Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (17) за 2011 г

Скачать номер в формате pdf (2630 kБ)

Развитие саморегулирования в энергетическом комплексе



Рубрика: Экономика и управление
Автор: Н.Д. Бадаев

ОТ РЕДАКЦИИ: 20 июня 2011 г. в Москве состоялась конференция «Энергоаудит и энергосервис. Проблемы и решения». На конференции были подняты многие острые вопросы и предложены практические варианты их решения. В частности, была озвучена жесткая позиция Министерства энергетики РФ, которое намерено бороться с профанациями в области энергоаудита. В ближайшее время будет пересмотрена форма энергопаспорта. Предполагается, что энергетический паспорт будет содержать информацию о том, как можно улучшить энергетический класс здания и во сколько эти мероприятия обойдутся. Предлагаем Вашему вниманию одно из выступлений на прошедшей конференции.

 

Н.Д. Бадаев, председатель Подкомитета по энергетической безопасности Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, г. Москва

 Доклад на конференции «Энергоаудит и энергосервис. Проблемы и пути решения», 20 июня 2011 г.,
г. Москва. Печатается с сокращениями

 

Особенностью развития саморегулирования в энергетическом комплексе является то, что оно формируется не на «пустом месте». В настоящее время в нашей стране деятельность СРО осуществляется довольно активно в таких отраслях экономики, как финансовые рынки, банковский сектор, рынок земли и недвижимости, рынок страховых и аудиторских услуг, услуг оценщиков, арбитражных управляющих и ряда других.

Руководство государства и бизнес-сообщество в последние годы все больше внимания уделяют развитию саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности, как наиболее эффективного механизма, дополняющего, а в ряде случаев и заменяющего, государственное регулирование экономики.

Развитие саморегулирования в целом, как тема, и в отдельных отраслях экономики, выделяется в числе приоритетных задач в документах, определяющих стратегические направления развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому очевидно то место и значение, которые отводятся саморегулированию в энергетической сфере реального сектора экономики.

В настоящее время зарегистрировано уже около ста энергоаудиторских СРО, объединяющих в качестве членов более трех тысяч хозяйствующих субъектов и профессионалов.

Разработан ряд нормативно-методических документов, в частности энергопаспорт. Действуют и принимаются комплексные программы энергосбережения и энергоэффективности в регионах.

Вместе с тем, как видно из практики общения с представителями СРО, действующими в сфере энергоаудита, а также из материалов совещаний и «круглых столов», организуемых органами власти, количественный рост СРО не сопровождается соответствующим качественным уровнем их развития и деятельности.

Остановлюсь на основных проблемах, требующих немедленного решения, на которых наш Подкомитет планирует сосредоточить внимание в ближайшее время.

Главный вопрос - это кадры, а точнее, подготовка профессиональных энергоаудиторов и их аттестация.

Сегодня это самодостаточный бизнес, где обучающие организации вместе с организаторами СРО «штампуют» право называться профессиональными энергоаудиторами. Достаточно сказать, что желающие получить удостоверение о повышении квалификации, дающее право войти в состав соответствующего СРО, могут подать заявку в одну из многочисленных, обучающих организаций на обучение по дистанционной форме в объеме 72-х часов. Соискатель получает по интернету методические материалы, контрольные вопросы и направляет на них ответы. На этом процесс обучения завершен. Можете пополнять ряды «своей» СРО, обеспечивая, в свою очередь, соответствующий статус этой организации.

Налицо профанация обучения в ущерб качеству реализации всей идеи. Не удивительно, что энергоаудиторы не редко не умеют пользоваться тепловизорами и другим инструментарием.

К сожалению, энергоаудиторские СРО не исключение. В свое время трудный путь становления прошли СРО арбитражных управляющих, где имело место и подобная «погоня» за количеством лицензированных арбитражных управляющих, и цепная реакция по созданию этих СРО и низкая квалификация большинства так называемых «арбитражных управляющих».

По прошествии десяти лет, ситуация значительно улучшилась. И сегодня обучение, как и сдача экзаменов, осуществляются в очной форме. Есть положительный опыт развития саморегулирования, который может быть использован.

Что мешает уполномоченному органу - Минэнерго РФ надлежащим образом организовать систему подготовки энергоаудиторов?

В технических ВУЗах с энергетическим уклоном должна быть специализация для подготовки энергоаудиторов, как в свое время, была создана специализация для подготовки менеджеров по специальности «антикризисное управление».

Однако уже сейчас необходимо прекратить практику заочной дистанционной подготовки энергоаудиторов и серьезно заняться кадровой работой.

В ближайшее время мы планируем под эгидой ТПП РФ с привлечением региональных ТПП при участии ведущих ВУЗов и наиболее эффективных СРО рассмотреть вопрос создания системы подготовки кадров.

Второй основополагающий момент становления саморегулирования в новой сфере экономической деятельности - это стандарты и правила деятельности СРО, обязательные для исполнения всеми ее членами.

Что мы имеем в настоящее время? Состав представленных в открытом доступе документов свидетельствует о различной степени ответственности и качества в вопросах разработки и принятия стандартов СРО. Одни более детализированы, другие - менее и носят скорее формальный характер. А ведь это важнейшие моменты деятельности СРО. Речь идет о стандартах и правилах, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований членами СРО, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; стандарты и правила расчета потенциала энергосбережения; стандарты раскрытия информации о деятельности СРО и ее членов и некоторые другие.

Федеральный закон 261-ФЗ требует от каждой СРО принятия стандартов и правил ее деятельности, но и не запрещает разработать типовые стандарты на Федеральном уровне по инициативе уполномоченного органа.

В этой работе совместно с СРО могли бы принять активное участие и региональные органы власти.

Предавая особое значение названной проблеме, Подкомитет планирует серию мероприятий по изучению и обобщению практики разработки названных стандартов и правил и распространению наиболее подготовленных их них в качестве типовых.

Третий вопрос, свидетельствующий о качественном уровне деятельности СРО, - это механизм обеспечения имущественной ответственности ее членов. В этой связи Закон предусматривает формирование компенсационного фонда. Уставы регистрируемых СРО предусматривают размер и порядок внесения платежей взносов членов СРО в компенсационный фонд.

Но сегодня все понимают, что это не работающий на практике механизм, как с точки зрения недостаточности объема компенсационных средств, так и исходя из отсутствия системы внесудебного урегулирования споров с участием СРО.

В этой связи на повестку дня выходит главный вопрос - развитие цивилизованного саморегулирования в энергетическом комплексе невозможно в отрыве от развития бизнеса энергосервисных услуг. Очевидно, что энергетические обследования - не самоцель, а основа для осуществления комплекса работ, направленных на гарантированную экономию электричества и тепла.

В странах с развитой рыночной экономикой принята классическая финансовая схема работы энергосервисной компании. Энергосервисная компания проводит обследование, предлагает план модернизации, находит финансирование (банковское кредитование или лизинговые схемы) и осуществляет все необходимые работы. При этом расчет с энергосервисной компанией ведется из сэкономленных в результате модернизации средств. Если энергосервисные мероприятия проведены неправильно, энергосервисная компания, соответственно, ничего не получит.

Многие сейчас готовы мне возразить, что эта схема работоспособна при условии, если на объекте есть устоявшийся объем платежей за энергию, тепло и воду, что по известным причинам проблематично прогнозировать в нашей экономике. Но если речь идет о реальной работе по решению проблемы энергосбережения и энергоэффективности, то другого пути, по нашему мнению, нет. В противном случае все останется на уровне перевода бюджетных средств на счета энергоаудиторских СРО и коллекционирования энергопаспортов.

Таким образом, будущее в развитии саморегулирования в энергетическом комплексе - в расширении деятельности СРО в области энергетических обследований до СРО в области энергосервисных услуг.

Надо готовить изменения в Закон и расширять область деятельности СРО в энергетической отрасли в интересах потребителей с целью мотивации их к энергосбережению и энергоэффективности.

Важный вопрос развития саморегулирования вообще и в энергетическом комплексе  в частности - это контроль за деятельностью СРО. Государственный контроль, осуществляемый уполномоченным органом в форме проведения плановых и внеплановых проверок, необходимая составляющая в организации деятельности СРО.

Однако более перспективная форма контроля, отвечающая постулатам рыночной экономики, - это контроль профессионального сообщества, объединяющегося с целью самосовершенствования на принципах здоровой конкуренции и при условии высокого качества оказываемых услуг.

Я не пропагандирую идею единого национального объединения «энергосервисных СРО», по образцу Национального объединения строителей, но полагаю, что создание нескольких ассоциативных объединений СРО целесообразно и должно поддерживаться.

В связи с этим Подкомитет по энергетической безопасности ТПП РФ предусматривает мониторинг функционирования СРО в области энергетического обследования, естественно, на условиях добровольности и обоюдного согласия о взаимодействии. С нашей стороны будет предложена форма такого соглашения с СРО для решения вопросов повышения энергоэффективности и совершенствования системы их деятельности.

Приглашаю всех участников к такому сотрудничеству и полагаю, что совместные усилия позволят короткий срок добиться требуемого уровня саморегулирования в энергетическом комплексе.

 

Все статьи рубрики Экономика и управление

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17) , №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-76-40 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей