Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (17) за 2011 г

Скачать номер в формате pdf (2630 kБ)

Рекомендации для принятия решений по внедрению систем поквартирного отопления



Рубрика: Теплоснабжение
Автор: С.А. Дячук
Технология: Организация индивидуального поквартирного отопления
Объекты внедрения: Общедомовые системы, в.т.ч. многоквартирных домов.

С.А. Дячук, генеральный директор, ЗАО «Региональные энергетические системы», г. Котельники,
Московская обл.

В последнее время все чаще и чаще органам местного самоуправления и МУПам различных городов России приходится сталкиваться с желанием части жителей перевести свое жилье на поквартирное отопление. При этом возникает масса проблем. В статье предлагается ряд рекомендаций по разрешению возникшей проблемной ситуации.


В Российской Федерации установка индивидуальных отопительных теплогенераторов для поквартирного отопления (ПО) регламентируется рядом документов. Перечень основных документов представлен ниже.

Письма Госстроя РФ 29.12.01 г. № ЛБ-7115/12 и № ЛБ-725/9 от 11.02.03 г., СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», СНиП 2.04.08-87* Газоснабжение (с изменениями и дополнениями), СНиП 2.04.07-86* Тепловые сети (с изменениями и дополнениями), СНиП II-26-76 Нормы проектирования (с изменениями и дополнениями), СНиП 2.08.01-89* Жилые здания (с изменениями и дополнениями), СНиП 2.04.05-91* Отопление, вентиляция и кондиционирование, СНиП II-3-79* Строительная теплотехника, ТСН ИПСТ-2004 Московской области «Индивидуальная поквартирная система теплоснабжения на базе двухконтурных газовых котлов с закрытой камерой сгорания» (2003 г.), Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170.

При этом необходимо учитывать, что Постановление Госстроя России от 26.06.2003 № 115 «О принятии и введении в действие строительных норм и правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (СНиП 41-01-2003, разработанный Госстроем РФ, на который, как правило, ссылаются сторонники поквартирного отопления), до настоящего времени не зарегистрировано в Минюст РФ (письмо Минюст РФ от 18.03.2004 г. № 07/2958 ЮД). То же, в отношении СНиП 31-01-2003. Парадокс, но СНиПы носят характер рекомендательного, но не законодательного документа.

Прежде всего, необходимо признать право жителей на свободный выбор способа отопления собственного жилья, но строго в рамках законодательно установленных процедур. Также необходимо учитывать ограничения для применения настенных отопительных установок. Согласно ТСН ИПСТ-2004 МО «Индивидуальная поквартирная система теплоснабжения на базе двухконтурных газовых котлов с закрытой камерой сгорания» (2003 г.), - ПО не применяется в жилых домах этажностью до 5-и включительно в том случае, если в них предусматривается установка газовых водогрейных котлов (газовых колонок) с открытой камерой сгорания.

Процесс внедрения ПО, во избежание нежелательных техногенных, экономических и социальных последствий, предлагается регламентировать органами местного самоуправления.

Необходим законодательно (районной или городской Думой) закрепленный порядок перехода на ПО по видам зданий:

1. проектируемые (вновь строящиеся), по категориям:

  • индивидуальное строительство;
  • муниципальная коттеджная застройка;
  • многоквартирные жилые здания (до 5 этажей и выше);
  • нежилые здания;

2.   существующие, по тем же категориям.

Вне всяких сомнений, разработка подобного порядка перевода на ПО является сложным процессом. Вероятно, при его разработке потребуется привлечение специалистов. Однако принятие законодательно утвержденного порядка позволит МУПам избежать в будущем проблем, связанных с возможными отрицательными последствиями беспорядочного процесса перевода жилья на ПО. Необходимо учитывать некоторые возможные последствия, представленные ниже, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными.

 

Об ответственности принятия решений по внедрению систем ПО

Согласно закону «О техническом регулировании» все принятые до июля 2003 г. СНиПы, в соответствии с п. 1. ст. 46 Закона подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

  • защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Все остальные положения, приведенные в СНиПах, а также в ГОСТах и других ранее действовавших обязательных документах, носят чисто рекомендательный характер. Остается вопрос - как определить, какое положение каждого конкретного СНиПа обязательно к исполнению, потому что, например, оно предупреждает действия, вводящие потребителя в заблуждение.

Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Важнейшим вопросом, на наш взгляд, является ответственность государственных органов за принимаемые решения.

Новый Градостроительный кодекс ввел ответственность государства в этом вопросе. В случае наличия положительного заключения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, не соответствующих требованиям технических регла­ментов, Российская Федерация, а также органы местного самоуправления, несут субсидиарную ответственность за возмещение в полном объеме вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц. В случае наличия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации или негосударственной экспертизы проектной документации, не соответствующих требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, субсидиарную ответственность за причинение указанного вреда несут, соответственно, Российская Федерация, органы местного самоуправления и организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации.

 

О процессе выдачи разрешения  на внедрение ПО

Нежелательно начинать процесс выдачи разрешения на внедрение ПО отдельным квартиросъемщикам в многоквартирных домах. Здесь необходимо законодательно закрепить принцип: перевод на ПО всех квартир многоквартирного дома с разработкой соответствующей проектной документации и соответствующими согласованиями, либо отказ в переводе отдельной квартиры.

Основные шаги по согласованию такого процесса для многоквартирного жилого дома, как правило, включают в себя следующие этапы.

1.    Создание товарищества собственников жилья (ТСЖ) или иной самоуправляемой организации многоквартирного дома.

2.    Принятие решения ТСЖ о переводе жилого дома на ПО.

3.    Наличие у ТСЖ правоустанавливающих документов на жилые помещения. Для проектируемых и строящихся объектов недвижимости - постановление главы муниципального образования о разрешении строительства.

4.    У ТСЖ (собственника жилья) должны также быть к моменту обращения в МУП:

  • технические паспорта жилых помещений и собственно жилого дома ТСЖ;
  • согласие в письменной форме всех членов семей нанимателей (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемые и/или перепланируемые жилые помещения;
  • Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и/или перепланировки жилого помещения, если таковое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

5.    Обращение ТСЖ в МУП (ЖЭУ) о согласовании заявлений о возможности переустройства и/или перепланировки жилых помещений по форме, утвержденной Правительством РФ, и об отключении дома от системы централизованного отопления.

6.    Обращение ТСЖ (собственника жилья) в отделение (трест) газоснабжающей организации за техническими условиями на проектирование.

7.    Заказ ТСЖ расчета баланса тепла и топлива для нужд ТСЖ. Расчет производится любой проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Расчет выполняется в соответствии с «Методическими указаниями по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий» (АКХ им. К.Д. Памфилова, 1994 г.).

8.    Обращение ТСЖ в газотранспортную организацию за согласованием возможности транспортировки по существующим сетям газоснабжения расчетного объема газа для нужд ТСЖ. При невозможности транспортировки газа по существующему газопроводу, ТСЖ (собственник жилья) обязан разработать Проект перекладки газопровода в соответствии с полученными Техническими условиями.

9.    Обращение ТСЖ в Регионгаз за выделением лимита на газоснабжение для нужд ТСЖ.

10.  Заказ ТСЖ, на основании полученных согласований, Проекта перевода жилого многоквартирного дома ТСЖ на ПО. При этом необходимо учитывать все факторы, и все затраты, предстоящие квартиросъемщикам, вплоть до рекультивации земель после отсоединения от общегородской системы и извлечения подземных трубопроводов центрального отопления.

11.     Согласование Проекта (Проектов) и принятых в нем решений в Государственном техническом надзоре (газовая инспекция), Роспотребнадзоре, газоснабжающей и газотранспортной организациях, в Госархстройнадзоре, и в иных, предусмотренных действующим законодательством, инстанциях.

12.     Заключение Договоров на техническое обслуживание оборудования со специализированной организацией.

13.     Непосредственное выполнение работ по переводу жилого дома на ПО.

На данном этапе развития коммунальной энергетики следует подходить к проблеме применения ПО при реконструкции жилого фонда взвешенно и осторожно.

Никаких сомнений в целесообразности применения индивидуальных источников тепла и ГВС для коттеджной и малоэтажной застройки быть не может.

Для нового строительства также возможно принятие подобных вариантов теплоснабжения.

Однако рекомендации о регламентировании процесса необходимо выполнить!

В противном случае орган местного самоуправления и МУП столкнутся с бессистемным подходом, что, в свою очередь, повлечет как сложные последствия в экономике (даже если останется одна квартира, не оснащенная индивидуальным котлом, предприятие будет вынуждено либо отапливать все здание, либо за свой счет устанавливать котел несговорчивому квартиросъемщику, чтобы не нести дополнительных эксплуатационных потерь), так и техногенные последствия.

Следует отметить, что собственник жилья вправе настаивать на переводе приватизированного жилья на ПО, даже если в муниципальном образовании отсутствуют регламентирующие документы. При этом собственник приватизированного жилья может руководствоваться действующими нормативными документами РФ.

 

Статья опубликована в журнале «Новости теплоснабжения» № 10, 2006 г.


Все статьи рубрики Теплоснабжение

Посмотреть данную технологию более подробно,
Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17) , №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей