Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 3 (22) за 2012 г

Скачать номер в формате pdf (3139 kБ)

Опыт реализации региональной программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности Свердловской обл. на 2010-2015 годы и целевых установках на период до 2020 года



Рубрика: Экономика и управление
Автор: Н.Б. Смирнов


 Н.Б. Смирнов, Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области

 

(Доклад на Всероссийском отраслевом форуме «Технологии энергоэффективности-2012», 11-12 апреля 2012 г., г. Екатеринбург)

 


Во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства Свердловской области от 24.03.2010 г. № 472-ПП принята Региональная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Свердловской области на 2010-2015 годы и целевые установки на период до 2020 года (далее - Региональная программа). Программа носит инвестиционный характер. Основной целью программы является снижение к 2020 г. энергоемкости валового регионального продукта Свердловской обл. не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Результатом реализации программы должно стать вовлечение в хозяйственную деятельность потенциала энергосбережения, который по расчетам специалистов Института энергосбережения составляет 17,2 млн т у.т., что составляет 24% от энергопотребления области в 2011 г. (70,5 млн т у.т.), а так же повышение энергоэффективности экономики. Общий объем затрат по программе составляет 207,4 млрд руб., в том числе средств областного бюджета - 1,3 млрд руб., местных бюджетов - 8,7 млрд руб., внебюджетных средств - 197,3 млрд руб.

Программа состоит из паспорта, девяти разделов и трех приложений. Программа содержит описание характеристики проблемы; цели и задачи; систему программных мероприятий, состоящую из подпрограмм, составленных по отраслевому признаку; целевые показатели в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности; этапы и сроки реализации программы; оценку объемов финансирования мероприятий программы; оценку социально-экономи-ческой эффективности программы. В программе дана оценка потенциала энергосбережения Свердловской обл., реализация которого позволит решить поставленную задачу. Так же в программе приведены показатели сводного баланса приходной и расходной частей топливно-энергетического баланса Свердловской обл. (отчетный и плановый).

В рамках реализации отраслевых подпрограмм реализуются следующие мероприятия.

 

1. В бюджетной сфере

В области реализуется областная целевая программа «Энергосбережение в Свердловской области» на 2011-2015 годы. Общий объем финансирования программы составляет 1035 млн руб. Основными мероприятиями программы являются проведение энергетических обследований, модернизация теплоисточников бюджетных учреждений, установка систем автоматического регулирования потребляемой тепловой энергии, внедрение энергоэффективного оборудования, предоставление субсидий муниципальным образованиям в Свердловской области на завершение оснащения приборами учета. В рамках программы в 2011 г. реконструированы 3 котельные, разработано 70 проектов систем автоматического регулирования, приобретено 235 блочно-модульных узлов коммерческого учета тепла, проведено энергетическое обследование 69 бюджетных учреждений, произведена модернизация АСУ «Лимитирование» с разработкой программного продукта для использования электронной цифровой подписи, предоставлены субсидии 30 муниципальным образованиям в Свердловской обл. Сумма расходов областного бюджета составила 116,7 млн руб. В 2012 г. расходы на реализацию программы составят 380 млн руб.

В связи с принятием Государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» Свердловская обл. в 2011 г. направила заявку и получила субсидию на софинансирование мероприятий программы энергосбережения в размере 39,2 млн руб.

Практически во всех муниципальных образованиях Свердловской обл. разработаны и приняты муниципальные программы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской обл. ведется систематическая работа по консультированию специалистов муниципальных образований для корректировки и согласования разработанных программ.

В соответствии с порядком формирования областного бюджета, установленным постановлением Правительства Свердловской обл. от 15.09.2010 г. № 1342-пп ежегодно формируются расходные полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской обл. на реконструкцию и модернизацию муниципальных объектов коммунального хозяйства для повышения их энергоэффективности. Данные средства направляются на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению. В 2011 г. сумма сформированных расходных полномочий составила 617,4 млн руб. На 2012 г. сумма составила 788,5 млн руб. Данные средства направляются на реализацию муниципальных программ в сфере энергосбережения.

По состоянию на 01.01.2011 г. здания, строения и сооружения, используемые для размещения органов государственной власти Свердловской обл., в которых в соответствии с действующим законодательством необходимо было установить приборы учета, на 100% оснащены приборами учета. Всего установлен 8881 прибор учета. Однако в связи с передачей в 2011 г. значительного количества муниципальных бюджетных учреждений на баланс областного бюджета работа по установке приборов учета будет продолжена.

По информации, полученной от органов местного самоуправления на 01.01.2012 г., в зданиях, строениях и сооружениях, используемых для размещения органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской обл., установлено 89,5% приборов учета от необходимого количества (22166 приборов учета из 24737).

Основными причинами в отставании сроков по установке приборов учета органами местного самоуправления является недостаточность средств в местных бюджетах. В связи с этим, местным бюджетом так же формируются расходные полномочия на установку приборов учета в социальной сфере.

Так же для решения задачи по установке приборов учета органам местного самоуправления рекомендуется организовать взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, которые в соответствии с пунктами 9, 10 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении...» с 1 июля 2010 г. обязаны осуществлять деятельность по установке приборов учета.

В Свердловской обл. в 2008 г. создано и работает Государственное бюджетное учреждение «Институт энергосбережения». Основной задачей Института с принятием федерального закона об энергосбережении стало содействие в реализации его основных положений. С 2008 г. Институт ведет работу по лимитированию потребления топливно-энергетических ресурсов главными распорядителями средств областного и местных бюджетов, а с 2010 г. - с использованием «Автоматизированной системы управления лимитированием потребления топливно-энергетических ресурсов бюджетными учреждениями Свердловской области». Институт проводит энергетические обследования организаций бюджетной сферы, разрабатывает методики проведения энергоаудитов.

В 2011 г. на базе Института создан учебный центр, который начал работу в 2012 г. Институтом разрабатываются методические рекомендации по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Ведется работа по составлению прогнозного производства и потребления топливно-энергетических ресурсов и расчету потенциала энергосбережения, созданию и ведению информационных баз данных в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, проводятся научные исследования.

 

2. В жилищно-коммунальном хозяйстве

По информации, полученной от органов местного самоуправления по состоянию на 01.01.2012 г., на границе балансовой ответственности многоквартирного жилищного фонда установлено 63,4% приборов учета от необходимого количества (211764 приборов учета из 312648).

Для оказания финансовой поддержки органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской обл. на 2012 г. сформированы расходные полномочия, соответствующие муниципальному жилищному фонду, на установку общедомовых приборов учета потребляемых топливно-энергетических ресурсов в размере 86,9 млн руб.

Для выполнения требований законодательства об установке приборов учета в многоквартирном жилищном фонде в установленный срок главам муниципальных образований, управляющим и ресурсоснабжающим организациям рекомендовано использовать механизмы внебюджетного финансирования, в том числе заключать лизинговые договоры.

Так же в 2011 г. в рамках реализации на территории Свердловской обл. Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде реформирования ЖКХ» на границе балансовой ответственности многоквартирных домов было установлено 205 приборов учета энергоресурсов и систем регулирования потребляемой тепловой энергии. С применением энергосберегающих технологий осуществлен ремонт кровли в количестве 69,8 тыс. м2 (106,6 млн руб.) и осуществлен ремонт фасадов в количестве 136,1 тыс. м2 (105,1 млн руб.). Проведены энергетические обследования 10 многоквартирных домов (Новоуральск, Камышлов). Всего в рамках реализации 185-ФЗ с 2008 по 2011 гг. установлены 6423 прибора учета.

В рамках областной целевой программы «Развитие жилищного комплекса в Свердловской области» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской обл. от 11.10.2010 г. № 1487-ПП реализуется подпрограмма «Развитие и модернизация инженерной инфраструктуры». Общий объем финансирования подпрограммы составляет 2677 млн руб., в том числе 1742 млн руб. - из областного бюджета, 603 млн руб. - из федерального бюджета, 306 млн руб. - из местных бюджетов, 26 млн руб. - внебюджетные средства. Основным мероприятием является модернизация объектов инженерной инфраструктуры муниципального значения с применением энергосберегающих технологий и оборудования.

Постановлением Правительства Свердловской обл. от 01.06.2010 № 850-ПП утверждена Концепция региональной программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2010-2020 годы». Для ее реализации Свердловская обл. вошла в один из пяти регионов России, где готовятся к запуску пилотные проекты по финансированию проектов модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе государственно-частного партнерства. Так же для привлечения инвестиций в мероприятия по реконструкции сетей водоснабжения создан Областной водоканал, который объединяет активы нескольких муниципальных водоканалов и занимается разработкой бизнес-планов по реконструкции сетей.

Отдельно остановлюсь на работе по энергосбережению, проводимой в строящемся районе «Академический». 28.09.2010 г. принято распоряжение Губернатора Свердловской обл. А.С. Мишарина № 167-РГ «Об утверждении Концепции разработки и внедрения энергоэффективных технологий в планировочном районе «Академический» в городе Екатеринбурге и присвоении ему статуса экспериментальной площадки Свердловской обл. по разработке и внедрению энергоэффективных технологий». Распоряжением Правительства Свердловской обл. от 18.02.2011 г. № 213-РП утвержден план мероприятий по реализации Концепции разработки и внедрения энергоэффективных технологий в планировочном районе «Академический» в городе Екатеринбурге на период до 2025 г.

Работая в соответствии с утвержденным планом в 2010-2011 гг., удалось добиться снижения теплопотребления на построенных многоквартирных домах на 30-35% от среднегородского уровня (0,0224 вместо 0,033 Гкал/(м2 мес.), в 10 раз сократить расходы электроэнергии на освещение мест общего пользования. Выполненное энергообследование построенных домов позволило присвоить им класс энергоэффективности «С» - нормальный. В качестве экспериментального был запроектирован и построен дом класса энергоэффективности «В++». Данная работа проводилась совместно со специалистами немецкого концерна. Работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности на инженерных сетях позволили достигнуть величины потерь тепловой энергии в размере 2,63%, электрической энергии - 3,92%, экономии платежей за жилищно-коммунальные услуги - 25% от среднегородского уровня. В районе функционирует единый диспетчерский центр сбора и обработки информации о потребляемых энергоресурсах.

Для стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской обл. ежегодно проводится конкурс на звание «Лучшее муниципальное образование по энергосбережению». Результаты данного конкурса учитываются при оценке и формировании расходных полномочий на реконструкцию и модернизацию инженерной инфраструктуры муниципального значения в виде дополнительного повышающего коэффициента.

 

3. В промышленности

С учетом действующего законодательства расходы областного и местных бюджетов осуществляются на реализацию энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере и в жилищном фонде. Однако, необходимо учитывать, что Свердловская обл. -крупный старопромышленный регион, энергопотребление в котором в 2011 г. составило около 70,5 млн т у.т. (по первичному топливу, рост к 2010 г. на 2,7%). Выполненная оценка энергоэффективности экономики Свердловской обл. показывает, что доля энергоемких отраслей (ТЭК, металлургия, строительство) продолжает преобладать и составляет 68,8% (в России - 54,6%). В связи с этим основная часть потенциала энергосбережения находится именно здесь и мероприятия по снижению энергоемкости должны приоритетно реализовываться в этих отраслях.

В промышленном комплексе Свердловской обл. наиболее значимыми энергоэффективными проектами, реализованными в 2011 г. можно назвать:

  • модернизацию автоматизированной системы учета энергии на ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»,
  • внедрение автоматизированных систем коммерческого учета топливно-энергетических ресурсов на ОАО «Уралхиммаш»;
  • внедрение в эксплуатацию устройства поперечной компенсации реактивной мощности на трех печах на ОАО «Серовский завод ферросплавов»;
  • внедрение регулируемых электроприводов на основном технологическом оборудовании, внедрение эффективных систем освещения (ОАО «Стройдормаш»);
  • модернизацию теплоисточников и систем теплоснабжения (ОАО «Синарский трубный завод»);
  • внедрение эффективных систем сжатого воздуха (ЗАО «Русский хром 1915»).

Всего реализовано более 65 проектов на сумму более 400 млн руб. (без учета модернизации основного технологического оборудования).

С 2011 г. по инициативе Губернатора Свердловской обл. А.С. Мишарина учреждена премия Губернатора Свердловской обл. в сфере энергосбережения. Премия присуждается руководителям организаций, осуществляющим деятельность на территории Свердловской обл., за высокоэффективное руководство организацией, выразившееся в достижении высоких показателей в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и вручается в 8 номинациях. Размер каждой премии составляет 250 тыс. руб. В 2011 г. премия была вручена победителям в 7 номинациях.

В соответствии с требованиями действующего законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности Региональной энергетической комиссией Свердловской обл. проводятся проверки соблюдения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требований к принятию программы в сфере энергосбережении и повышения энергоэффективности. По результатам проведенных в 2011 г. проверок составлено 65 протоколов о привлечении к административной ответственности. В связи с этим необходимо отметить, что не все организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, разработали данные программы.

/Справочно: по состоянию на 01.03.2012 г. программы энергосбережения разработаны в 1152 организациях, в том числе в 600 - соответствуют установленным требованиям, в 258 - соответствуют, но есть замечания, 294 - не соответствуют. В 434 организациях программы не разработаны./

Для стимулирования организаций производящих секторов экономики к повышению энергоэффективности к действующим мерам (льготы по налогу на имущество, государственные гарантии при реализации инвестиционных проектов с привлечением заемного капитала) необходимо принять дополнительные меры государственной поддержки. Учитывая это, в Региональную программу подготовлены соответствующие изменения.

 

Выводы

Затраты на реализацию мероприятий Региональной программы в 2011 г. из всех источников составили 12,73 млрд руб. (с учетом строительства блока БН-800 на Белоярской АЭС). Эффективность выполненных мероприятий оценивается в 4,56 млн т у.т., что составляет 7,3% от намеченной величины экономии к 2015 г. Основным результатом мы считаем снижение энергоемкости валового регионального продукта в 2011 г. относительно 2010 г. (73,4 кг у.т./1000 руб. ВРП в ценах 2005 г.). Снижение составляет 4% от уровня 2007 г. Очевидно, что, несмотря на положительную динамику, темп снижения энергоемкости не соответствует необходимому. Для достижения поставленных целей необходимо принятие дополнительных мер государственного стимулирования, которых не достаточно. Так же ощущается и дефицит институтов для стимулирования инвестиций и поддержки всего процесса энергоэффективности. Пока «провисает» без четкой комплексной системы поддержки бюджетная сфера - средства бюджетов ограничены, стимулирующие механизмы не работают, энергосервисные контракты практически не заключаются. Аналогично, не хватает механизмов взаимодействия с бизнесом, в частности, с промышленностью, причем общих, прописанных на федеральном уровне.

 

Благодарим ООО НПО КАРАТ
(
http://www.karat-npo.ru)
за предоставленный материал.

Все статьи рубрики Экономика и управление

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22) , №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей