Энергосовет - энергосбережение и энергоэффективность

НП "Энергоэффективный город" представляет портал "Энергосовет" - всё об энергосбережении в интернете

Эта статья опубликована в журнале Энергосовет № 4 (17) за 2011 г

Скачать номер в формате pdf (2630 kБ)

Мероприятия по энергосбережению в подвижном составе городского электрического транспорта



Рубрика: Информация о работе Координационного совета
Автор: А.П. Шибанов

А.П. Шибанов, председатель Совета директоров ОАО «Новосибирский энергетический центр»,
г. Новосибирск

 Выступление на заседании Координационного совета Президиума Генерального совета Всероссийской Политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, 8 июня 2011 г., Государственная Дума, г. Москва

 

Я представляю Комитет по энергоэффективности Новосибирской городской Торгово-промышленной палаты, Межотраслевой фонд энергосбережения, исполнительным директором которого я являюсь, и группу предприятий, выполнявших работы по программе энергоэффективности в городском электрическом транспорте на протяжении более 10 лет.

Перечень работ, выполненный нашими предприятиями, позволил приступить к выпуску комплектного энергоэффективного привода для подвижного состава городского электрического транспорта (ГЭТ) (троллейбусов и трамваев). Это оборудование на сегодняшний день представлено всем заводам-производителям троллейбусов на территории Российской Федерации и эксплуатируется в подвижном составе ГЭТ более чем в 90 городах РФ и ближнего зарубежья.

Мы продолжили развитие темы эффективности ГЭТ. Очень сильно нас заинтересовала возможность автономного хода подвижного состава, которая обеспечивалась станцией управления приводом, и даже от штатного аккумулятора троллейбуса было обеспечено движение троллейбуса в автономном режиме на расстояние до 300 м. Модернизированный троллейбус сразу же получил повышенную мобильность на улицах города. Он мог объехать любое место аварии, переехать на другую улицу, присоединиться на другой маршрут и т.д. На территории депо эти троллейбусы перемещаются по любой траектории без контактной сети

 

 троллейбус

В этом направлении была проведена дальнейшая работа с использованием литий-ионных аккумуляторов и сегодня сертифицирован новый вид подвижного состава - это троллейбус с автономным ходом до 15 км в обе стороны от контактной сети при полной загрузке (итого 30 км). Мы получили совершенно новую уникальную по техническим характеристикам технику, которая позволяет конкурировать с автобусами в любой точке муниципального образования, т.е. территориально. Такой троллейбус в 5 раз энергоэффективнее, чем автобус, и у предприятий городского электрического транспорта при нормальной тарифной политике появляется весьма существенный ресурс, который может быть использован в качестве инвестиций для дальнейшего развития.  

Работа в Новосибирске велась в двух направлениях: развитие городского электрического транспорта за счет его приобретения на предприятиях, производящих ГЭТ, и повышение энергоэффективности действующего подвижного состава в режиме его реконструкции и модернизации. Отработана технология капитально-восстановительных ремонтов (КВР) троллейбусов и трамваев с переходом на энергоэффективный привод с возможностью длительного автономного хода.

В настоящее время в Новосибирске отрабатывается вариант использования автономного хода на трамваях, в случае, когда трамвай используется на неэлектрифицированных внутригородских железных дорогах промышленного назначения, используемых  для расширения маршрутов движения.

Полученные технические решения создали совершенно новые условия для развития государственно-частного партнерства в сфере городского общественного электрического транспорта. Сегодня и троллейбусы, и трамваи становятся интересными для инвесторов, потому что они эффективны и доходны. В этой ситуации развитие контактной сети может быть использовано в режиме концессионных соглашений. Все это сделано только благодаря тому, что в полном объеме завершены технические мероприятия по созданию городского электрического транспорта нового поколения.

На наш взгляд, в сегодняшних условиях дальнейшее развитие этой темы будет наиболее оптимальным в том случае, если на законодательном уровне аналогично с лампами накаливания будет принято решение о запрете оборота на территории Российской Федерации троллейбусов и трамваев, производимых с морально и технически устаревшими реостатно-контакторными системами управления. Эти системы отжили свой век, предельно неэффективны. Мы готовы обеспечить потребности любых предприятий, производящих трамвайную и троллейбусную технику, а муниципальным предприятиям городского электрического транспорта на условиях, например, франчайзинга готовы передать технологию капитально-восстанови-тельного ремонта. По нашему мнению 10-15 единиц троллейбусов либо трамваев, восстанавливаемых в год, создаст в любом мегаполисе на территории РФ ситуацию стопроцентного обновления подвижного состава в течение 10-15 лет.


РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА

 Экономия электроэнергии от внедрения энергосберегающего привода составляет: троллейбус - 42%, трамвай - 49%.

Экономия электроэнергии от внедрения энергосберегающего оборудования на подвижном составе городского электрического транспорта в г. Новосибирске за 2010 г. составила:

- троллейбус - 3,83 млн руб.;

- трамвай - 1,32 млн руб.;

- преобразователи - 3,24 млн руб.

Сэкономлено за 2010 г. - 8,39 млн руб.

 

Трамвай с энергосберегающим приводом, установленным при проведении капитально-восстановительных работ (КВР) силами депо или предприятий-производителей подвижного состава, потребляет на 49% меньше электроэнергии, ресурс работы продлевается на 7-10 лет. Стоимость восстановления в 3-3,5 раза ниже цены нового трамвая. 

Энергосберегающие приводы асинхронного и коллекторного двигателя троллейбуса могут устанавливаться на заводе изготовителе на новый подвижной состав, а так же при проведении КВР в условиях депо. По сравнению с существующими реостатно-контакторными системами управления (РКСУ) отличаются более высокой надежностью за счет исключения релейной аппаратуры. По данным эксплуатирующих предприятий трудоемкость обслуживания снижается на 40-45%. Энергопотребление на 31-42%. Оно обусловлено отсутствием потерь на пусковых реостатах. Стоимость восстановленного троллейбуса в 2-2,5 раза ниже, чем стоимость нового троллейбуса.

 

Принципы формирования схем развития городского общественного транспорта:

1.  Троллейбус с автономным ходом конкурентен автобусу на всей территории города и создает новую экологию общественного транспорта.

2.  Маршруты трамвая могут быть развернуты по неэлектрифицированным железным дорогам промышленного назначения на территории города.

3.  Новое поколение городского электротранспорта в 5 раз энергоэффективнее автобусов.

4.  Созданы условия для государственного частного партнерства в городском электрическом транспорте.

5.  Энергоэффективность городского электрического транспорта позволяет формировать контактную сеть на основе концессионного соглашения.

6.  Контактная сеть - это распределенная станция заряда аккумуляторных батарей ГЭТ; подстанции контактной сети - базовые станции заряда электромобилей.

Все статьи рубрики Информация о работе Координационного совета

Статьи по темам

Архив номеров

Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5),

Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13),

Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17) , №5 (18), №6 (19),

Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25),

Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31),

Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35), №5 (36), №6 (37),

Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42),

Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46),

Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50),

Выпуски за 2018 год: №1 (51), №2 (52), №3 (53), №4 (54).


Rambler's Top100

Авторские права на размещенные материалы принадлежат авторам
Тел.(495) 360-66-26 E-mail:
© Портал ЭнергоСовет.ru - энергосбережение, энергоэффективность, энергосберегающие технологии 2006-2019
Возрастная категория Интернет-сайта 18 +
реклама | карта сайта | о проекте | контакты | правила использования статей