Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (23) за 2012 г

Скачать номер в формате pdf (7583 kБ)

Региональные аспекты стратегического управления энергоэффективностью и энергосбережением в Оренбургской области



Рубрика: Экономика и управление
Автор: Д.Ю. Старостин, В.П. Нагорнов

Д.Ю. Старостин, первый заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской обл.;
к.т.н. В.П. Нагорнов, начальник одела по развитию Энергетического потенциала, действительный государственный советник 3 класса, г. Екатеринбург

 (Доклад на Всероссийском отраслевом форуме «Технологии энергоэффективности-2012», 11-12 апреля 2012 г., г. Екатеринбург. Печатается с сокращениями)

  

В настоящее время стратегическое направление развития Оренбургской обл. определено в документе «Стратегия развития Оренбургской области до 2030 г.», который определяет приоритетные направления социально-экономического развития области и служит основой для разработки комплексных программ экономического и социального развития, областных целевых программ, планов деятельности министерств и иных органов исполнительной власти, бюджетов и среднесрочных финансовых планов, законодательных инициатив. Он содержит исходные данные для прогнозов динамики роста потребления электрической и тепловой энергии (мощности), необходимые при оптимизации перечня энергоисточников для гарантированного покрытия спроса с учетом требований по балансовой надежности. Оперативное управление стратегией развития энергетического комплекса осуществляет Координационный энергетический совет Оренбургской обл., который создан Указом Губернатора.

Главной целью функционирования и развития электроэнергетической инфраструктуры Оренбургской обл. является создание благоприятных условий социально-экономического развития Оренбуржья, повышение конкурентоспособности и устранение инфраструктурных ограничений и рисков развития всех видов деятельности на территории области.

В соответствии с этим определяются две группы стратегических задач в части электроэнергетической инфраструктуры и энергообеспечения:

  • эффективное развитие электроэнергетической инфраструктуры;
  • повышение эффективности производства, передачи, использования энергии и развитие энергосбережения.

Приоритетные задачи первой группы - развития электроэнергетической инфраструктуры Оренбургской области - определяются, исходя из понимания существующей и прогнозируемой структуры ее экономики, значимости надежного энергоснабжения для населения области, сфер его жизни, для развития и модернизации базовых отраслей промышленности (металлургии и нефтехимии) и перехода к инновационному пути развития. Развитие социальной сферы и железнодорожной транспортной инфраструктуры также потребуют существенного увеличения энерговооруженности.

Приоритеты второй группы задач - повышение эффективности использования энергии и развитие энергосбережения в Оренбургской области - связаны с необходимостью использования резервов энергосбережения, эффективности использования энергии потребителями Оренбургской области, использованием возобновляемых источников энергии и согласуются с федеральной политикой снижения энергоемкости ВВП страны.

Снижение энергоемкости ВРП Оренбургской области к 2020 г. должно составить 40% по сравнению с 2008 г. Это станет возможным в результате модернизации оборудования базовых энергоемких производств и реализации системы мер региональной политики энергоэффективности в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приоритеты эффективности использования электроэнергии и других видов энергоресурсов распространяются на все сферы производственного и бытового потребления, предполагают стимулы и возможности оптимизировать способы и качество энергоснабжения, включая:

  • установление запретов на использование энергорасточительных технологий;
  • стимулирование использования всеми потребителями экологических и энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии;
  • поддержка практики энергетического аудита;
  • обеспечение прямой поддержки со стороны государства реализации инвестиционных проектов в энергетической сфере, предусматривающих внедрение энергосберегающих технологий нового поколения;
  • ликвидация безучетного пользования энергоресурсами, полное оснащение приборами учета расхода энергии потребителей розничного рынка, в первую очередь бытовых потребителей;
  • развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
  • реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса;
  • активизация всего потенциала организационного и технологического энергосбережения, составляющего до 40% общего объема внутреннего энергопотребления;
  • активизация организационного и технологического потенциала энергосбережения.

 

Промышленность

Меньшая электроемкость ВРП будет содействовать повышению эффективности экономики области за счет получения большего полезного эффекта при использовании того же количества электроэнергии.

За последние восемь лет объемы промышленного производства в области возросли почти вдвое, в то время как по России рост произошел только в 1,6 раза. Естественно, это влечет за собой увеличение энергопотребления и в условиях роста электропотребления, энергосистема Оренбургской обл. пока по-прежнему остается избыточной. Все наши тепловые станции: Ириклинская ГРЭС, Орская, Сакмарская, Каргалинская, Медногорская, включая ведомственную генерацию предприятий промышленности, в совокупности составляют установленную мощность энергосистемы свыше 3650 МВт. Энергосистема Оренбургской обл. по-прежнему избыточна и около 20% вырабатываемой энергии поставляется за пределы области.

Учитывая, что в структуре производства тепловой и электрической энергии значительную долю составляет природный газ, рост его стоимости отразится на стоимости производства энергоресурсов. В результате существенно возрастет цена на электрическую и тепловую энергию.

При таком темпе роста цен на энергоносители, предприятиям промышленности для сохранения конкурентоспособности необходимо принять меры по повышению энерго- и ресурсоэффективности своего производства.

Поэтому особенно важно, чтобы промышленные предприятия уже сегодня приступили к корректировке своих программ развития с учетом новой ситуации на рынке энергоресурсов.

На многих промышленных предприятиях Оренбуржья ведется масштабная реконструкция, появляются новые производства при этом экономический подъем обеспечен имеющимися энергетическими мощностями.

Актуальными проблемами становятся повышение рентабельности и эффективности инвестиций в производство, снижение издержек на всех этапах производственных процессов, улучшение экологических показателей. Инновационное развитие предполагает использование новейших, преимущественно отечественных энергосберегающих технологий и оборудования, максимальное задействование потенциала энергоресурсосбережения и энергоэффективности экономики области. Повышение энергоэффективности - это серьезная макроэкономическая задача, и ожидаемый эффект от ее решения зависит не только от сокращения потребления энергоресурсов, но и от запуска новых инновационных процессов, от внедрения передовых технологических решений.

Не смотря на то, что энергопотребление в Оренбургской обл. за последние два года снизилось почти на 5%, энергоемкость большинства предприятий остается высокой, особенно на предприятиях обрабатывающих производств, в т.ч. в машиностроении.

 

Электроэнергетика

Видя перспективу развития региона и определяя прогнозные показатели темпов роста экономики области, мы тем самым помогаем энергетикам. Губернатором области поставлена задача обеспечить опережающее развитие электроэнергетики области. Мы подсчитали сегодняшний баланс электропотребления, определили перспективу развития экономики и на основании этого «Оренбургэнерго» разработана инвестиционная программа до 2015-го года. «Оренбургэнерго», являющаяся филиалом МРСК Волги, отвечает за распределительные сети, и до 2015-го собирается вложить в электросетевой комплекс области около 22 млрд руб. Ожидается ввод дополнительных мощностей генерации. Правительство РФ утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 г. Область добилась включения в эту программу ряда объектов, определяющих перспективу развития энергетики региона. По сведениям, предоставленным ФСК, в нормальном режиме электроснабжение энергорайонов области в настоящее время осуществляется с нормативной надежностью и отсутствием дефицита мощности.

Строительством собственной генерации на западе области активно занимается ТНК-ВР. В целом программа повышения энергоэффективности этой компании принесет экономический эффект в размере 4 млрд долл. США в результате развития собственных мощностей по электрогенерации и повышения эффективности добычи.

ТНК-ВР в рамках реализации программы планирует следующие мероприятия: снижение затрат на электроэнергию; строительство электростанций на месторождениях, что позволит использовать попутный газ и к 2020 г. увеличить долю собственной генерации в общем объеме электропотребления до 54%, против 4% в 2009г. Сейчас потребление электроэнергии составляет около 12,1 млрд кВ ч в секторе разведки и добычи и 1,3 млрд кВ ч в секторе переработки и сбыта. Кроме электроэнергии, в процессе производства также потребляется тепловая энергия, объем потребленной энергии в секторе разведки и добычи составил 544 069,8 Гкал. В Оренбургской области компанией разработана программа, цель которой - до 2013 г. погасить все существующие факелы. В настоящее время примерно 90% факелов уже погашены. В ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» в рамках программы «Газ» предусматривает доведение к 2013 г. уровня утилизации сжигаемого ПНГ до 95%.

«Южуралнефтегаз» сейчас тоже идет по пути выработки электроэнергии с помощью попутного газа, эта компания уже запустила в эксплуатацию два своих газопоршневых агрегата на Дачно-Репнинском месторождении. Понятно, что нефтяникам, имеющим собственное сырье, выгоднее всего самим заниматься производством тепла и электроэнергии. Проекты строительства собственной генерации есть и на «Уральской стали», и на Орском механическом заводе, и на Буруктальском металлургическом.

 

ЖКХ

В жилищно-коммунальной сфере потенциал энергосбережения составляет более 174 тыс. т у.т. В ряде предприятий ЖКХ до сих пор используются нерентабельные центральные котельные, ветхие сети, что приводит к неэффективному использованию природного газа и потерям тепла. Высокие затраты не покрываются утвержденными тарифами и не позволяют в полной мере рассчитываться за потребленный газ. Вопрос неплатежей за газ связан во многом с высоким уровнем износа и технологической отсталостью объектов коммунальной инфраструктуры.

При столь высоких темпах роста стоимости энергии и энергоносителей, для сохранения конкурентоспособности экономики нашей области необходимо было принять меры по повышению энерго- и ресурсоэффективности производства.

Это серьезная работа, требующая значительных усилий и инвестиций.

 

Политика правительства области
в сфере энергосбережения

Задачи по сбережению энергетических ресурсов стоят не только перед крупными и средними предприятиями. Вопросы энергоэффективности экономики касаются каждого предприятия и организации на территории области.

Реализация этих задач требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только властных структур на уровне федерации и области, органов местного самоуправления, но и бизнес-структур, населения и других экономических агентов.

В связи с этим и в соответствии с требованиями ст.48 Закона (от 23.11.2009 № 261-ФЗ) Министерством была разработана и Постановлением Правительства области от 27 мая 2010 г. N 368-пп утверждена Областная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Оренбургской области» на период 2010-2015 годы.

Основная цель Программы - обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Оренбургской области и снижения энергоемкости валового регионального продукта.

Основные задачи Программы: внедрение инновационных энергосберегающих технических средств и технологий, снижение удельного потребления топливно-энергетических ресурсов, расширение использования возобновляемых источников энергии, снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, обеспечение энергетической безопасности, надежности и устойчивости энергообеспечения потребителей области.

Система мероприятий по достижению цели и показателей Программы сформирована по принципу обеспечения комплексного подхода к решению поставленных задач. Это позволит в процессе повышения энергоэффективности отдельных секторов экономики, бюджетной и социальной сфер добиться повышения энергоэффективности экономики области в целом.

Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета, заемные и собственные средства предприятий и организаций, производящих и потребляющих топливно-энергетические ресурсы. Программой предусматривается также активное вовлечение внебюджетных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных мероприятий.

Механизм реализации Программы включает в себя следующие основные составляющие:

  • возмещение части расходов на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности (проектов) в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (за исключением организаций, производящих и передающих энергетические ресурсы);
  • мониторинг целевых показателей эффективности использования энергетических ресурсов;
  • государственная поддержка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ по тематике энергосбережения;
  • организация работы по реализации ресурсосберегающих инвестиционных проектов и расширению практики применения энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики и другие меры экономического и организационного характера.

Отбор инвестиционных проектов и возмещение из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию проектов по энергосбережению, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Оренбургской области. При этом проекты подразделяются на несколько категорий.

Типовые проекты: проведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по тематикам, предлагаемым бизнес-сообществом; осуществление комплексных проектов, предназначенных для последующей коммерциализации; проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по приоритетным направлениям энергосбережения.

Приоритетные проекты: интеллектуальные системы управления энергопотреблением в зданиях и сооружениях; системы освещения; системы отопления и кондиционирования; технологии и материалы теплоизоляции; системы отбора и распределения из систем транспортировки «большой энергетики»; локальные системы утилизации; энергосберегающие технологии в системах водоснабжения и канализации; системы генерации и транспортировки тепла, когенерации и транспортировки электрической энергии для зданий и сооружений.

Пилотные проекты: проект «Малая комплексная энергетика» - производство и внедрение энергоэффективного оборудования для локальной энергетики; проект «Инновационная энергетика»: - реализация прорывных проектов, связанных со сверхпроходимостью, использованием биотоплива, солнечной и водородной энергии; проект «Считай, экономь и плати» - массовая установка автоматизированных систем учета, регулирования и управления потреблением топливно-энергетических ресурсов; проект «Новый свет» - замена ламп накаливания на более энергоэффективные световые устройства и развитие производства в этой сфере; проект «Энергоэффективный квартал» - модернизация целых микрорайонов и небольших городов, тиражирование их опыт; проект создания энергоэффективного социального сектора - применение энергоэффективных технологий в госучреждениях.

В целом на реализацию программных мероприятий планируется привлечь до 2015 г. более 48 млрд руб., в том числе из областного бюджета более 349 млн руб.

Реализация этой программы позволит:

  • снизить к 2015г. удельные показатели энергоемкости валового регионального продукта на 28% по отношению к уровню 2007г.;
  • сократить потребление энергетических ресурсов в сфере теплоснабжения на 4762,4Гкал, в сфере электроснабжения на 3354,6 млн кВтч;
  • обеспечить энергобезопасность региона, устойчивое снабжение потребителей энергоресурсами в соответствии с их потребностями;
  • снизить долю затрат на энергоресурсы в себестоимости продукции и оптимизировать величину издержек производства; уменьшить техногенную нагрузку на окружающую среду;
  • снизить расходы областного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления на энергоснабжение бюджетных организаций и дотации на оплату энергоресурсов населением.

 

Альтернативные источники энергии

Стратегической задачей является обеспечение замещения традиционных энергоносителей на иные, в том числе возобновляемые. Альтернативные источники энергии - это вопрос и национальной, и глобальной энергетической безопасности. Эту проблему нужно решать уже сегодня, и, прежде всего посредством использования новых технологий.

Главный ресурс среди альтернативных видов топлива в Оренбургской обл. - это бурый уголь. Суммарно запасы восьми месторождений, принадлежащих Южно-Уральскому буроугольному бассейну, составляют около 740 млн т. Если раньше уголь по своей цене не мог составить конкуренцию газу, то теперь он вновь востребован. Сейчас главный акционер «Оренбургугля» прорабатывает с иностранными компаниями вопрос увеличения добычи с целью комплексной переработки угля и в том числе выработки электроэнергии.

Запасы бурого угля и асфальтитов эквивалентны 220 млн МВт ч электроэнергии. Правительством области эти ресурсы рассматриваются как стратегический сырьевой резерв, который в перспективе, с повышением цены на природный газ, станет альтернативным топливом для получения тепловой и электрической энергии.

К альтернативной электроэнергетике, основанной на использовании возобновляемых источников энергии, а не истощающихся запасов газа и нефти, интерес проявляется во всем мире. Согласно исследованиям Всемирного Банка в 2001 г., Россия была оценена как страна, имеющая большой потенциал ветряной энергетики. Несколько регионов были выделены, как области с возможным эффективным производством ветряной энергии, среди них Оренбургская область.

Компания ООО «Вент Рус» рассмотрела возможность развития и строительства ветряной электростанции в Оренбургской обл. и после всесторонних исследований пришла к заключению, что проект технически осуществим и финансово жизнеспособен. Проект ветряной электростанции Оренбургской обл. включает в себя развитие трех площадок по 50 МВт общей площадью 1500 га.

Проект направлен на реализацию «Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической  эффективности на период до 2020 года» в части использования возобновляемых источников энергии. Работа ведется в рамках соглашения между Администрацией Оренбургской области, ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» и ООО «Вент Рус». Реализация данного проекта позволит создать в области дополнительные рабочие места, привлечет в регион крупные инвестиции, увеличит базу налогообложения, повлечет возведение дополнительных объектов энергетической системы области.

Для Оренбуржья инновационный проект строительства ветропарков такого масштаба и генерируемой мощности не только определит имидж области, как пионера в ветроэнергетике, но и послужит обеспечению энергетической безопасности региона в случае техногенных проблем. С точки зрения государственной безопасности наличие в приграничном регионе независимых источников энергии также определенным образом может влиять на ситуацию.

Главной задачей правительственных структур, занимающихся развитием энергетического потенциала Оренбургской обл., является формирование мер и механизмов управления государственной региональной энергетической политикой, определение путей устойчивого развития и установление приоритетов развития ТЭК, отвечающего потребностям роста экономики области, повышению конкурентоспособности продукции и услуг.

 

Благодарим ООО НПО КАРАТ
(
http://www.karat-npo.ru)
 за предоставленный материал
 

 

Все статьи рубрики Экономика и управление

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23) , №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей