Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (22) за 2012 г

Скачать номер в формате pdf (3139 kБ)

Совершенствование правового регулирования использования газа в качестве моторного топлива



Рубрика: Новые технологии
Автор: А.А. Ким


 К.т.н. А.А. Ким, начальник Управления отраслевых программ, ОАО «Газпром газэнергосеть», г. Москва

 


В последние годы вопросам развития использования газовых видов моторного топлива в целом уделяется все больше внимания.

Так 23 ноября 2009 г. был принят федеральный закон от № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором впервые на законодательном уровне закреплены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части замещения бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом, который заложил основу для дальнейшей работы по развитию использования газомоторного топлива в целом.
25 августа 2010 г. заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечин дал поручение Министерству энергетики Российской Федерации, Минэкономразвития, Минпромторгу, Минтрансу, Минрегиону и Минфину России создать постоянно действующую рабочую группу в целях системной проработки предложений по увеличению спроса на сжиженный углеводородный и природный газ в качестве моторного топлива на средне- и долгосрочную перспективу.

6 июля 2011 г. Президент Российской Федерации дал ряд поручений Правительству по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России № Пр-1923.

В том числе Правительству РФ поручено до 15 декабря 2011 г. «разработать программу государственного стимулирования поэтапной замены муниципального автотранспорта электромобилями и гибридными автомобилями отечественного производства, в том числе работающими на газомоторном топливе, и расширения сети заправок автомобильного транспорта газомоторным топливом, имея в виду развертывание указанной программы, начиная с 2013 г., а также определить меры финансовой поддержки отечественных разработок, направленные на снижение цены гибридных автомобилей и электромобилей, и предусматривающие в том числе предоставление субсидий и налоговых льгот отечественным компаниям-разработчикам и производителям автотранспорта соответствующих видов и комплектующих к нему.

Минэнерго России от 04.10.2010 г. приказом № 475 во исполнение этого поpучения Правительства Российской Федерации образовало такую группу под руководством заместителя министра энергетики РФ С.И. Кудряшова, куда был включен представитель нашей компании.

11 октября 2010 г. в городе Новый Уренгой состоялось совещание под руководством Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина по вопросам развития газовой отрасли. По итогам совещания ряду министерств во главе с Минтрансом России поручено подготовить к декабрю 2010 г. комплексную программу стимулирования использования природного газа и сжиженных углеводородных газов в качестве моторного топлива, при этом особое внимание должно быть уделено городскому общественному транспорту в крупных городах (пункт 5 протокола № ВП-П9-54пр).

Такая программа была подготовлена, в том числе с нашим участием, и направлена в Правительство. В настоящее время Минтранс России совместно с Минэнерго России по поручению Аппарата Правительства продолжают работу по ее реализации.

Все это показывает, что в настоящее время на государственном уровне проблеме использования газовых видов моторного топлива уделяется все больше внимания. Так, к сожалению, было не всегда.

 

История законодательных инициатив
по использованию газа на транспорте

В течение 15 лет никак не удается принять базовый закон, стимулирующий использование газа на транспорте!

Первая попытка принять такой законопроект была предпринята еще весной 1996 г., тогда проект не нашел поддержки депутатов Государственной Думы и был отклонен в первом чтении.

В следующий раз к этой теме депутаты вернулись по инициативе ОАО «Газпром» летом 1998 г. Проект федерального закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива» был принят в июне 1999 г., но был отклонен Советом Федерации. Принят повторно в редакции Согласительной Комиссии и в октябре 1999 г. снова отклонен теперь уже Президентом России Б.Н. Ельциным. Преодолеть вето Президента тогда депутатам не удалось, и закон был снят с рассмотрения.

Все последующие попытки законодательной инициативы в этой области наталкивались на стойкое неприятие Правительства.

Внесенный в январе 2005 г. законопроект № 130858-4 «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» пережил целых четыре редакции 2005, 2007, 2008 и 2009 годов, ни одна из которых не была поддержана Правительством Российской Федерации.

Несколько раз проект снимался с рассмотрения на Правительственной комиссии по законопроектной работе, и подвергался доработке, однако принять его хотя бы в первом чтении нам так и не удалось. В итоге авторский коллектив субъектов права законодательной инициативы фактически раскололся, часть депутатов продолжила работу над проектом, в тоже время несколько членов Совета Федерации во главе с председателем Комиссии СовФеда по естественным монополиям Н.И. Рыжковым образовали рабочую группу, которая разработала новый проект. Этот новый проект был согласован с основными федеральными органами исполнительной власти и получил одобрение Правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

В итоге законопроект «Об использовании альтернативных видов моторного топлива» был отклонен Государственной Думой осенью 2011 г. и на сегодняшний день в Государственной Думе находится свежевнесенный в октябре 2011 г. проект № 612001-5 «Об использовании газового моторного топлива»

 

Проект закона «Об использовании
газового моторного топлива»

Этот проект во многом носит отсылочный характер. Он определяет ВОЗМОЖНЫЕ меры стимулирования деятельности в сфере использования газового моторного топлива и транспортных средств, работающих на газовом моторном топливе:

  • размещение заказов на поставки газотопливных транспортных средств для государственных, муниципальных нужд;
  • выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, направленных на увеличение использования газотопливных транспортных средств;
  • регулирование закупок газового моторного топлива для государственных, муниципальных нужд с целью увеличения его потребления и замещения жидкого моторного топлива, используемого транспортными средствами;
  • создание условий для перевода транспортных средств, работающих на жидком моторном топливе, на использование газового моторного топлива путем предоставления государственных гарантий, бюджетных кредитов, в том числе с использованием лизинга, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках финансирования государственных (муниципальных) программ;
  • установление упрощенного порядка предварительного согласования места размещения газозаправочных и многотопливных автозаправочных станций при выделении земельных участков под такое строительство;
  • введение запрета на строительство и реконструкцию заправочных станций без установки стационарного оборудования, технологическая система которого предусматривает заправку автомобильных транспортных средств различными видами жидкого моторного и газового моторного топлива;
  • создание условий для расширения использования сельскохозяйственными товаропроизводителями газотопливных транспортных средств.

Все эти меры - только лишь возможные. Применение конкретных мер должно вводиться другими нормативными актами, принимаемыми в развитие норм этого закона.

Но несколько обязательных требований все же вводится и этим документом: например, проектом установлено требование к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разрабатываемой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Такая государственная программа должна будет предусматривать меры по расширению использования сельскохозяйственными товаропроизводителями газового моторного топлива, газотопливных транспортных средств, машин и оборудования, работающих на газовом моторном топливе, стимулированию создания и поддержания инфраструктуры для их обслуживания.

Статьей 6 проекта установлено, что федеральные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать меры по замещению жидкого моторного топлива, используемого транспортными средствами, газовым моторным топливом и определять объем такого замещения.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделяются правом вводить ограничения на полное или частичное использование транспортных средств, работающих на жидком моторном топливе, в пределах выделенных зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

В целом данный законопроект, не смотря на обилие отсылочных норм, все равно будет способствовать развитию использования газовых видов моторного топлива. Шансы увидеть его принятым в осеннюю сессию Государственной Думы хотя бы в первом чтении есть. Определенная поддержка проекту со стороны Министерства энергетики и Правительства РФ в целом дает нам эту надежду.

 

Изменения в действующее
законодательство

Но просто принятие этого базового закона, конечно же, в целом проблему стимулирования развития использования газа в качестве моторного топлива не решит.

Необходимое изменение еще целого ряда действующих законов.

В первую очередь принятие изменений в Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дело в том, что нормы федерального закона 261-ФЗ в части требований к региональным программам о наличии обязательных мероприятий по замещению традиционных жидких топлив распространялись только на природный газ и только в части замещения бензина.

Нами предлагалось распространить действие норм этого закона также на дизельное топливо и на сжиженные углеводородные газы (СУГ).

Предложения о внесении соответствующих изменений высказывались неоднократно на различных мероприятиях в Государственной Думе, Совете Федерации, различных отраслевых мероприятиях. В итоге мы нашли понимание в Министерстве энергетики России по этому вопросу, и Минэнерго в инициативном порядке разработало проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», распространяющий действие этого закона на СУГ, а также расширяющий перечень замещаемых видов моторного топлива.

Законопроект внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. 14 марта 2012 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении и имеет все перспективы быть принятым до конца этого года.

После принятия этого федерального закона необходимо подготовить соответствующие изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», а также в Приказ Минэкономразвития России № 61 от 17 февраля 2010 г. «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

 

Другие инициативы

Кроме этого целесообразно продолжить продвижение других инициатив по стимулированию использования газовых видов моторного топлива, таких как:

  • внесение изменений в статью 259.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части применения повышенного коэффициента амортизации для опасных производственных объектов;
  • внесение изменений в статью 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обязательной дифференциации налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от экологического класса категорий транспортных средств;
  • внесение изменений в Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления минимально допустимой доли транспортных средств, использующихся в качестве такси, предназначенных или переоборудованных для работы на газовом моторном топливе;
  • внесение изменений в Федеральный закон №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха» и в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части введения ограничений на передвижение транспортных средств в зависимости от их экологического класса в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Эти и другие инициативы, направленные на стимулирование использования ГМТ могли бы быть объединены в отдельный проект федерального закона «О внесении изменений и дополнении в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам использования газовых видов моторного топлива».

В части технического регулирования необходимо добиваться приведения к общемировой практике величин противопожарного риска для лиц, находящихся в зоне жилой и общественной застройки вблизи опасных производственных объектов, в т.ч. объектов газозаправочной инфраструктуры.

В настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении внесенный Правительством Российской Федерации 29 сентября 2011 г. в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Законопроект разработан с учетом практики применения Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и в числе прочих нововведений содержит норму о снижении требований к величине индивидуального и социального пожарного риска на опасных производственных объектах для людей, находящихся в жилой и общественной зоне вблизи этих объектов с 10 в минус 8 до 10 в минус 6 степени.

Этот показатель является ключевым при проектировании объектов газозаправочной инфраструктуры. Именно, исходя из требований к величине таких рисков, в конечном итоге, устанавливаются минимально допустимые противопожарные расстояния от газовых заправок.

Ни для кого не секрет, что в нашей стране увеличенные противопожарные расстояния являются одной из главных причин, сдерживающих развитие газозаправочной инфраструктуры в крупных городах, где сконцентрировано наибольшее количество наших потенциальных потребителей. Противопожарные расстояния в развитых странах Западной Европы в разы меньше наших.

Разработанный Правительством России законопроект устраняет этот недостаток, приводя степени противопожарного риска в соответствие с мировой практикой, однако в проекте содержится оговорка о необходимости проведения дополнительных инженерно-технических мероприятий, которая по нашему мнению является не просто излишней, но и может на практике свести на нет весь положительный эффект от принятия таких изменений.

Депутатом Государственной Думы В.В. Зиновьевым, внесена поправка, исключающая необходимость проведения таких дополнительных мероприятий. Однако эта инициатива не поддержана новым составом Комитета по безопасности Государственной Думы ко второму чтению. Таким образом, пока эта проблема остается открытой. А без развития газозаправочной инфраструктуры парк газомоторной техники существенно увеличить не удастся!

Например, на участке площадью в 3100 м2, можно разместить обычную АЗС на 6-7 постов, а газовую заправку максимум на 4 поста.

На традиционной АЗС можно разместить и сопутствующие объекты: магазин, мойку, шиномонтаж, на газовой же заправке сделать этого нельзя, при этом оборот АЗС в 10 раз больше оборота газовой заправочной станции! Какой бизнес выгоднее - по-моему, очевидно. И стимулирование использования газа в качестве моторного топлива должно идти, прежде всего, в направлении развития инфраструктуры!

Участникам рынка надо объединить свои усилия для решения этой проблемы в федеральных органах власти!

 

Перевод сельхозтехники на газ

Отдельным блоком вопросов может идти инициатива по переводу парка сельскохозяйственной техники на газ.

В рамках, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 (в ред. от 21.04.2011), Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. предусмотрены меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, желающих переоборудовать имеющийся автотранспорт и с/х технику на газомоторное топливо. Суть поддержки заключается в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на приобретение оборудования для перевода АТС на газомоторное топливо.

Однако у нас есть более интересное предложение. Оно связано со вступлением России в ВТО.

Целесообразным представляется использование переходного периода (2012-2014 гг.), в течение которого в соответствии с условиями вступления России в ВТО финансирование АПК будет сохраняться на прежнем уровне, для широкомасштабного перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо и развитие системы автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) в регионах. Не секрет, что в структуре себестоимости сельхозтоваропроизводителей расходы на топливо не редко составляют до 50%. Проведение подобного перевооружения и последующее использование с/х производителями более дешевого и экологически чистого моторного топлива не будет являться прямой дотацией, но позволит существенно помочь отечественному АПК.

Такое переоборудование целесообразно начать с одного или двух пилотных проектов в областях, уже имеющих определенную газовую инфраструктуру, например в регионах, в которых находятся АГНКС, передаваемые в эксплуатацию ОАО «Газпром газэнергосеть».

 

Газомоторное топливо
для государственного
и муниципального транспорта

Также надо активизировать работу с администрациями субъектов Российской Федерации по стимулированию использования СУГ и природного газа в качестве моторного топлива государственным и муниципальным транспортом.

Опыт такого сотрудничества у нас тоже есть - в настоящее время ОАО «Газпром газэнергосеть» реализует совместно с ЗАО «СИБУР Холдинг» и Правительством  Нижегородской обл. пилотный проект по замещению сжиженным углеводородным газом бензина, используемого муниципальными транспортными средствами в качестве моторного топлива.

Такая работа может быть продолжена и в других субъектах Российской Федерации.

Еще одной инициативой по продвижению газа в качестве моторного топлива, по нашему мнению, должно стать давно назревшая гармонизация нормативно-технической базы.

Действующие нормативно-технические документы строятся на технических решениях 50-х годов и не учитывают возможностей современных материалов и технологий! Это тоже отдельный пласт работы и он еще ждет своей очереди.

 

О КОМПАНИИ

ОАО «Газпром газэнергосеть» - крупнейшая в России компания по реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ) выступает единым оператором ОАО «Газпром» по реализации СУГ, нефтепродуктов и серы в регионах РФ. Согласно постановлению правления ОАО «Газпром» от 30 ноября 2009 г. № 57 «О введении в действие новой редакции Концепции участия ОАО «Газпром» в газификации регионов РФ» компания ОАО «Газпром газэнергосеть» является заказчиком по объектам автономной газификации на СУГ.

Производственные активы по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа Общества работают в 17 регионах РФ.

Активы находятся в управлении дочерних компаний ОАО «Газпром газэнергосеть», которые имеет статус региональных операторов и представляют интересы Общества на данной территории. Поставки СУГ осуществляются в 64 региона России.

Активы ОАО «Газпром газэнергосеть» это газонаполнительные станции, нефтебазы, автомобильные заправочные станции различных видов и завод по производству пропеллента углеводородного.


Все статьи рубрики Новые технологии

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22) , №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей