжения для оценки текущего состояния и разработки проектов модернизации систем централизованного теплоснабжения в городах Украины.

Сегодня можно подвести окончательные итоги этой кампании, которая постепенно сошла на нет. Примерно 240 городов и поселений разрабатывали схемы теплоснабжения, около 150 схем были утверждены, около 200 городов эту работу не выполняли.

Мне по роду деятельности в течении 5 лет пришлось разрабатывать схемы теплоснабжения, проводить экспертизу схем, разрабатываемых другими компаниями, участвовать в малой рабочей группе по разработке стратегии модернизации теплоснабжения Украины и в заседаниях экспертных групп МинЖКХ по приемке схем теплоснабжения. Хотелось бы подвести предварительные итоги этого непростого процесса.

Наверное, логично начать с обобщения результатов анализа состояния систем централизованного теплоснабжения в городах Украины - оно значительно ухудшилось по сравнению с  1990 годом и мало кто знает об этом. Отсутствие в государстве и в МинЖКХ системной статистической информации о деградации централизованного теплоснабжения Украины при постоянной смене руководства в МинЖКХ делают невидимыми эти сложные процессы.

Потребление природного газа системами централизованного теплоснабжения городов Украины в 90-х годах составляло 17-18 млрд м3, в 2011 г. - 8,5 млрд м3. Более чем вдвое сократился отпуск тепловой энергии в секторе централизованного теплоснабжения Украины, избыток установленной мощности котельных во многих городах превышает 60-70% и все это ложится дополнительной нагрузкой на действующие тарифы. Особенно сильно пострадал сектор централизованного горячего водоснабжения - из 450 городов Украины горячая вода централизованного приготовления осталась в немногим более двух десятков городов. Предприятия тепловых сетей в городах Украины массово теряют своих потребителей, и этот процесс все еще продолжается.

Тарифная политика государства, основанная на перекрестном субсидировании населения, все эти 20 лет разрушала централизованное теплоснабжение Украины, стимулируя потребителей к установке квартирных водоподогревателей и отопительных котлов в многоэтажной застройке. Сложилось странное положение, когда государство одной рукой системно, в течение 20 лет, разрушало то, что пыталось удержать другой. Многолетнее заигрывание политиков с избирателями сегодня окончательно подорвало экономику коммунальных предприятий тепловых сетей.

Еще одна беда нашего централизованного теплоснабжения накапливалась многие годы. Соседние с Украиной страны все эти 20 лет постоянно обновляли основные фонды систем теплоснабжения, диверсифицировали топливно-энергетические балансы, осваивали новые технологии производства тепловой энергии. Их системы централизованного теплоснабжения продолжили свое развитие уже без природного газа. Сегодня Украина - это единственный в Европе анклав нескольких десятков тысяч безнадежно устаревших котлов и разрушающихся теплотрасс, которым уже не светит реконструкция по европейски - время ушло. Наша страна в историческом плане опоздала с модернизацией централизованного теплоснабжения.

Хочу сказать всем защитникам централизованного теплоснабжения на Украине, которые приводят в пример Данию или Швецию - оглянитесь! Централизованное теплоснабжение в Европе развивается там, где местные виды топлива и энергии практически полностью вытеснили дорожающее углеводородное топливо. И для примера привожу тепловой баланс Швеции (наш перевод материала с сайта Шведского энергетического агентства) (см. рис. 1).

Швеция, еще в 1980 г., находящаяся в полной (на 92%) зависимости от импортного углеводородного топлива, в результате целевой программы модернизации систем теплоснабжения, за 10 лет полностью освободилась от энергетической зависимости и перешла на местные виды топлива и энергии. Прекрасный пример для Украины и для политического руководства нашей страны.

Первый и главный вывод по итогам разработки схем теплоснабжения городов Украины состоит в необходимости полного пересмотра будущего систем централизованного теплоснабжения нашей страны. Пришло время для принципиально новой стратегии теплоснабжения Украины, рассчитанной на период 2020-2050 гг. Пришло время для систем теплоснабжения без использования природного газа, как основного вида топлива. Это требование должно стать основой для разработки схем теплоснабжения городов Украины, начиная с 2016 года.

Второй главный вывод заключается в невозможности решения проблемы модернизации систем централизованного теплоснабжения силами самих городов и предприятий тепловых сетей - их этому никогда не учили. Энтузиасты не в счет. Нужно заново создать индустрию модернизации систем теплоснабжения Украины, работоспособную  в условиях рыночной экономики, основанную на международной кооперации и принципах самоокупаемости при регуляторной государственной поддержке.

Государство в лице Минфина, Минэкономики и МинЖКХ последние 20 лет постоянно сбрасывает на городское самоуправление ответственность за сектор централизованного теплоснабжения. Но муниципальный менеджмент не может принять на себя эту ответственность - у него ничего для этого нет - нет финансов, нет прав, нет знаний и технических возможностей. Следствием этой государственной «заботы» о централизованном теплоснабжении Украины стал перманентный 20-летний кризис этой важнейшей коммунальной инфраструктуры. Смешными, если не сказать больше, выглядят постоянные попытки органов центральной и муниципальной власти по переносу ответственности за тепло в наших домах и оплату за газ на самое нижнее звено - на руководителей тепловых хозяйств Украины. В ближайшие годы будет практически исчерпан ресурс систем централизованного теплоснабжения, городов Украины, спроектированных и построенных нашими отцами в 60-е годы прошлого столетия. Крепко строили, с большим запасом надежности, но всему бывает предел.

Муниципальные предприятия тепловых сетей - это эксплуатационные предприятия, они не проектировали и не строили системы теплоснабжения городов и поселений. В муниципальном менеджменте абсолютного большинства городов Украины нет специалистов по модернизации и реконструкции систем централизованного теплоснабжения, мэры городов не знают, каким оно должно быть в будущем, куда вести города. У них нет прогнозов, топливно-энергетических и стоимостных балансов будущих периодов, нет понимания в сложнейшем профессиональном вопросе - какой должна быть долгосрочная стратегия развития централизованного теплоснабжения в условиях долгосрочного роста цен на углеводородное топливо. Кстати, новая Энергетическая стратегия Украины полностью игнорирует проблему систем муниципального теплоснабжения и топливных балансов этой ключевой отрасли для государства. МинЖКХ четыре раза бралось за разработку Национальной стратегии модернизации теплоснабжения, но так и не выполнило эту работу. Нехороший симптом, показывающий на большую разницу во мнениях и практически полное отсутствие государственной политики в этом сложнейшем вопросе.

 

 

 Рис. 2. Эволюция требований к энергоэффективности зданий в Германии (1965-2016 гг.)

И, наконец, в муниципальных бюджетах нет и никогда не будет финансовых ресурсов для модернизации своих систем централизованного теплоснабжения. Их, кстати нет и в централизованном бюджете Украины. Для модернизации систем городского теплоснабжения нужны долгосрочные займы и крупные инвестиции, нужна принципиально новая инвестиционная политика городов и государства.

Сегодня и в Российской Федерации осознали катастрофическое состояние систем централизованного теплоснабжения. Но в отличие от Украины, основой для разработки схем теплоснабжения городов РФ явилась современная методика 2012 г.2 напротив украинских методических рекомендаций на базе инструкции Госстроя СССР 1980 года. Разница в подходах к разработке схем теплоснабжения крайне велика и с позиций российской методики украинская3 представляется архаичной и практически бессмысленной в современных условиях рыночной экономики. Напомню, именно по этой заведомо устаревшей методике в 2008-2012 гг. были разработаны схемы теплоснабжения для 240 городов Украины на период до 2016 г.

Третьим главным выводом по итогам разработки схем теплоснабжения городов Украины является приоритет термомодернизации зданий над модернизацией тепловых сетей и источников при разработке схем теплоснабжения будущих периодов для городов Украины. Начиная с времен СССР, в фокусе внимания муниципального менеджмента и правительств находились ТЭЦ, котельные и тепловые сети. Те, для кого собственно и существовало теплоснабжение - здания потребителей, находились вне зоны внимания власти, вне бюджетов модернизации. Сегодня во всем мире как основная мировая тенденция сформировалась тенденция снижения потребности зданий в тепловой энергии на основе их термомодернизации по стандартам энергопассивного и энергоактивного здания. И эта тенденция должна стать основой для украинской методологии городского развития, основой новой энергетической политики муниципалитетов.

Если в Европе в ближайшие 10 лет будут реализованы (а в этом мало сомнений) планы массовой термомодернизации всех существующих зданий согласно Директиве EPBD об энергетической эффективности зданий4, то места в будущем привычному для нас централизованному теплоснабжению с сотнями километров теплотрасс и крупными котельными и ТЭЦ уже никогда не будет.

Снижение потребности в тепловой энергии зданиями до стандарта пассивного дома, до удельных норм 15-30 кВт ч/м2 в год приводит нас к умеренно централизованным системам теплоснабжения в многоэтажной застройке высокой плотности (9-30 этажей) и к децентрализованным системам в многоэтажной застройке средней и низкой плотности (5-9 и 2-5 этажей) на базе придомовых и квартальных теплонасосных станций, котельных и когенерационных станций.

Для ориентировки в этом сложнейшем вопросе выбора стратегии для Украины привожу диаграмму изменения нормативных требований Германии по энергетической эффективности зданий в период 1965-2016 гг. (рис. 2). И это тоже прекрасный пример для правительства Украины и наших политиков.

Сегодня теплоснабжение Украины находится в переходном периоде - старые схемы и проектные решения уже исчерпали свой ресурс и не имеют будущего, а новые схемы теплоснабжения еще не созданы и находятся в дискуссионном поле. Но этот период не может длится долго - и правительству, и политикам, и муниципалитетам нужна надежная дорожная карта теплоснабжения зданий и городов Украины. Эту карту нужно создать в ближайшее время.

Нашей стране нужна Национальная стратегия модернизации зданий и систем теплоснабжения Украины на период 2020-2050 гг. Эта стратегия должна быть основана на ключевых Директивах ЕС, отвечать основным вызовам 21 века для Украины, она должна стать основой энергетической политики городов Украины в 21 веке.

Основой для этой стратегии должны стать результаты проекта USAID «Реформа городского теплообеспечения» (РГТ), который длился три года и завершается в 2012 г. В истории новой Украины не было более масштабного исследования состояния зданий и систем теплоснабжения, которое выполнялось одновременно в 25 городах и охватывало все основные регионы нашей страны. Особенно ценным результатом проекта РГТ стали перенос европейских методик энергетического развития на украинскую почву и создание региональных профессиональных центров для выполнения работ по энергетическому планированию.

Каждый город Украины по примеру своих европейских собратьев должен получить план устойчивого энергетического развития и муниципальный энергетический план - основу долгосрочной и среднесрочной энергетической политики, включающие инвестиционные проекты модернизации зданий и систем теплоснабжения.

Примечания

1Папушкин В.Н. Кризис «Схем теплоснабжения» или взлет «Энергетического планирования»? (часть 1)  , журнал «Новости теплоснабжения» № 11, 2007 г., http://www.ntsn.ru/

Папушкин В.Н. Кризис «Схем теплоснабжения» или взлет «Энергетического планирования»? (часть 2)  , журнал «Новости теплоснабжения» № 12, 2007 г., http://www.ntsn.ru/

2Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=1521)

3Приказ № 147 бывшего Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства от 26 апреля 2006 г. «Про затвердження Методичних рекомендацій з розроблення енерго- та екологоефективних схем теплопостачання населених пунктів України»

4Directive 2010/31/EU of the European Parliament and of the Council of 19 May 2010 on the energy performance of buildings

 

Продолжение следует

 

Все статьи рубрики Теплоснабжение

Посмотреть данную технологию более подробно,
Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23) , №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей