Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (22) за 2012 г

Скачать номер в формате pdf (3139 kБ)

Исполнение требований закона об энергосбережении муниципальными учреждениями Екатеринбурга



Рубрика: Экономика и управление
Автор: А.М. Клюкин


 А.М. Клюкин, директор, МБУ «Энергосбережение», г. Екатеринбург

 

С принятием Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» к организациям с участием муниципалитета предъявлены достаточно серьезные требования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это проведение обязательных энергетических обследований, разработка программ по энергосбережению муниципальных учреждений и ряд других требований, направленных на обеспечение снижения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Темпы снижения потребления ТЭР регламентированы п. 1 ст. 24: «Начиная с 1 января 2010 года (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объемы потребленных ими ТЭР в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного ими в 2009 году». Для многих учреждений города Екатеринбурга указанное снижение представляется достаточно серьезную проблему, с которой зачастую «в одиночку» учреждению не справиться.

Муниципальным бюджетным учреждением «Энергосбережение», по поручению Администрации города Екатеринбурга, с 2007 г. осуществляется мониторинг потребления ТЭР муниципальными учреждениями города Екатеринбурга. С принятием Федерального Закона «Об энергосбережении...» задача по снижению потребления ТЭР учреждениями социальной сферы приобрела конкретные сроки.

В городе Екатеринбурге осуществляют свою деятельность 663 муниципальных учреждения, из них 632 учреждения социальной сферы, к примеру, в Управлении образования 481 учреждение с 561 объектами.

В связи с тем, что основные затраты бюджета приходятся на долю тепловой энергии, рассмотрим разработанные МБУ «Энергосбережение» подходы к мониторингу и анализу потребления тепловой энергии муниципальными учреждениями.

Основным индикатором в этом случае был выбран показатель - «Удельное теплопотребление, Гкал/м²». Но сравнивать указанную величину для нескольких учреждений просто так нельзя, так как в зависимости от года постройки менялись требования к тепловой защите зданий, в зависимости от специфики объектов удельное теплопотребление может отличаться в разы. Для того чтобы сравнивать и анализировать данные по учреждениям, все учреждения социальной сферы были классифицированы по группам:

  • объекты муниципальных учреждений, где условия энергопотребления не менялись с 2007г.;
  • объекты муниципальных учреждений, где условия энергопотребления изменились с 2007г.;
  • объекты, вновь построенные и введенные в эксплуатацию после 2009г.;
  • объекты муниципальных учреждений, реконструированные после 2009г.;
  • объекты, переданные на баланс муниципальных учреждений после 2009г. и не подвергавшиеся реконструкции.

Данная классификация позволила получить группы объектов, близкие по теплотехническим характеристикам и группу объектов, на которую не распространяется требование закона 261-ФЗ в части снижения потребления ТЭР по 3% в год.

Каждая группа была разделена по типам объектов.

Учреждения образования:

  • дошкольные учреждения, расположенные в отдельно стоящих зданиях;
  • школы, расположенные в отдельно стоящих зданиях;
  • центры образования, расположенные в отдельно стоящих зданиях;
  • образовательные учреждения, расположенные во встроенных или пристроенных помещениях к жилым многоквартирным домам.

Таким образом, учреждения образования разделились на однотипные учреждения, в соответствии с заданными критериями.

Дальнейшее сравнение учреждений в каждой группе проводилось в сравнении со средним удельным энергопотреблением однотипными учреждениями. Сравнивалось удельное энергопотребление конкретного учреждения со средним удельным энергопотреблением однотипными учреждениями.

Данный анализ позволяет выявить учреждения с высоким или низким удельным энергопотреблением. По итогам мониторинга дополнительно проводятся экспресс-аудиты - выездные проверки, осуществляемые сотрудниками МБУ «Энергосбережение». После проверки составляется отчет, в котором выдаются рекомендации учреждению по оптимизации потребления энергоресурсов. Положительный опыт внедрения энергоэффективных мероприятий, выявленный в результате экспресс-аудита, используется для разработки рекомендаций и распространения его на другие учреждения города.  


 

Рис. 1. Структура учреждений образования г. Екатеринбурга

Структура учреждений образования г. Екатеринбурга

 

Рис. 2. Динамика удельного потребления энергоресурсов и воды дошкольными учреждениями,
расположенными в отдельно стоящих зданиях в 2007-2011 гг.

Динамика удельного потребления энергоресурсов и воды

 

На рис. 2 представлена динамика удельного потребления ТЭР по дошкольным учреждениям. Из диаграмм видно, что некоторые учреждения снизили потребление по отдельным видам ресурсов более 15%, т.е. выполнили требование закона к 2015 г. уже в 2011 г.

С 2009 по 2011 гг. потребление тепловой энергии муниципальными учреждениями города Екатеринбурга выросло с 500 957 до 513 728 тыс. Гкал, при этом требования закона «Об энергосбережении...» были выполнены!

Возрастание теплопотребления объясняется вводом новых объектов в среднем по 16 объектов в год.

Объекты учреждений, введенные в эксплуатацию после 2009 г. или подвергшиеся реконструкции после 2009 г., не подпадают под требование ст. 24 ФЗ № 261-ФЗ и эти объекты увеличили итоговое потребление тепловой энергии по городу в целом. Обоснованное увеличение рассчитывается в соответствии с Приказом от 24.10.2011 № 591 Министерства регионального развития РФ.

При исполнении требований закона «Об энергосбережении...» не стоит забывать о среднегодовой температуре, что существенно может увеличить потребление в абсолютных величинах. Так снижение средней температуры наружного воздуха в отопительный период на один градус дает возрастание потребления тепловой энергии учреждениями города на 8000 Гкал в год, а при использовании среднегодовых температур и коэффициента, отражающего изменение средней температуры наружного воздуха в отопительные периоды отчетного периода, примененные в приказе № 591, - на 10400 Гкал.

 

Рис. 3. Исполнение федерального закона № 261-ФЗ муниципальными учреждениями
Екатеринбурга по потреблению тепловой энергии за 2011 г.

 

 Исполнение федерального закона 261ФЗ муниципальными учреждениями

 

Выводы

Подводя итоги проведенного анализа можно сказать, что:

1.      13,4% учреждений образования - уже в 2011 г. выполнили требование закона о снижении потреблении ТЭР на 15%.

2.      58,1% могут выполнить требование закона после внедрения энергосберегающих мероприятий по результатам проведенных энергоаудитов.

28,5% выполнят требования закона только после проведения реконструкции зданий. В данную группу попали учреждения, которые до 2009 г. активно внедряли энергосберегающие мероприятия. Считаем, что требования закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» завышены к данной категории учреждений.

 

Все статьи рубрики Экономика и управление

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22) , №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей